Проблемы адаптации мигрантов в условиях рыночной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, Д. А. Проблемы адаптации мигрантов в условиях рыночной экономики / Д. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68309/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается проблема международной миграции, а также необходимости создания условий адаптации мигрантов и проведения государственной миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, адаптация мигрантов, миграционная политика.

Изучение закономерностей и отличительных черт формирования миграционных процессов на территории государств бывшего Советского Союза в ситуации их экономической и социально-политической суверенизации считается крайне важным. В первую очередь это связано с тем, что масштабность данного явления, стремительно увеличившегося за последние 10 лет, обусловила совокупность взаимосвязанных отрицательных последствий, усугубляющих экономические трудности переходного этапа. Миграция представляет собой одну из характерных черт цивилизованного развития общества и имеет место в любом развитом государстве.

В научных кругах общепризнано определяющее место экономических факторов в территориальном перемещении населения, которое происходит из объективной действительности того, что экономическая жизнь — фундамент всех других сфер жизни общества. В нынешних условиях переходной экономики государств бывшего СССР, имеющих различия в уровне развития производительных сил и уровне жизни населения, экономические факторы оказывают сильное влияние на миграционные процессы. Одновременно с этим, миграционные перемещения, будучи элементом развития общественных процессов, подвергаются воздействию социально-экономических условий не напрямую, а через сложный комплекс переплетающихся причинных взаимозависимостей. Данный факт определяет необходимость особенно подробного изучения как экономических факторов, обусловливающих данное явление, так и факторов общественного сознания, социально-психологических и мотивационных установок людей к смене места жительства [1, с.79].

Одним из важнейших направлений государственной миграционной политики России считается помощь в адаптации и интеграции мигрантов, поддержание плодотворного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом [5]. Это не случайно, так как по итогам 2015 года Российская Федерация (количество мигрантов: 10,9 млн чел.) — третья страна в мире после Соединенных Штатов Америки (количество мигрантов: 46,8 млн чел.) и Германии (количество мигрантов: 12 млн чел.) по динамике миграции населения. В соответствии с докладом Международной организации по миграции (МОМ) в 2015 году число международных мигрантов в мире достигло своего пика за всю историю исследований и достигла 244 млн человек. В 2013 году данный показатель составлял 232 миллиона человек. В докладе организации также замечено, что в 2015 году было зафиксировано наиболее большое вынужденное переселение людей после Второй мировой войны. Количество беженцев, а также вынужденных переселенцев в странах Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии стремительно возросло из-за обострения разных вооруженных конфликтов, при этом число обращений о предоставлении убежища в 2014 году и первой половине 2015 года почти удвоилось — возросло с 558 тысяч до почти 1 млн [3].

По результатам исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ), число международных мигрантов в мире с 2000 года выросло на 49 % и на 1 января 2018 года составляет 258 млн человек (около 3,4 % населения Земли).

Что же касается Российской Федерации, 1,4 миллиона трудовых мигрантов въехали в Россию с начала 2018 года. Это на 6,2 % ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Рекордное количество мигрантов было зафиксировано в 2014–2015гг. и составляло 12 млн. человек, что объяснялось обострением ситуации в Украине. По заверениям экспертов на данный момент в стране находится около 10 млн. мигрантов, из которых 4 млн. проживают нелегально. Кроме того, число иностранцев, получивших российское гражданство, за пять лет увеличилось почти в три раза — с 95 737 до 257 822 человек. На статистику существенно повлияло облегчение мигрантам процесса подачи документов. Также необходимо отметить, что в 2018 году Россия поставила антирекорд по количеству беженцев — 592 человека, что является минимальным значением, начиная с 2007 года.

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации и ее интегрирование во всемирную экономику выявили возможности для беспрепятственного перемещения рабочей силы по территории государства и через государственные границы. Временные трудовые мигранты образуют самый динамичный и, возможно, самый крупный миграционный поток в России. Трудовые мигранты активно участвуют в развитии рынка рабочей силы, в том числе международного [6].

Основная задача, которая решается в настоящее время в Российской Федерации, — организация цивилизованной миграции в контексте положительного воздействия на экономическую и демографическую ситуацию в стране. В этих целях в Российской Федерации разрабатывается наиболее подходящая, взвешенная политика привлечения иностранной рабочей силы. Для этого используются разные методы привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

В целях привлечения легальных иностранных работников усовершенствовано законодательное регулирование трудовой миграции. Приняты законы, которые значительно упростили процедуры, связанные с пребыванием и трудовой деятельностью иностранных граждан. Принципы данных законов полностью соответствуют международным обязательствам Российской Федерации, в том числе и в области защиты персональных данных [2].

В целях регулирования миграционных потоков и в то же время формирования наиболее подходящих условий для адаптации мигрантов была разработана Государственная программа оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Целями Государственной программы являются:

а) поощрение и организация процессов добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Россию;

б) помощь в социально-экономическом развитии регионов;

в) разрешение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

а) формирование политических, социальных, экономических, организационных условий, в том числе и обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и наиболее быстрому их присоединению к устойчивым позитивным социальным связям принимающего сообщества;

б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

в) создание механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию.

