Отвращение — одна из интереснейших человеческих эмоций, изучением природы которой занимались многие исследователи. В статье дается объяснение самого феномена отвращения, анализируются пути его проявления через человеческие эмоции, объясняется связь феномена отвращения и многих общественных явлений.
Ключевые слова: отвращение, эмоции, ценности, эмоция отвращения, мимика, чувства.
Disgust is one of the most interesting human emotions, the study of the nature of which many researchers were engaged. The article gives an explanation of the phenomenon of disgust itself, analyzes the ways of its manifestation through human emotions, explains the connection between the phenomenon of disgust and many social phenomena.
Keywords: disgust, emotions, values, disgust emotion, facial expressions, feelings.
Отвращение… эмоция, известная всем и каждому, но до такой степени «противная», что говорить о ней весьма сложно. Ведь не приходит отвращение на ровном месте и просто так. Для этого нужно увидеть нечто отвратительное или почувствовать его. Эмоция отвращения — это отрицательно окрашенное чувство, проявления сильной формы неприятия [6].
Эмоция отвращения является важным защитником человеческих границ. Из разновидностей эмоции отвращения можно также отметить неприязнь, брезгливость, гадливость, омерзение, тошноту, пресыщение и пренебрежение. Все эти перечисленные эмоции так или иначе связаны с чувством отвращения.
По мнению некоторых учёных (Джон Хайдт, Пол Экман, Пол Розин и др.), отвращение может играть весьма значимую и, в первую очередь, негативную роль в жизни общества. Отвращение стало почвой для появления такого механизма поддержки целостности группы, как ксенофобия. Видимо, ещё в первобытном обществе люди начали испытывать отвращение к «не таким». Для акцентирования внимания на межгрупповых различиях часто применяются морально-нравственные оценки, основой которых может являться отвращение (к примеру, в русском языке слово «поганый» когда-то означало «иноверец, язычник») [2; с. 389–390].
Пол Экман описывает феномен отвращения как проявление антипатии ко вкусу, запаху, виду, звуку, прикосновению, каким-либо зрительным образам или фантазиям, имеющим отталкивающий характер. Самым мощным триггером являются продукты нашей жизнедеятельности — кал, рвота, моча, слизь и кровь.
Пол Розин, изучавший детально эмоцию отвращения, говорит, что основой этого чувства является появление во рту ощущения чего-то отвратительного или заразного для нас. Проведенные им исследования сделали возможным вывод о том, что как только продукт деятельности человеческого организма покидает тело и соприкасается с окружающей средой, он сразу же становится омерзительным для человека.
В истории человечества известны периоды, когда чувство отвращения вызывали абсолютно нормальные в сегодняшнем понимании вещи. К примеру, вызывающими отвращение считались женщины в период критических дней, люди, имеющие психические заболевания или межрасовый секс. Кроме того, чувство отвращения часто использовалось и в политической сфере с целью сплочения групп людей и их подчинения, чтоб натравливать одни социальные группы на другие. Ярким примером служит отношение нацистов к евреям [2; с. 391].
Фундаментом эмоции отвращения принято считать механизмы человеческого организма, вызывающие рвотный рефлекс. С самого младенческого возраста человек сталкивается с этим рефлексом. Младенец после переедания должен срыгнуть, чтоб избавиться от лишнего, повзрослев — ребенок выплевывает все то, что ему не нравится в еде. Постепенно рвотный рефлекс и желание выплюнуть то, что не нравится перерастает в защитную функцию эмоции отвращения. Но это происходит лишь в возрасте 4–8 лет, до этого отвращение имеет вид неприятия.
Случается, что в подростковом возрасте ребенок хочет ближе познакомиться с тем, что вызывает отвращение — они с удовольствием играют с силиконовыми имитациями рвоты, кала, вонючими бомбочками или пукалками. Пол Экман в своей книге «Психология эмоций» говорит о том, что какими бы ни были для человека выделения его тела, он всегда их рассматривает. В пример приводит носовой платок, который человек рассматривает после того, как высморкается.
Отравиться человек может пищей, зрелищем, запахом или вкусом. Если перевести разговор в поле психологии, то можно сказать, что отравиться человек может отношениями, контактом с людьми, переживанием негативных чувств, чужими убеждениями, собственными мыслями и представлениями. Можно говорить о том, что отвращение у человека может вызвать абсолютно все, что он не приемлет — от физического явления — до предмета воображения [3; с. 5].
Пол Розин, исследуя природу отвращения, сделал вводы о том, что имеются различия между базовым отвращением и межличностным отвращением. Базовое отвращение можно считать интуицией к контакту с опасной средой (микробами и пр.). А в межличностном отвращении Розин выделяет четыре триггера появления чувства отвращения:
– к незнакомому;
– к больному;
– к несчастному;
– к морально испорченному.
Пол Экман пришел к выводу о том, что существует и пятый триггер — отвращение от пресыщения. Как пример он приводит результаты исследования поведения мужей и жен в конфликтной ситуации. В большинстве случаев отвращение у жены возникало, когда муж пытался отгородиться от нее, не обращая внимания на ее эмоции. Жена таким образом пресыщалась, будучи сытой по горло собственными негативными чувствами к мужу.
В близких отношениях мы обычно менее чувствительны к тому, что вызывает у нас отвращение. К примеру, при уходе за ребенком родители преодолевают или даже не чувствуют отвращение к его продуктам жизнедеятельности, и это является характерной чертой безусловной родительской любви. Также временное снижение отвращения наблюдается в сексе, если он является результатом взаимного влечения [4; с. 186].
