Особенности развития правовой системы Германии и России. Анализ и сравнение развития права в этих странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 3194 раза

Библиографическое описание:

Умнякова, А. С. Особенности развития правовой системы Германии и России. Анализ и сравнение развития права в этих странах / А. С. Умнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68223/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена особенностям и отличительным чертам права в ведущих странах мира, а также современной политической системе. В настоящее время страны развиваются как в экономической, социальной, духовной, так и политической сфере. Полезно знать общие тенденции развития права в тех или иных государствах, чтобы уметь сопоставлять и выявлять причины недостатков, то есть неполноту определённой системы или законодательства в современном мире.

Ключевые слова: романо-германская правовая система, право, государство, рецепция римского права, закон, история России, история Германии.

The article is devoted to the features and distinctive features of law in the leading countries of the world, as well as the modern political system. Currently, countries are developing in the economic, social, spiritual, and political spheres. It is useful to know the general trends in the development of law in certain states in order to be able to compare and identify the causes of deficiencies, that is, the incompleteness of a particular system or legislation in the modern world.

Key words: Romano-German legal system, right, state, reception of Roman law, law, Russian history, history of Germany.

Предмет исследования направлен сравнение двух политических правовых систем романо-германского типа. Можно рассмотреть понятие в узком понимании, которое представляет собой систему национального права. Правовая система имеют структуру: норма права, отрасль права и институт права. В данной работе будет применяться универсальный метод анализа [4, c. 65].

Итак, под правовой системой понимается система внутри согласованных, однородных юридических средств, которые помогают осуществлять публичную власть, а также способна регулировать и организовывать общественные отношения [1, с. 160]. Объём юридической свободы субъектов права является одним из оснований определения правовой системы. Также, зависит от человеческого развития в общем. Фундаментальная основа правовой системы складывается на опыте, культуре предков, которая передаётся от одного поколения к другому.

Романо-германская эволюция имеет длительную историю на протяжении развития человечества. Данная политическая система является результатом эволюции. История связана с правом Древнего Рима, но романо-германская политическая система продолжает римское право, но никоим образом не является его копией. В XIX веке появился такой термин, как континентальное право, основываясь на территории распространения данного права в данный конкретный отрезок времени [3, с. 29].

Если взять в руки географическую карту мира, то мы сможем увидеть данная политическая система в настоящее время распространилась на многочисленных территориях. Нашла своё отражение в таких государствах, как Япония, Индонезия, стран Латинской Америки, Африки. Данная экспансия права объясняется частичной колонизацией в XIX веке. Новейшее развитие законодательства в некоторых из стран, вызванное, в частности, экономическим сотрудничеством с западными странами. Но эта тенденция затронула лишь некоторые отрасли права [3, с. 29].

Романо-германская политическая система имеет свою историю развития и включает такие периоды:

  1. Эпоха Римской империи до XII века является сложным, неоднозначным периодом. Он включал в себя следующее: развитие римского права и упадок в связи с гибелью Римского государства в 476 г. н. э. В связи с этим, в Европе господствовали архаические способы решения споров — поединки, ордалии, колдовство, то есть фактическое отсутствие права в современном понимании этого слова;
  2. С XIII по XVII век — это период возрождения римского права, а также распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти. Римское право выражает законченное право простого товарного производства, а также часть правовых отношений. Рецепция римского права привела к тому, что правовые доктрины и юридическая техника в средневековых европейских странах имели сравнительное сходство [5, с. 506].
  3. С XVIII века до наших дней является период становления кодификационного права, появление конституций. В дальнейший период появление отраслевых кодексов — Гражданский кодекс Франции 1804 год, Гражданское уложение Германии 1896 год. Фундаментом немецкого права послужило достижение римского права.

