Форма правления в современном российском государстве
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Форма правления в современном российском государстве

В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса. Итогом работы является выделение специфики формы правления современной России, определяются критерии разграничения видов республик.
Поделиться в социальных сетях
2982 просмотра
Библиографическое описание

Степанян, Д. А. Форма правления в современном российском государстве / Д. А. Степанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61073/ (дата обращения: 29.07.2021).



В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса. Итогом работы является выделение специфики формы правления современной России, определяются критерии разграничения видов республик.

Ключевые слова: монархия, республика, президентская республика, смешанная республика, суперпрезидентская республика.

This article describes in detail the problem of determining the modern form of government in the Russian Federation. A brief description of the types of republics is given, the opinions of scientists on this controversial issue are analyzed. The result of the work is to highlight the specifics of the form of government of modern Russia, the criteria for distinguishing the types of republics.

Key words: monarchy, Republic, presidential Republic, mixed Republic, super-presidential Republic.

Форма правления является одной из важных элементов формы государства. Она даёт основное представление о государстве, так как она указывает на то, как формируются высшие органы государственной власти, как они взаимодействуют между собой и с населением, кто стоит во главе государства. Также она является показателем участия населения в формировании высших органов государственной власти. По форме правления государства делятся на монархии и республики. [1]

Прежде чем рассмотреть конкретные особенности республиканской формы правления в РФ, необходимо выявить общие признаки, которые характерны для всех видов республик.

В отличие от монархий, в республиках народ является источником власти, который посредством демократических выборов делегирует свои властные полномочия законодательному органу. Глава государства выбирается на определённый срок реализации своих полномочий, который указан в конституции. Так президент выбирается либо народом (в президентских и смешанных республиках), либо парламентом (в парламентских республиках), а, следовательно, за свои действия он несёт ответственность.

Так, форма правления РФ является предметом многих дискуссий. Ведь Конституция РФ устанавливает норму, в которой говорится, что РФ есть государство «с республиканской формой правления», но конкретный вид республики не указан. [2] Это создаёт юридическую неопределённость конституционной формулировки, что обуславливает остроту споров относительно квалификации установленной Конституцией 1993 г. модели организации государственной власти в РФ. [3] Неопределённость данной формулировки создаёт простор для воздействия президента на исполнительную, законодательную и судебную власти. В конституциях же других стран точно указан вид формы правления, например, в ст.1 Конституции Греции указывается государственный строй Греции- парламентская республика. [4]

Непонятность данной формулировки обусловлена тем, что разрабатывалась Конституция 1993 г. в условиях политического и экономического кризисов, в условиях становления новых принципов организации государственной власти, неопределённости положения президента в системе государственных органов.

Мнение учёных по поводу вида республики в России разделились на 3 основных группы.

Одни, например, А. Н. Мещеряков и Р. А. Клычев считают, что Россия является президентской республикой. Для президентской республики характерно сосредоточение в руках главы государства (президента) исполнительной власти. В президентских республиках избирает президента народ, поэтому ответственен он за свои действия перед народом. Так как президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти, то он формирует правительство, которое ему же подотчётно. Парламент же не имеет права объявить вотум недоверия правительству, но может поднять вопрос об отрешении президента от должности, при наличии определённых причин, указанных в конституции.

Так, в ст.110 Конституции РФ сказано, исполнительная власть принадлежит Правительству, но так ли это на самом деле?

Во-первых, президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, который в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу. В соответствии со ч.4 ст.111 Президент имеет право роспуска Государственной Думы и назначения без согласия её членов Председателя Правительства если они 3 раза отклонили представленные кандидатуры. Также Президент РФ назначает по представление Председателя Правительства министров Правительства и заместителей Председателя. Описанные положения Конституции РФ свидетельствуют, что исполнительную власть осуществляет не только правительство, но и Президент РФ. Также, согласно Указу Президента РФ от 26 ноября 2001 года Правительство обязано согласовывать свои некоторые постановления и распоряжения с Администрацией Президента [6]. Это свидетельствует о возрастании влияния не только президента, но и его Администрации на исполнительную власть, что свидельствует о том, что Россия является президентской республикой.

О усилении влияния президента на законодательную власть свидетельствует тот факт, что Президент РФ ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором изложены стратегии развития страны на ближайшее будущее. Так президент может посредством конституционных процедур влиять на основы внутренней и внешней политики государства. А в соответствии с Указом Президента от 13 мая 2000 г. № 849 [7] появился институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, который должен обеспечить реализацию решений президента и федеральных органов власти. Не смотря на то, что они не имеют никаких конституционных полномочий, они могут влиять на политические процесс, происходящие в федеральных округах [8]. О существовании в Росси президентской республики заявлял нынешний Председатель Правительства Д. А. Медведев, на его взгляд, России подходит только президентская республика, где ключевая роль в политической системе страны принадлежит президенту. [9]. Возможность же перехода к парламентской республике Д. М. Медведев считает неприемлемой, ведь это погубит страну.

Сторонниками же второго направления являются, О. Е. Кутафин, А. Н. Кокотов. Так, О. Е. Кутафин считает, что для современной России характерна полупрезидентская республика, называя её, правда президентско- парламентской республикой. [10]А. Н. Кокотов, исходя из конституционных норм, характеризует Россию как смешанную республику с широкими полномочиями президента [11]. Для данной формы правления характерно, что правительство формируется президентом, но оно должно получить вотум доверия парламента. Поэтому у правительства двойная ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Право роспуска нижней палаты парламента принадлежит президенту, который является главой государства. Руководство исполнительной властью возлагается на председателя правительства-премьер-министра. По Конституции РФ (ст.81) президент избирается путём всеобщих равных и прямых выборов сроком на 6 лет. Президент не возглавляет ни одну ветвь власти, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 ч.3), представляет РФ в международных отношениях и внутри страны (ст.80 ч.4). Президент назначает премьер- министра. А по его представлению президент назначает министров правительства.

