Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС
Автор: Орлова Татьяна Викторовна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 14.01.2018
Статья просмотрена: 10940 раз
Библиографическое описание:
Орлова, Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС / Т. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3070/ (дата обращения: 05.10.2024).
На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. Сегодня специфической чертой современной российской действительности является изменение понятия роли личности в обществе. В парадигме «личность — общество» наблюдается повышенный интерес именно к личности, становящейся главным компонентом. Развитые в конце прошлого века коллективистские идеи сменяются мировоззрением, центрированным индивидуально.
Именно поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, то есть приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями. Это невозможно организовать, если воспитательный процесс организуется в рамках традиционной методики. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося. При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. Следовательно, в концепции ФГОС любое занятие, как учебное, так и воспитательное понимается, в первую очередь как развивающее, целью которого становится приобретение опыта коллективной или индивидуальной деятельности обучающихся.
Методологическая основа процесса современного воспитания в школе описана наиболее полно в принятой в 2009 году «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». В этом документе описаны воспитательные ориентиры, опирающиеся на базовые нравственные ценности (патриотизм, семья, труд и творчество, гражданственность, литература, искусство, человечность и др.) До недавнего времени в системе образования делался больший упор на развитие конкурентоспособной, мобильной личности, способной найти себя на рынке труда, но чаще всего следует учитывать, что такая личность не всегда обладает высоким духовно-нравственным развитием. Существующие в современном обществе проблемы низкого морального уровня развития населения обуславливают необходимость воспитания именно высоконравственной личности. Поэтому в школе в соответствии с новыми стандартами следует большее внимание уделять личностно-ориентированному обучению, как способу не столько обучить ребенка определенным навыкам, сколько воспитать его достойным гражданином России. Таким образом на первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.
Первое, на что следует обратить внимание при обучении и воспитании в условиях школы, это личностно-ориентированный подход. Сегодня много говорится о том, что школа должна воспитать всесторонне развитую личность, а главным становится умение ребенка учиться, то есть каждый педагог должен в первую очередь быть воспитателем, развитым духовно, творчески и интеллектуально, только в этом случае он сможет передать весь свой опыт и все знания ребенку. Много говорят о творчестве, как одном из способов воспитания личности. Конечно, как и в любом деле, не стоит бросаться из крайности в крайность и все уроки посвящать лишь творчеству. Пение, танцы и рисование — это хорошо, но всегда есть риск потерять за этим главное — обучение. Тем не менее творческая обстановка на уроках позволяет полнее раскрыться ученику, показать свои способности в какой-либо области, а следовательно, проявить сильную сторону своей личности, попасть в ситуацию успеха и ощутить радость победы. Согласно теории А. Н. Алексеева, личностно-ориентированное обучение — это «такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. ЛОО — это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций».
Таким образом, личностно-ориентированное обучение ставит своей целью не формирование личности по установленному шаблону, напротив, создание таких условий, при которых каждый ребенок как личность получает возможность развития тех качеств, которые у него уже заложены природой. Для реализации такого подхода важно использовать следующие принципы: дифференцированный подход, разноуровневое, индивидуальное и субъектно-личностное, «воспитывающее» обучение. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ученику, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие. Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха. Учитель же в этой ситуации становится тем, кого сегодня называют модным словом «тьютор», то есть куратор, опекун, воспитатель. Он не учит в привычном смысле этого слова, а помогает сформулировать проблему, решение которой ребенок должен найти сам, он лишь направляет, консультирует, подсказывает направление размышлений.
Важной в личностно-ориентированном обучении становится различная групповая и парная работа, когда ученики начинают осознавать, что от их мнения и их работоспособности зависит успех всей группы, понимают свою ответственность и, с другой стороны, учатся слушать других и высказывать свою точку зрения, доказывать ее, приводя убедительные аргументы.
Наконец, результатом личностно-ориентированного обучения становится не столько отметка в журнале, сколько саморефлексия в конце урока, когда есть возможность оглянуться на то, что было сделано и оценить для себя значимость полученных знаний, еще раз сформулировать основные тезисы урока, а значит, понять что изменилось в своей личности, какой маленький шажок сделан на этом уроке в сторону гармонического развития.
Одним из методов, имеющих большое значение для воспитания личности, на котором хотелось бы остановиться, — театрализованная деятельность (школьный театр). Возможности использования различных театрализованных постановок поистине безграничны: возможно присутствие на уроке какого-либо исторического персонажа в качестве помощника, эксперта, экскурсовода; театральная деятельность во внеурочное время — подготовка и проведение костюмированных вечеров, театральных постановок, спектаклей. При кажущейся несерьезности и простоте такого вида работы, она имеет большое значение для понимания того фактического материала, который изучается на уроках, социализации личности, развития интереса к изучению предмета. Во-первых, подготовка любой постановки связана с изучением первоисточников, что развивает интерес к изучению школьного предмета. Во-вторых, в процессе создания сценария и репетиций неизбежно происходит общение участников постановки, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций, установление коммуникации, что ведет к развитию навыков жизни в обществе.
Театрализация не только развивает познавательные возможности ученика, но и его личность, как нельзя лучше сочетаясь с личностно-ориентированным обучением. Совокупность этих методов позволяет в итоге сформировать такого выпускника школы, портрет которого описан в ФГОС, а учителю помогает оставаться консультантом, воспитателем, тьютором, направляющим познавательную деятельность ученика в нужное русло.
Итак, современная система образования сменила ориентиры, нацелившись на стимулирование личностных достижений школьников, развитие их духовной культуры, нравственности. Важными здесь становятся умения человека жить в обществе, устанавливать коммуникацию с другими членами социума, нравственного поведения. Реализовать данный подход возможно при личностно-ориентированном обучении, ставящем целью не столько обучение ребенка, сколько его воспитание. А главным становится создание воспитательно-развивающей среды. Именно эти новые ориентиры помогут воспитать новое поколение, каждый субъект которого является истинным гражданином России.
Литература:
- Алексеев Н. И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. И. Алексеев. — Тюмень: Изд. ТюмГУ, 1997. — 95 с.
- Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006.–т. 2.–504 с.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М., 2009.
- Новиков А. Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. М., 2011
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. — М., 2000.