Отличительные особенности романо-германской правовой системы:

  1. Как говорилось выше, формирование правового фундамента политической системы на основе рецепции римского права. Национальная политическая база в странах Европы основывается на изучении римского права и соединяется с нормами обычного права в понятных терминах.
  2. Ярко выраженный кодификационный характер. Кодификация права началась ещё в далёкие год Западной Европы и продолжается по сей день. Работы учёных, юристов пользуются значительным спросом в системе гражданского законодательства.
  3. Система важности, то есть первичность частного права и вторичность публичного права. Данная правовая система берёт своё начало именно из частного права. В ранние годы считалось, что решение вопросов публичного права занимаются только философы, политологи и социологи [7, с. 157].
  4. Верховенство закона. Закон обладает высшей юридической силой, все нормативно-правовые акты должны не противоречить основному закону.
  5. Ведущая роль в правотворчестве принадлежит законодателю, как правило, им выступает представительный орган государственной власти.

При проведении анализа исторического развития права в таких государствах как Россия и Германия, нельзя не обратиться к истории возникновения и становления такой политической организации, как «государство». Специфика политико-правового развития Германии была обусловлена определённым фактами:

1) в ранние годы Восточное Германское государство было неоднородным в культурно-национальном отношении, так как присутствовал различный национальный состав в обществе.

2) Феодализм складывался в Германии намного позже, чем в других Европейских странах.

Данные факторы тормозили развитие правовой системы государственности в Германии. Также, отсутствие единого свода законов на протяжении многих лет и отсутствия централизованного строя обусловило рецепцию римского права. Рецепция в Германии нашла широкое отражение в таком крупном законодательном памятнике, как Германское гражданское уложение 1896 г.:

I- Общая часть;

II- Обязательственное право;

III- Вещное право;

IV- Семейное право;

V- Наследственное право. Для ГГУ характерна пандектная система, в которой выражаются выделение общей части [7, c. 164].

Русское право представляет собой своеобразное и в какой-то степени индивидуальное, ни с чем не похожее явление на правовой карте мира, имея тысячелетнюю историю. За всю историю России прослеживаются индивидуальные черты «русского права»:

  1. Неразвитость юридических традиций населения в ранние года. Построение права на основе общности бытовой культуры. В период Древней Руси основным правовым регулятором в обществе оставался быть обычай, вплоть до Петра Великого. В праве присутствовал казуистичный характер и формализм. Также, нужно не забывать, что в этот Русь было долгая времен на этапе раздробленности.
  2. Идеологизация правовых норм (достаточно вспомнить марксистко-ленинскую идеологию, которая просуществовала почти 70 лет);
  3. Слияние азиатских и европейских начал из-за обширной территории страны. Россия всегда была многонациональным государство, её территория отличалась обширными объёмами, протянувшимися почти по всей евразийской части материка.

В советские годы право утрачивало свой научный уровень развития. В данный период нашу страну можно отнести к социалистической правовой системе, где все мысли и действия сводились к цитатам книг Маркса, Энгельса и Ленина. Данный период можно рассматривать как застой в развитии правовой системы и основ правовой культуры.

Общие черты развития двух стран заключаются в следующем:

  1. Богатство культурно-национальный ценностей, что иногда сказывалось в сложности формирования правовых норм;
  2. Сохранение децентрализации земель на протяжении многих лет;
  3. Приход к демократическим ценностям и идеалам.

Проводя анализ сравнения, необходимо обратиться к современности. Историки, занимаясь статистическими и аналитическими работами, обращают внимание на разделение сравнения по разным основаниям, так как любой вывод не является действительным без рассмотрения нескольких сторон. История развития становления государств всегда взаимосвязана с процессами, происходящими в настоящее время. Она наносит огромный отпечаток на систему взаимодействия внутри страны. Проводя анализ политической системы двух стран, основываясь на фактах истории развития права и страны в целом, можно заметить некоторые тенденции взаимосвязанных направлений, которые нашли своё отражение в законодательстве.

