Цель занятия: создание условий для систематизации знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о морских обитателях, а также о морских звездах.
Образовательные задачи:
− закреплять знания детей о морских обитателях, об их особенных условиях жизни. Ввести понятие «батискаф»;
− стимулировать познавательный интерес детей к морской стихии, к экспериментированию;
− подвести детей к открытию, что морскую звезду можно лепить разными способами, с помощью стеки и зубочистки.
Развивающие задачи:
− развивать познавательную активность детей в ходе ведения проблемного диалога; расширять словарный запас, образное восприятие, устную речь, умение связно говорить, рассказывать;
− развивать логическое мышление, способность к умозаключениям, сравнениям, суждениям, умение делать выводы;
− развивать творческое воображение, фантазию;
− развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение другого, не перебивать собеседника.
Воспитательные задачи:
− воспитывать желание оказывать помощь, отмечать собственные достижения и достижения друзей, находить решение выхода из проблемной ситуации, самостоятельно представлять и оценивать результаты труда;
− воспитывать интерес к работе с пластилином, самостоятельность, активность и творчество.
Предварительная работа:Рассматривание глобуса, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир».Беседа о морских обитателях. Просмотр видеофильмов. Чтение стихов и познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях.
Материал:иллюстрации с изображением моря, морского дна, морских обитателей, фото морских звезд, засушенная морская звезда. Пластилин, стека, зубочистки, ракушки, лист синего картона. Музыка «шум прибоя».
Образовательная деятельность
- Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы).
Вношу в группу конверт. Добрый день, рада Вас всех сегодня видеть.
— Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо, только не могу понять от кого оно. Прочитаем?
— Рассказ мальчика: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нео. Я живу в доме на берегу огромного океана, и всегда люблю прибегать к нему и играть со своими друзьями, Морскими звездами. Звезды, они такие забавные, мы всегда вместе плавали и играли в море.
Но однажды в океане поднялся страшный шторм, поднялись огромные волны, такие большие, что свет маяка почти не был виден. Эти волны унесли все морские звезды далеко в океан. Когда стих шторм, я побежал на берег, очень долго сидел, ждал, но мои друзья, Морские звезды так и не появились. Я очень люблю своих друзей, мне так хочется увидеть их снова, поиграть с ними. Помогите мне, пожалуйста».
—Ребята, вы хотите помочь Нео отыскать своих друзей, Морских звезд?
— А почему вы решили ему помочь? А вы сможете помочь?
— Чтобы помочь Нео, мы с вами сами должны хорошо знать кто такие морские звезды и как они выглядят.
— Итак, перед нами задача — вспомнить все, что мы знаем о морских звездах, о среде их обитания.
— А что нам может в этом помочь?
— Конечно, давайте с вами отправимся в морское путешествие, совершим погружение под воду, увидим всю красоту подводного мира и отыщем друзей Нео, Морских звезд.
— А как вы думаете, с помощью чего нам можно опуститься на морское дно? (варианты детей)
—Правильно, но сегодня мы отправимся на морское дно с помощью батискафа — это большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (показывает картинку)
Пассажиры, занять места! Лодка готова к погружению!
Аудиозапись «шум моря»
Предлагаю закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«Раз, два, три пристегнись и в подводном мире окажись!»
Слайд № 1 (морское дно)
2. Актуализация (повтор, закрепление знаний о морских обитателях) -Вот мы с вами оказались в подводном мире.
— Вам нравится здесь? Что вам нравится?
— Море всегда прекрасно, бескрайнее, бесконечно красивое, постоянно меняющееся. Подводное царство бесконечно прекрасно, таинственно, загадочно. Все сверкает изумрудным переливом, лучики света тихонько опускаются на дно, большое многообразие морских обитателей!
— А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже?
(Ответы детей: верхний этаж подводного мира, где тепло и светло, т. к. его освещает и согревает солнце, средний этаж — толща воды — здесь темнее и прохладнее, и самый нижний этаж — самая глубина, морское дно)
— Правильно. Как вы думаете, кто обитает на поверхности моря, в верхних этажах?
Слайд № 2 (показ картинки с морскими обитателями)
Ответы детей: дельфины, летучая рыба и др.
Кто же обитает в морской толще?
— Слайд № 3 (показ картины с обитателями морских глубин)
Ответы детей: акулы, медузы, осьминоги и др.
— Правильно, в толще морской обитают опасные хищные рыбы — акулы, которые питаются животной пищей. И самые разнообразные и очень красивые медузы, есть маленькие, а есть гиганты.
— А как вы думаете, в самой глубине, на морском дне, живет кто-нибудь?