Некоторые исследователи человеческих чувств утверждают, что эмоция отвращения имеет две возможные адаптивные ценности. Первая относится к общей ценности стараний поддерживать чистоту среды (ареала), а вторая сторона — это то, что отвращение способствует адаптации к культуре. Отвращение обеспечивает мощное направление передачи культурных ценностей наравне с отторжением опасных веществ.
Дэвид Пизарро утверждает, что чувство отвращения ни в коем случае не должно являться регулятором этических норм. Он говорит о том, что нельзя осуждать гомосексуальные связи только за то, что они не укладываются в нормы поведения общества, а всех бездомных нельзя обвинять в преступлениях только по тому, что они отличаются от остальных своим внешним видом и запахами.
Данное убеждение позволило Пизарро сфокусироваться на том, каким образом эмоции могут подталкивать человека к пониманию понятия «моральное» и «аморальное».
Социальный психолог Симон Шналл из Кэмбриджа провел исследование, в котором принимали участие две группы людей. Одни сидели в чистых аудиториях и в чистой одежде, а другие в грязной одежде и аудиториях, где пахло свалкой. Вопросы задавали одинаковые двум группам. Они касались этических норм в различных жизненных ситуациях (к примеру, каннибализм с целью выживания, ложь в резюме и пр.) эксперимент показал, что испытуемые, сидящие в грязных вещах в неприятно пахнущей комнате были более строги в своих суждениях, чем испытуемые, сидящие в чистой одежде и чистой комнате [6].
Таким образом Симон Шналл доказал, что микробы имеют прямое отношение к моральным принципам. Страх микробов в прямом смысле заставляет людей думать о морали в черно-белом спектре. Во всех сказках добрые феи носят белые одежды, а злые герои — черные.
Джеральд Ллор и Гарри Шерман доказали, что человек ассоциирует темные цвета с грязью и заразой. Ответ на вопрос, каким же образом микробы относятся к моральным нормам человека, некоторые ученые видят в самом устройстве человеческого мозга. Базовое отвращение (когда человек испытывает отвращение от вида фекалий или личинок в еде) является итогом активизации передней островковой доли мозга, которая отвечает за примитивные эмоции и регулирует реакцию рвоты. Та же часть мозга активизируется, когда идет речь о справедливости и о этических нормах. Данное положение не означает, что базовое и моральное отвращение связаны между собой в мозге человека. Нет, они просто активизируют один и тот же участок мозга [1; с. 246–247].
Ответа на вопрос, почему же базовое и моральное отвращение так сложно переплелись в мозге человека, пока что нет. Но имеются версии. Так, Валери Кертис из Лондонской школы гигиены основывает свою теорию на исторических аспектах. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что наши предки заботились о гигиене. Доказательством этому служат найденные гребни для волос, мусорные свалки и пр. Ранние люди негативно относились к тем, кто был неряшлив, кто нарушал нормы санитарии, не вычесывал вшей из головы. Причиной негативного отношения было простое выживание, неряшливые люди подвергали всю группу особей риску — от неприятного запаха до эпидемии. Это поведение приводило к отвратительным последствиям, а потому и само поведение, и его носитель стали ассоциироваться с отвратительным. Кертис думает, что с целью исправления таких опасных людей группа стыдила их и осуждала, а если это не помогало, то такие люди изгонялись из группы. Так и мы реагируем на что-то грязное — не хотим иметь с этим ничего общего.
Так как подобные реакции требовались для обеспечения выживания, нейронные схемы, которые развивались для противодействия микробам, могли легко адаптироваться, чтобы служить более обширной задаче — избегать людей, чье поведение угрожало здоровью группы. В дополнение к этой точке зрения команда Кертис обнаружила, что люди, которые больше всего боятся негигиеничного, в большей мере одобряют заключение преступников в тюрьму и наложение штрафов на тех людей, нарушающих правила общества [6].
Доказано и наличие корреляции между первичным отвращением и политическими убеждениями: люди, склонные испытывать сильное первичное отвращение, чаще всего являются консерваторами и убеждёнными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, искусственного осеменения, гомосексуальности, мини-юбок и др. А те люди, которые имеют пониженный порог брезгливости, являются более либеральными и не могут понять, почему клонирование, генно-модифицированные продукты кому-то кажутся отвратительными. В политических баталиях часто используется чувство отвращения, когда оппоненты стараются указать на поведение или качество политического противника, которое может вызвать отвращение у избирателей [3; с. 14–15].
Социальное развитие человека пережило не один момент перестройки, чтобы прийти к пониманию того, что человек испытывает отвращение к людям, которые по нашему мнению ведут себя безнравственно. Это имеет решающее значение в понимании того, каким образом мы стали таким необычайно социальным и кооперативным видом, способным объединить наши мозги для решения общих проблем, изобретения нового, для эффективного использования природных ресурсов и, в конечном счете, для того, чтобы заложить основы цивилизации.
Литература:
- Арнольд М. Б., Гассон Дж. А. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности// Вилюнас В. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
- Марков, А. Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа. — Corpus, 2011. — Т. 2. — 512 с.
- Петухова В. Н. Проблема отвращения в современной психологии // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 4–19.
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд./Пер. с англ. — СПб: Питер, 2010. — 334 с.
- Нейропсихология брезгливости: как чувство отвращения сделало нас людьми [электронный ресурс]: https://monocler.ru/otvrashhenie-sdelalo-nas-lyudmi/ (дата обращения 02.03.2020)
- Толковый словарь русского языка Ушакова [электронный ресурс]: https://slovar.cc/rus/ushakov/423795.html (дата обращения 02.03.2020)