В соответствии с положениями программы, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

а) на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

б) на приобретение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а кроме того, на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;

в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;

г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) на получение государственных гарантий и социальной поддержки [4].

В заключение необходимо отметить, что в ситуации экономического трансформирования миграция является актуальной жизненной проблемой для нескольких миллионов людей. В новых условиях эта проблема выступает по-новому, и поэтому остается важной и серьезной. Важность теоретико-методологического осмысления настолько всеобъемлющего процесса, как миграция населения, растет и в связи с той общественной ролью, которую она играет в социально-экономическом развитии стран, вставших на путь суверенного существования.

Как миграция влияет на экономическую ситуацию в стране, так и экономика влияет на миграционные процессы. В связи с этим, государство посредством издания правовых актов регулирует миграционные отношения и создает наиболее комфортные условия для адаптации мигрантов.

Литература:

  1. Вечканов Г. С. Миграция населения как фактор формирования трудовых ресурсов // Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С 73–79.
  2. Выступление директора ФМС России генерал-полковника полиции К. О. Ромодановского на международном форуме по миграции в Брюсселе// СПС «Консультант+»
  3. Газета «Коммерсантъ», статья от 02.09.2018 // https://www.kommersant.ru/doc/3731026. Дата обращения: 20.10.18
  4. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637)
  5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Методология и методы изучения миграционных процессов / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, мигрант, адаптация мигрантов, Государственная программа, добровольное переселение соотечественников, государственная миграционная политика, медицинская помощь, рабочая сила, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Адаптация мигрантов в Российской Федерации

Политика адаптации мигрантов к жизни и трудовой деятельности в России находится в истоке своего развития. Стратегия государственной национальной политики РФ разработана на период до 2025 года. Несмотря на небольшой срок действия в России проведено...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Практическая реализация Государственной программы осуществляется в 59 субъектах

Вопросы адаптации, интеграции и защиты прав трудящихся-мигрантов должны решаться в

Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская...

Факторы, влияющие на миграционную политику России...

В статье проанализирована миграционная политика России, выявлены положительные тенденции, отрицательные аспекты и меры, предпринятые для их урегулирования. Проанализированы условия и факторы...

Современная миграционная политика и её влияние на...

Вместе с тем политика России не направлена на сокращение численности мигрантов, а ведет свою деятельность по минимизации негативных последствий нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. 31 октября 2018 года Президентом Российской...

Программа возвращения соотечественников в Россию

Согласно закону, — «цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они...

Россия в процессах международной трудовой миграции

Россия, Китай, иностранная рабочая сила, мигрант, Украина, трудовая миграция, рабочая сила, сельское хозяйство, трудовая

Россия, Российская Федерация, миграционная политика, трудовая деятельность, гражданин, рабочая сила, работник, работа, заработная...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав, национальный рынок труда, территория РФ, государственная статистика. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации.

К проблеме формирования концепции российской миграционной...

Современная «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до

Она рассматривается как «питающая рабочей силой теневой сектор экономики, и

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант, США, Западная Европа...

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль...

Похожие статьи

Адаптация мигрантов в Российской Федерации

Политика адаптации мигрантов к жизни и трудовой деятельности в России находится в истоке своего развития. Стратегия государственной национальной политики РФ разработана на период до 2025 года. Несмотря на небольшой срок действия в России проведено...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Практическая реализация Государственной программы осуществляется в 59 субъектах

Вопросы адаптации, интеграции и защиты прав трудящихся-мигрантов должны решаться в

Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция, мигрант

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская...

Факторы, влияющие на миграционную политику России...

В статье проанализирована миграционная политика России, выявлены положительные тенденции, отрицательные аспекты и меры, предпринятые для их урегулирования. Проанализированы условия и факторы...

Современная миграционная политика и её влияние на...

Вместе с тем политика России не направлена на сокращение численности мигрантов, а ведет свою деятельность по минимизации негативных последствий нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. 31 октября 2018 года Президентом Российской...

Программа возвращения соотечественников в Россию

Согласно закону, — «цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они...

Россия в процессах международной трудовой миграции

Россия, Китай, иностранная рабочая сила, мигрант, Украина, трудовая миграция, рабочая сила, сельское хозяйство, трудовая

Россия, Российская Федерация, миграционная политика, трудовая деятельность, гражданин, рабочая сила, работник, работа, заработная...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав, национальный рынок труда, территория РФ, государственная статистика. Влияние миграции на рынок труда Российской Федерации.

К проблеме формирования концепции российской миграционной...

Современная «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до

Она рассматривается как «питающая рабочей силой теневой сектор экономики, и

Россия, Российская Федерация, нелегальная миграция, мигрант, США, Западная Европа...

Проблемы и пути решения миграции рабочей силы в РФ и РС(Я)

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль...

Задать вопрос