Учи, но не забывай и воспитывать | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 18.01.2015

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Мишарина В. А. Учи, но не забывай и воспитывать // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 60-62. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/4/24/ (дата обращения: 13.12.2018).

http://www.de-online.ru/novosti/1212.gif

 

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф. Тютчев

Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Да и жизнь учителя состоит из них, этих уроков. Существует масса методов, приёмов, типов уроков, чтобы научить и разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы — активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. Учитель — это нечто гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой учёный может и не быть учителем. Учитель — это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс — тоже зрители. Но учитель — больше, чем актёр. Даже самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель — несёт. Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли, сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание — это, прежде всего, призвание и талант. Луначарский в своё время писал: «…преподаватель формирует самый благородный материал — людские души… И это можно сделать только тогда, когда между ними протянулись токи, заразившие их определённой симпатией к вам…»

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.

Многое из школьных предметов потом забывается, не забывается одно — общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Для этого на уроках истории не заставляю старшеклассников выходить к доске и отвечать на поставленный вопрос, мы часто беседуем на равных, сидя за партой, они обсуждают проблемы, Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя — обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают — он достаётся детям. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко. Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина — не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения нет общения, а без общения нет воспитания. Невозможно обучение и воспитание без толерантности.

Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны — всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится школе.

Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала — лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить — своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.

В нынешних непростых условиях, во времена потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников обращение к искусству, художественной литературе может сформировать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Они раскрывают способность личности к любви — к матери, к Родине, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.

Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На своих уроках я стараюсь развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красота родной природы — прекрасное средство воспитания детской души. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые даёт учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке понимания, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды — добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Конечно, я ещё многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор.

http://www.obzor.lt/images/news/6/2011_08_17/pic8.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, урок, жизнь учителя, ребенок, ученик.

Похожие статьи

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка

И что прививаем ребёнку с раннего возраста, то он и понесёт с собой по жизни.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры

Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор.

ученик, содержание ответа, учитель, учащийся, взрослая жизнь...

Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность.

школа будущего, ученик, учитель, школа, мой взгляд, учебный процесс, ребенок, школьная жизнь, собственный опыт, профессиональное мастерство.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья в журнале...

– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учитель, ученик, учебный процесс, современный урок, ресурс, образовательный процесс, свободное владение, первичное закрепление, желаемый...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Учитель — воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа. Педагогические особенности общения между учителем...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: учитель, А. С. Макаренко, ребенок.

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний.

 является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и...

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Амонашвили Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась / Педагогика наших дней. Краснодар, 2007. ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся...

педагог, педагогическая деятельность, ученик, стиль, учитель...

...мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя.

Конфликт «учительученик» | «Молодой

Гипотеза: учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности. Методы исследования

− 15 % учителей с развитым чувством юмора, которым они пользуются на уроке. Приложение № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка

И что прививаем ребёнку с раннего возраста, то он и понесёт с собой по жизни.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры

Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор.

ученик, содержание ответа, учитель, учащийся, взрослая жизнь...

Задача учителя на этих уроках – сформировать у учеников информационную компетентность.

школа будущего, ученик, учитель, школа, мой взгляд, учебный процесс, ребенок, школьная жизнь, собственный опыт, профессиональное мастерство.

Изменение роли учителя в современной школе | Статья в журнале...

– обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей

Основные термины (генерируются автоматически): урок, учитель, ученик, учебный процесс, современный урок, ресурс, образовательный процесс, свободное владение, первичное закрепление, желаемый...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Учитель — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Учитель — воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа. Педагогические особенности общения между учителем...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: учитель, А. С. Макаренко, ребенок.

Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний.

 является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и...

Мастерство учителя | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Амонашвили Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась / Педагогика наших дней. Краснодар, 2007. ученик, ребенок, познавательный интерес, начальная школа, учитель, урок, задание, познавательный интерес учащихся...

педагог, педагогическая деятельность, ученик, стиль, учитель...

...мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

Учитель и ученик… две основные фигуры в школе. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя.

Конфликт «учительученик» | «Молодой

Гипотеза: учитель и ученик склонны к конфликтности и повышенной тревожности. Методы исследования

− 15 % учителей с развитым чувством юмора, которым они пользуются на уроке. Приложение № 1.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос