Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 10265 раз

Библиографическое описание:

Грищенкова, Е. Н. Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение / Е. Н. Грищенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3471/ (дата обращения: 19.11.2024).


Необходимость деятельности социального педагога в медицинских учреждениях подтверждается многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями. Любая болезнь изменяет жизненную ситуацию ребёнка, препятствует полноценному, гармоничному функционированию в обществе, влечёт за собой большое разнообразие проблем, в том числе и социального характера. В связи с этим больной ребёнок и его семья нуждаются в специально организованной помощи и поддержке, которые должны осуществляться многими специалистами, и особое место среди этих специалистов должно принадлежать социальному педагогу.

В данной статье нам бы хотелось подробно остановиться на деятельности социального педагога в учреждениях, осуществляющих стационарное лечение, так как именно ситуация госпитализации является наиболее психотравмирующей, как для самого ребёнка, так и для его родителей. В периоды госпитализаций происходит отрыв ребёнка от естественных условий развития, потеря привычных социальных связей, возникает дефицит обычного, не искажённого болезнью общения, изменяется ситуация внутри семьи, другими словами появляются не только новые проблемы, но и обостряются уже имеющиеся. Однако следует отметить, что со стороны социальных педагогов вопросу организации помощи детям, находящимся на стационарном лечении уделяется недостаточное внимание. Существующие в настоящее время пособия по социальной педагогике редко содержат разделы, касающиеся работы социального педагога в медицинских учреждениях и, к сожалению, нам не удалось найти конкретной статьи, раскрывающей направления деятельности социального педагога в рамках учреждений, обеспечивающих стационарное лечение. В то же время нами был обнаружен ряд публикаций, затрагивающих тему деятельности социального педагога в медицинских учреждениях. Исходя из этого, была определена цель: выявить особенности деятельности социального педагога в медицинских учреждениях и выделить основные направления его деятельности в рамках стационара.

Современный подход к соматическим заболеваниям предполагает единство и неразрывность организма и личности. Рассматривается не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями. Е.В. Черносвитов в книге «Социальная медицина» пишет, что нет такого заболевания, которое не влекло бы за собой и социальных проблем. Становится всё более ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, который лечит, но и социальный работник, который помогает решать проблемы, возникающие в связи с заболеванием. При любом заболевании меняется восприятие и отношение человека к окружающим событиям, к самому себе, а также его положение среди близких людей и в обществе. А.В. Мартыненко в статье «О модели специалиста в области медико-социальной работы» также пишет о том, что в современном российском обществе важным звеном должна являться медико-социальная помощь населению, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь, и оказание таких видов помощи должно возлагаться не только на медицинских, но и на социальных работников. При этом одной из функций специалиста в области медико-социальной работы должна быть организация помощи хронически больным.

Проанализировав имеющиеся в литературе данные, относящиеся к обозначенной нами теме, мы пришли к выводу, что направления деятельности социального педагога, перечисленные в разделе книги М.В. Шакуровой «Методика и технология работы социального педагога», посвящённом деятельности социального педагога в учреждениях здравоохранения, являются основными и при работе в рамках стационара. Среди этих направлений можно выделить: работу с семьями детей и подростков; профессиональную ориентацию; организационную, учебно-методическую и просветительскую работу с ближайшим социальным окружением детей и подростков; социально-правовое консультирование и информирование. Рассмотрим эти направления более подробно.

Большое внимание социальный педагог должен уделять анализу отношений, сложившихся в семье больного ребёнка. А.И. Тащева в статье «Система психологической помощи детям-инвалидам» пишет: «…семья часто имеет для ребёнка патологизирующее значение, то есть формирует у него систему инвалидизирующих ролей, задавая ему жизненный сценарий, соответствующий роли инвалида («калеки»)» [11, стр. 62]. Таким образом, важная задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей заключается в оценке внутрисемейной ситуации, в анализе особенностей семейного воспитания по следующим параметрам: положение ребёнка в семье, эмоциональное принятие ребёнка родителями, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Основываясь на полученных данных и личном наблюдении, социальный педагог должен выявить проблему, определить преобладающий тип семейного воспитания, и если это необходимо, составить план оказания помощи семье. Наиболее эффективной эта помощь будет в том случае, если она будет оказываться комплексно, не только социальным педагогом, но и психологом, и психотерапевтом.