Смешанная форма республики является неким миксом президентской и парламентской республик. Ведь согласно ч.1 ст.111 Конституции РФ Председателя назначает Президент РФ, но с согласия Государственной Думы. Ответственны же они за свои действия перед Президентом и Государственной Думой.

Профессор М.Краснов считает, что Россия является суперпрезидентской республикой. Так, исследовав законодательную практику последних 17 лет, он пришёл к выводу, что с каждым годом расширяется компетенция президента РФ. [11]. За данный промежуток времени было принято 115 законов, которые делегировали президенту 469 дополнительных полномочий. Следовательно, увеличилось воздействие президента на экономику, федеративные отношения, культуру, образование. Другим признаком суперпрезидентской республики в РФ является право роспуска парламента в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур на должность председателя правительства, а также издание указов без санкционирования со стороны парламента. [12] В суперпрезиденских республиках разделение властей только декларируется, но в действительности вся власть сосредоточена в руках Президента и подконтрольных ему административных институтов.

Итак, анализируя один и тот же текст Конституции 1993 г. учёные пришли к совершенно противоположным выводам относительно существующей формы правления в современной РФ. Это подтверждает тот факт, что действующая Конституция содержит в себе много неопределённы норм, которые порождают дискуссии среди учёных относительно многих вопросов.

По мимо этого, сложность идентификации российской формы правления заключается в юридическом переплетении признаков смешанной и президентской республик, что приводит к симбиозности российской формы правления. [13] Россия формально не является президентской республикой, но данная форма правления в современной России является перспективной, отвечающей практике российского конституционализма. Спецификой российской республики является такая форма правления, которую нельзя подвести под классические формы республик (президентская, парламентская, смешанная).

Таким образом, важным критерием разграничения видов республик является степень юридической самостоятельности президента, его место в системе органов государственной власти и взаимодействие с ними.

Литература:

  1. Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. — М.: Инфра-М, 1998г. С.742.
  2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  3. Варнавский Антон Геннадьевич Форма правления современного российского государства как объект конституционного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1–2
  4. Конституция Греции 1975 года
  5. Мещеряков А. Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления //Конституционное и муниципальное право. — 2005. — № 5. — С. 19–22
  6. Указ Президента РФ от 26.11.2001 N 1360 (ред. от 20.09.2010) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»
  7. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации федеральном округе» // СЗ РФ
  8. Горохов Дмитрий Юрьевич К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект // Успехи в химии и химической технологии. 2014. № 7 (156).
  9. Российская газета. 2003. 25 дек.; 2007. 11 дек.; 2008. 2 июня.
  10. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. М., 2006.
  11. Профессор ВШЭ выяснил, что Россия стала «суперпрезидентской республикой». Кремль протестует. [Электронный источник] Новости России. Вторник 29 марта 2011 года.
  12. Кондрашев Андрей Александрович Суперпрезидентская республика в России: Миф или реальность? // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. № 6 (46).
  13. Д. А. Авдеев. Форма правления в России (краткий конституционный очерк): монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 244 с.

основные термины

генерируются автоматически
монархия, республика, президентская республика, смешанная республика, суперпрезидентская республика
Похожие статьи
Стрейкмане Лилиана Романовна
Форма правления в Российской Федерации
Юриспруденция
2019
Эктумаев Алихан Бесланович
Президент республики в составе Российской Федерации: основные параметры статуса
Юриспруденция
2009
Литвинов Алексей Михайлович
К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания
Юриспруденция
2015
Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна
Президент РФ в системе разделения властей
Юридические науки
2018
Миннибаев Булат Илдарович
Особенности системы государственного управления Республики Алжир
Юриспруденция
2013
Калинин Алексей Михайлович
Характеристика правового статуса главы государства
Юриспруденция
2010
Москвитин Юрий Михайлович
Дуализм исполнительной власти в Российской Федерации
Юридические науки
2019
Рыжкова Анастасия Геннадьевна
Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе
Политология
2018
Кордуба Светлана Борисовна
Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак
Юриспруденция
2017
публикация
№25 (263) июнь 2019 г.
дата публикации
июнь 2019 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Стрейкмане Лилиана Романовна
Форма правления в Российской Федерации
Юриспруденция
2019
Эктумаев Алихан Бесланович
Президент республики в составе Российской Федерации: основные параметры статуса
Юриспруденция
2009
Литвинов Алексей Михайлович
К вопросу о месте Президента Российской Федерации в процессе формирования Федерального Собрания
Юриспруденция
2015
Ибрагимова Гузель Шарафутдиновна
Президент РФ в системе разделения властей
Юридические науки
2018
Миннибаев Булат Илдарович
Особенности системы государственного управления Республики Алжир
Юриспруденция
2013
Калинин Алексей Михайлович
Характеристика правового статуса главы государства
Юриспруденция
2010
Москвитин Юрий Михайлович
Дуализм исполнительной власти в Российской Федерации
Юридические науки
2019
Рыжкова Анастасия Геннадьевна
Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе
Политология
2018
Кордуба Светлана Борисовна
Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак
Юриспруденция
2017