В Германии существует законы двух типа: они существуют в формальном и материальном характере, то есть формальные принимаются законодательным органом власти, а материальные исполнительным [2]. В России подразделяют законы на федеральные и законы субъекта федерации, которые не должны противоречить Конституции РФ. Важен тот факт, что в РФ и Германии положения Конституции занимают приоритетное место в системе права. Отличительной особенностью в романо-германской семье является то, что законы — это опорные столбы права, занимая приоритетное место в иерархии нормативно-правовых актов.

В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным собранием, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, где они делятся на верхнюю и нижнюю палаты. Бундесрат- государственный законодательный орган Германии, один из пяти постоянно действующих ФР. Законодательная власть в Германии принадлежит двухпалатному парламенту. Она также включает в себя нижнюю палату- Бундестаг и верхнюю палату — Бундесрат. И та, и другая палата имеют законодательную инициативу.

Политическая система имеет целостный, иерархический характер, где роль законодателя принадлежит парламенту, то есть он имеет право на создание и регламентацию норм права, что является признаком романо-германской системы. Построенная таким образом политическая система даёт основание на взаимные заключения в рассмотрении схожести вопроса.

Законность и правовой порядок в РФ, условно говоря, осуществляют «два высших Суда», они контролируют судебный надзор и являются направляющими в деятельности нижестоящих судов. Иерархичность присутствует в судебной власти, так как существуют несколько инстанций по разъяснению дела: суды общей юрисдикции, апелляционные суды, кассационные, суды надзорной инстанцией [6, с. 16]. Такая судебная система присуща российскому законодательству.

Судебная власть в Германии осуществляется Федеральным Конституционным судом (далее — ФКС), федеральными судами, которые предусмотрены в настоящем основном законе, и судами земель. ФКС решаются споры между Федерацией и землями, связанные с вопросами по разграничению действующего законодательства, а также в случае споров насчёт объёмов прав и свобод, обязанностей граждан Федерации, рассмотрение решений неправомерного характера, деятельность бундестага. Действия судьи здесь лучше всего определены термином «подчинение закону». В Германии присутствует система сдержек и противовесов, замеченная в разграничении функций органов по Конституции.

Исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством. Оно состоит из председателя Правительства, заместителя председателя Правительства и федеральных министров. Федеральное Правительство в Германии состоит из федерального канцлера и федеральных министров. Федеральным Правительством страны претворяются в жизнь законы, которые были приняты Будестагом. Одной из главных функций Федерального канцлера является определения направления политики как внутри государства, так и на международной арене. На данную должность назначается кандидат, выбранный в Федеральном Парламенте по представлению Президента. Также, Президент имеет функцию назначения и увольнения министров Правительства по рекомендации Федерального канцлера.

Работая над данной работе, можно сделать вывод, что у Германии и России есть общие черты развития в праве и политической системе в целом. В двух странах право подразделяется на публичное и частное. При этом, к публичному относят уголовное, административное, международное и конституционное. К частному гражданское, трудовое, семейное, международное частное право. Делая вывод, нужно сказать, что Россия и Германия –это страны «писаного права». Также, политическая система включает в себя три независимые власти: судебную, законодательную и исполнительную. И в России, и в Германии есть написанная Конституция, которая обладает высшей юридической силой.

Правовая система России имеет своеобразную структуры, все элементы, входящие в неё, нужно расценивать и рассматривать с разных аспектов. Необходимо учитывать, как внутренние, так и внешние характеристики, входящие в правовой аспект. На своём историческом этапе и развитии правовой основы общества в целом Россия имела отличительные особенности. Если рассмотреть глобально правовую систему России, то мы увидим, что она не будет относиться ни к одному виду. Россия имела свой индивидуальный путь развития. Стоит лишь находить какие-то характерные особенности, подходящие к тому или иному типу, так как полностью отнести к одной системе не получится, исходя из фактов истории и современности. Многие историки, научные деятели находят схожие черты российской правовой системы, как и в германско-правовой семье, так и в англо-саксонской.

Литература:

  1. Алексеев С. С. Право и правовая система / С. С. Алексеев. // Правоведение. -1980. — № 1. — С. 27–34.
  2. Гавашели Т. В. Систематизация законодательства в Германии // Право и современные государства. 2015. № 1.
  3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1996. — 400 с.
  4. Иванов А. А. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 351 с.
  5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 540 с.
  6. Малютин Н. С., Залоило М. В. Российская правовая система в фокусе Совета Европы: постановка проблемы // Россия и Совет Европы. История, современность и перспективы взаимодействия правовых систем. — Проспект М, 2016. — С. 10–38.
  7. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В. А. Туманова. — М.: Юрист, 2003. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая система, правовая система, россия, Германий, РФ, система, Федеральный канцлер, законодательная власть, нижняя палата, общая часть.


Ключевые слова

государство, право, закон, история России, правовая система, рецепция римского права, история Германии

Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

Этому же способствовала и мажоритарная система, применявшаяся на выборах в Рейхстаг. Так, например, Социал-демократическая

В действительности в Германии канцлером всегда назначается председатель партии, набравшей большинство голосов на выборах в Бундестаг.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, Федеральный канцлер

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Шестая правовая система складывается из правовых норм, которые содержатся в решениях, принимаемых на основе аналогии права. Рассматривая эту систему нормативно-правового регулирования общественных отношений, прежде всего, необходимо указать, что в уголовном...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Четвёртый признак— многоуровневая правовая система: федеральный, региональный и

Таким образом, Россия по форме государственного устройства в узком смысле с внешней стороны есть

Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

Парламентаризм – это система политической организации государства, складывающаяся как результат соответствующей конституционно-правовой практики, элементами которой являются: верховенство закона; разделение властей при четком распределении законодательных и...

Форма правления в Российской Федерации | Статья в журнале...

В отличие от Франции, в России для роспуска нижней палаты парламента президент не должен

Обратимся к взаимоотношению ветвей власти внутри Российской Федерации.

Становление Федерального парламента в Российской Федерации прошло достаточно.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты...

Форма государственного устройства современной России

Орган законодательной и представительной власти РоссииФедеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации. Система государственного устройства России. Например, субъекты таких федераций как Российская...

Система разделения властей в Российской Федерации...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

Истинный источник происхождения системы разделения властей и жизненная сила её утверждения в общественно-политической практике — это естественное...

Форма правления в современном российском государстве

В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса.

Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Германской империи по...

Этому же способствовала и мажоритарная система, применявшаяся на выборах в Рейхстаг. Так, например, Социал-демократическая

В действительности в Германии канцлером всегда назначается председатель партии, набравшей большинство голосов на выборах в Бундестаг.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, Федеральный канцлер

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Шестая правовая система складывается из правовых норм, которые содержатся в решениях, принимаемых на основе аналогии права. Рассматривая эту систему нормативно-правового регулирования общественных отношений, прежде всего, необходимо указать, что в уголовном...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Четвёртый признак— многоуровневая правовая система: федеральный, региональный и

Таким образом, Россия по форме государственного устройства в узком смысле с внешней стороны есть

Елисеев Б. П. Система органов государственной власти в современной России.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

Парламентаризм – это система политической организации государства, складывающаяся как результат соответствующей конституционно-правовой практики, элементами которой являются: верховенство закона; разделение властей при четком распределении законодательных и...

Форма правления в Российской Федерации | Статья в журнале...

В отличие от Франции, в России для роспуска нижней палаты парламента президент не должен

Обратимся к взаимоотношению ветвей власти внутри Российской Федерации.

Становление Федерального парламента в Российской Федерации прошло достаточно.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты...

Форма государственного устройства современной России

Орган законодательной и представительной власти РоссииФедеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации. Система государственного устройства России. Например, субъекты таких федераций как Российская...

Система разделения властей в Российской Федерации...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

Истинный источник происхождения системы разделения властей и жизненная сила её утверждения в общественно-политической практике — это естественное...

Форма правления в современном российском государстве

В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса.

Задать вопрос