Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 23.09.2016

Статья просмотрена: 8686 раз

Библиографическое описание:

Бутузова, Ю. С. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими / Ю. С. Бутузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33939/ (дата обращения: 18.12.2024).



The article is devoted to the issue date, human feelings and emotions. Whethera personisabletocontrolthem.

Эмоции и чувства — это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Каждый день мы переживаем множество чувств и эмоций, такие как: радость, гнев, уныние, злость, страх, любовь, удовольствие. Они имеют главное место в жизни каждого человека. Общаясь с людьми, можно заметить, что каждый человек по — разному проявляет эмоции, и делится своими чувствами.

Эмоции и чувства делятся на огромное множество видов, причем жесткий их перечень не определяет ни психология, ни физиология. А причин такого разнообразия кроется в том, что природа многих эмоций и чувств носит исключительно социальный характер [1, с.2].

Развитие общества обуславливает возникновение новых эмоций, либо эмоции приобретают иное значение. Так, человек не ощущает при рождении многие эмоции и чувства, потому что они приобретаются им уже в ходе социализации, которая происходит в семье, среди друзей и даже посредством СМИ. Из всех этих источников информации и социализации человек черпает необходимые ему сведения: какая ситуация может вызвать ту или иную эмоцию, что чувствуют люди при наступлении каких–либо событий и так далее. А если человеком по каким–то причинам не испытывается определенная гамма чувств и ощущений при наступлении конкретного на то повода, то остальные люди начинают приписывать человеку такие характеристики, как по меньшей мере, странность, экстравагантность или даже эгоизм и бесчувственность.

Однако социально обусловленные эмоции параллельно существуют с врожденными эмоциями, которые присутствуют у человека с самого его рождения. Некоторыми специалистами к врожденным эмоциям также относят и те, которыми человек еще не обладает при рождении, но появление, которых у него происходит через некоторое время, так как социальный фактор и обучение родителями хотя и присутствуют, но не играют большой роли. Список таких эмоций крайне мал и ни учеными, ни психологами не было найдено единого компромисса в том, какие именно эмоции сюда должны относиться. Многие придерживаются мнения, что наличие радости — довольства, интереса — возбуждения, удивления — испуга, гнева — злости, отвращения, страха у нас заложено с самого младенчества — то есть, такие эмоции — врожденные, а все, что к ним не относятся — приобретенные.

Психология рассматривает несколько теорий, которые объясняют причины возникновения разнообразных эмоций. Еще опубликованная в 1872 г. книга «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвина, содержит характеристику эволюционного пути, по которому развиваются эмоции. Путем сопоставления эмоциональных проявлений у людей и животных, им был сделан вывод о том, что совокупность выразительных движений человека, связанных с эмоциями, является эволюционно значимой и представляет собой рудименты (остатки) ранее целесообразных реакций, которые были выработаны в ходе борьбы за существование [2, с.4].

Американским психологом У. Джемсом и датским анатомом КГ. Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята парадоксальная идея, которая определяла эмоции в качестве результата физиологических изменений в различных системах. В соответствии с данной теории человек смеется не по причине того, что ему смешно, а наоборот — ему смешно, потому что он смеется. То есть, конкретное действие, выражающее эмоцию, детерминирует ее. Когда мимика произвольно изменяется, это приводит к непроизвольному возникновению самой эмоции [3, с.4].

Интересная гипотеза касательно причин возникновения эмоций у П. В. Симонова. По его мнению, появление эмоций обуславливает недостаток или избыток сведений, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить потребность в информации. Степень эмоционального напряжения зависит от силы такой потребности и величины дефицита информации, которая необходима для достижения определенной цели. В нормальной ситуации ориентация поведения человека опирается на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом. Благодаря этому поведение человека в большинстве случаев бывает адекватным и приводит к достижению цели. В условиях, где присутствует полная определенность достижение цели может происходить и без помощи эмоций: когда человек достигнет такую цель, в достижении которой изначально был уверен, ее достижение может не вызвать у него ни радости, ни торжества. Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П. В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, возникновение и развитие эмоции страха происходит при недостатке сведений, которые необходимы для защиты [4, с.4].

Эмоции являются быстрыми и короткими элементами чувств. Чувства представляют собой более длящуюся и более устойчивую основу вспыхивающих эмоций. Эмоции — это совокупность конкретных ощущений, которые в данный момент может переживать человек. Эти ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Эмоции, возникновение которых обуславливают какие–либо потребности.
  2. Регуляторная. На основе эмоций поведение человека соответствует определенной ситуации, то есть, человек ведет себя адекватно установленным нормам, которые являются применимыми для общества. Также с помощью эмоций человек оценивает различные ситуации.
  3. Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Однако, несмотря на ключевое значение эмоций в жизни человека, большинство людей не только не умеют, но и не стремятся научиться понимать свои и чужие эмоции [5, с. 1].

Эмоции и то, насколько мы хорошо можем их контролировать, влияют на нашу жизнь. Крайне важно при принятии серьезных решений находиться в состоянии уравновешенности, ведь если человек находится в слишком возбужденном состоянии, он рискует сделать неадекватный выбор, который не сделал бы, будучи в спокойном состоянии, и о котором после пожалеет [6, с.3].