Слайд № 4 (картина с морским дном и его обитателями)
Ответы детей (камбала, скаты, удильщик, морская звезда)
— Правильно. Даже в темных безднах океана кипит жизнь. Здесь обитают глубоководные рыбы. Обратите внимание, какая окраска у обитателей морских глубин, и почему? (варианты детей)
— В темных безднах океана пестрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше живет тот, кто темнее. Но у многих из них есть светящиеся удочки, для приманивания любопытных. (фото рыбы удильщика)
— А что же это за красивые яркие цветы на дне океана? (морские звезды)
— Посмотрите ребята, мы с вами нашли друзей Нео, морских звезд.
(воспитатель показывает фото с изображением морских звезд)
— Что вы можете рассказать о них? (ответы детей)
— Правильно, это очень яркие и заметные морские обитатели. В мире известно 2000 видов морских звезд. (показ фотографий с разнообразными видами морских звезд)
Морские звезды не умеют плавать, они ползают по дну. Если перевернуть звезду на спину, можно увидеть очень много трубок-ног. Морские звезды — хищники, они едят моллюсков, мелких рыбешек, кораллы. Хотя рта у них не видно, они караулят свою добычу, обхватывают ее щупальцами и съедают. Глаз и ушей не заметно, но морские звезды чувствуют, когда к ним приближаются.
— Морские звезды живут только в чистой, теплой, соленой воде.
Послушайте, как описала их поэтесса Фрида Полак:
Живу я на дне, глубоко под водой.
Меня называют морскою звездой.
Соленые волны — стихия моя,
А рыбы и крабы — большие друзья.
Мы, звезды, как феи невиданных снов,
Раскрашены в сотни различных цветов.
Во тьме океанов, в пучине морей
Светлей и спокойней от наших лучей.
— Здорово!
Проблемный вопрос:
— Но, как же нам Нео помочь, вернуть его друзей домой?
(возможные версии детей –сфотографировать, нарисовать, слепить, отправить почтой, рассказать и т. п.). Хорошая идея слепить морских звезд, и подарить их Нео.
— Вы, наверное, устали, пока мы с вами путешествовали по морским просторам, предлагаю немного подвигаться.
Физкультминутка
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг?
Здесь прозрачная вода,
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар,
А вот это — рыба шар!
А вот, расправив восемь ног
Гостей встречает осьминог.
3. Затруднение в ситуации.
— Ребята, как много мы вспомнили и узнали нового о морских обитателях, в особенности, о морских звездах, посмотрели на все их разнообразие, теперь мы с вами сможем слепить эту красоту и подарить Нео, чтобы он больше не грустил.
Наше путешествие в подводном мире закончилось, возвращаемся в детский сад.
— А теперь предлагаю сесть за столы и слепить настоящую морскую звезду.
— Почему вы не можете слепить морскую звезду?
— Можно сказать, что у вас возникло затруднение?
— Скажите, а как узнать то, чего не знаешь?
— Хорошая идея — посмотреть в энциклопедии. Из энциклопедии можно узнать о многом интересном. Или спросить.
4. «Открытие» нового знания» (способа действия).
— Давайте попробуем сами догадаться, как же нам с вами можно слепить морскую звезду, чтобы она была очень похожа на настоящую? Что нам для этого может пригодиться?
— Правильно, нам поможет пластилин, стеки и зубочистки.
— Лепить морскую звезду мы будем поэтапно:
- Выбираем два бруска пластилина разного цвета. Мы помним, что у морской звезды пять конечностей, поэтому делим один брусок пластилина на пять равных частей.
- Затем необходимо из каждого кусочка скатать шарик.
- Вытягиваем шарик в виде остроконечной стрелы. Для этого сначала следует сформировать колбаски, затем сдавить пальцами, вытягивая острые уголки.
- Собираем звезду, располагая лучики равномерно по окружности.
- Необходимо сверху по всей поверхности звезды налепить точки другого цвета.
- Плоской стороной зубочистки придавить каждую точку, чтобы придать шершавый эффект, а острым концом зубочистки испещрите все тело звезды, чтобы получилась губчатая поверхность.
- Украшаем морское дно ракушками, водорослями.
Давайте вспомним, как надо сидеть, работать. А чтобы ваши работы получились красивые, надо работать аккуратно.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Дети выбирают пластилин и лепят морскую звезду, декорируют ее зубочисткой.
— Получились настоящие морские звезды!
— Ребята, получилось волшебство! У вас у всех получились необыкновенно красивые работы, морские звезды как настоящие!
— Нео будет очень доволен.
6. Осмысление (итог, рефлексия).
— Трудно было лепить морскую звезду?
— Зачем мы все это делали?
— Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?
—А что вам понравилось больше всего?
— Вам понравилось лепить морскую звезду таким способом?
— Я очень рада, что вам все понравилось.