Однако это совсем не означает, что человек должен сдерживать свои негативные эмоции, более того, это чревато еще большими негативными последствиями, так как когда человек долго сдерживается, он испытывает колоссальный стресс и рано или поздно при малейшем внешнем воздействии отрицательные эмоции вырвутся наружу с еще большей силой. Однако не лучше и то, когда человек постоянно буквально «плещет» наружу свои эмоциями, так как подобные люди очень часто впадают в состояние аффекта, что также может повлечь наступление вредоносных последствий.

Чувства человека часто путают с эмоциями. Для того, чтобы возникли чувства необходимо время, они являются более стойкими и реже подлежат изменениям. В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человеком испытываются по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, посредством таких чувств как патриотизм, дружба, любовь, совесть происходит регулирование межличностных отношений [7, с. 6].

Практические чувства, это чувства, связанные трудовой и другими видами деятельности человека. Их возникновение происходит в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. Позитивные практические чувства — это трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. Если у человека доминируют негативные практические чувства, то им труд воспринимается как каторга [8, с. 6].

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются в качестве интеллектуальных чувств: проявление любознательности, радости открытия истины, удивления, сомнения [9, с. 6].

Совокупность чувств, которые проявляются у человека в процессе восприятия и создания прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Воспитание эстетических чувств происходит посредством приобщения к природе, любованием лесом, солнцем, рекой и т. п. Для постижения законов красоты и гармонии детям полезно рисовать, заниматься танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Эмоции и чувства хотя и являются разными категориями, однако они во многом схожи. А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Эмоциями определяется качество нашей жизни. Их проявление происходит в большинстве сфер нашей жизни — в трудовой деятельности, в дружеском общении и семейной жизни. Эмоции имеют важное значение, вплоть до того, что оказывают самое непосредственное влияние на нашу жизнь и могут как навредить, так и спасти, могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под влиянием эмоций человек может совершить различные действия, и он может быть уверен в том, что совершает их вполне обоснованно, но может быть и так, что он совершит вред себе и другим, о чем потом будет раскаиваться. Поэтому надо помнить, что эмоции не только помогают нам чувствовать и лучше воспринимать окружающий мир, понимать других людей, но могут и навредить, если жить только ими н не контролировать их. Эмоции для человека важный элемент, посредством которого он воспринимает окружающий мир, поэтому в эмоциях важно не переусердствовать, но и не разучиться чувствовать, так как если человек живет только рациональным мышлением, он не может видеть всей картины развития событий. Если один человек перестает чувствовать другого, то это очень негативно влияет на их взаимоотношения, то, что один считает заботой, для другого может казаться грубым вмешательством в личное пространство. Для изучения психологии эмоций требуется много времени, однако можно научиться воспринимать и понимать самые базовые эмоции людей на бытовом уровне, и уметь их вовремя скорректировать [10, с.5].

Современный мир — это сложное испытания для нас и наших эмоций, так как человек практически постоянно подвержен стрессам и переживаниям, а они влияют на нашу нервную систему, и иногда человеку сложно контролировать свои эмоции, но важно научиться не контролировать, а управлять эмоциями, преобразовывая их в позитивное русло. Научившись этому, человек не только улучшить свое настроение и здоровье, но и «раскрасит» свою жизнь, станет более счастлив и радостен, ему станет гораздо более интереснее жить.

Литература:

  1. [Электронный ресурс] URL: http://womanadvice.ru/emocii-i-chuvstva-v-psihologii (дата обращения 29.09.16);
  2. [Электронный ресурс] URL: http://tsuslik.ru/emotions (дата обращения 29.09.16);
  3. Гиппенрейтер Ю. Б., Фаликман М. В. Психология мотиваций и эмоций [Текст] / Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия. М.: ACT: Астрель, 2009.
  4. Дружинина В. Н. Психология: Учебник [Текст]/ Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 19, 20 и 21.
  5. Изард К. Э. Психология эмоций [Текст]/ Изард К. Э. СПб.: ПИТЕР, 2011.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст]/ Ильин Е. П. СПб.: ПИТЕР, 2011. (в т. ч. глава «Управление эмоциями: контроль выражения своих эмоций, устранение нежелательных эмоциональных состояний»).
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, чувство, достижение цели, жизнь, недостаток сведений, окружающий мир, поведение человека, том.


Ключевые слова

чувства, эмоции, современный мир, моральные чувства, интеллектуальные чувства, практические чувства

Похожие статьи

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается актуальность и влияние физического развития на духовное. Определенные свойства и особенности корреляции, применительно к человеку в современной эпохе.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

Влияние архитектуры на самочувствие и поведение человека

В статье представлены аспекты восприятия человеком самого себя и своих чувств через архитектуру.

Роль эмпатии в науке и обществе

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Похожие статьи

Эмоциональный интеллект — друг или враг?

В статье автор рассматривает понятие эмоционального интеллекта и раскрывает его важность в жизни людей.

Изучение гендерных различий интеллектуальной деятельности человека

В статье описываются и изучаются интеллектуальные гендерные различия.

Корреляционная связь физического и духовного развития личности

В статье рассматривается актуальность и влияние физического развития на духовное. Определенные свойства и особенности корреляции, применительно к человеку в современной эпохе.

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Травма и трансформация. Почему трудные переживания могут радикально изменить нас?

Данная работа посвящена рассмотрению психологических аспектов травм, посттравматических состояний, их субъективному восприятию и сознательному волевому регулированию собственного поведения.

Влияние архитектуры на самочувствие и поведение человека

В статье представлены аспекты восприятия человеком самого себя и своих чувств через архитектуру.

Роль эмпатии в науке и обществе

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Каким должен быть современный учитель?

Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Задать вопрос