Е.М. Мастюкова в книге «Лечебная педагогика» отмечает, что болезнь ребёнка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье, а, следовательно, не во всех случаях семья больного ребёнка готова к психотерапевтическим занятиям, особенно если родители находятся в состоянии эмоционального стресса, вызванного фактом заболевания ребёнка или его неблагоприятным прогнозом. В этом случае задача социального педагога заключается в том, чтобы путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса, а также сформировать у родителей новое понимание возникшей проблемы. Социальный педагог должен убедить родителей искать выход из состояния горя и отчаяния, должен помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности и создать положительное отношение к семейной психотерапии, задача которой состоит в нормализации взаимоотношений внутри семьи, коррекции психологического состояния её членов.

Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает быстрое реагирование на сложившуюся кризисную ситуацию в семье хронически больного ребёнка и быстрый поиск средств для её преодоления. Одной из форм работы с семьёй является консультирование. В зависимости от проблемы, с которой работает социальный педагог, консультационные беседы могут быть наполнены различным содержанием, и выполнять различные задачи. Такая форма работы крайне необходима, так как период стационарного лечения ребёнка является наиболее трудным для семьи, и родители должны постоянно ощущать возможность обратиться со своей проблемой за помощью, поделиться своими переживаниями, получить интересующую информацию. При этом с помощью консультирования социальный педагог может расширить представления родителей о возможностях их ребёнка, о том, что ему требуется в первую очередь и на что следует обратить особое внимание. Также родители могут быть проинформированы по социально-правовым вопросам, о том какие льготы имеют они и их ребёнок. Они смогут получить разъяснения о порядке оформления необходимых документов и необходимую информацию об учреждениях социальной защиты.

Наряду с индивидуальным консультированием при работе с родителями социальный педагог может организовывать группы взаимопомощи. Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, знакомство с родителями, у которых также есть хронически больные дети, может помочь преодолеть чувство беспомощности и одиночества. Для достижения наибольшего эффекта группы должны быть организованы таким образом, чтобы в них участвовали не только родители, у которых ребёнок заболел недавно, но и те, у которых ребёнок болеет длительное время.

Социальный педагог, работающий в медицинском учреждении, должен объяснить родителям, что ребёнок, проходящий стационарное лечение, находится в крайне тяжёлой ситуации и очень остро нуждается в их помощи и поддержке, что именно они могут облегчить состояние ребёнка. Проводя работу с детьми с хроническими соматическими заболеваниями, мы столкнулись с ситуацией, когда ребёнка, помещённого на лечение в стационар, не посещают родители. В подобном случае важной задачей социального педагога будет выяснить причину этого и определить дальнейший план действий исходя из интересов конкретного ребёнка. Например, если родители не могут навещать ребёнка в больнице в связи с особенностями их трудовой деятельности, то социальный педагог может обсудить с ними возможность посещения ребёнка кем-либо из родственников или близкого окружения семьи. В то же время он должен разъяснить сложившуюся ситуацию медицинскому персоналу и при необходимости согласовать возможность посещения родителями ребёнка в не предусмотренное для этого время.

Необходимо подчеркнуть, что в медицинском учреждении на социального педагога возложена очень важная специфическая функция посредника между родителями и медицинским персоналом. Нередко врачи сталкиваются с тем, что им не удаётся найти контакт с родителями детей, находящихся на лечении. Это происходит по многим причинам, одна из которых заключается в том, что родители могут не осознавать всю тяжесть, имеющегося у ребёнка заболевания и не принимать к сведению рекомендации врачей, что препятствует и во многом осложняет процесс лечения ребёнка. И здесь важнейшей задачей социального педагога становится сделать родителей союзниками и сотрудниками врачей, сделать их взаимодействие наиболее эффективным. В то же время социальный педагог совместно с психологом взаимодействует и с медицинским персоналом, объясняя особенности того или иного ребёнка, обсуждая с врачом возможные подходы к детям. Часто на лечение в стационар поступают дети из детских домов, из неблагополучных семей, с особенностями поведения. К таким детям нужен особый подход, а, следовательно, необходима совместная деятельность врачей и социального педагога, направленная на поиск индивидуальных, наиболее эффективных путей взаимодействия с каждым ребёнком. Социальный педагог должен проинформировать медицинский персонал о социальной ситуации ребёнка, которая должна учитываться при общении с ним. Это облегчит установление контакта и последующее взаимодействие, что, в конечном счёте, благотворно повлияет на процесс лечения. Кроме того, учёт социальной ситуации позволит снизить напряжённость ребёнка и избежать дополнительных стрессов.

Следует отметить, что деятельность социального педагога не должна ограничиваться рамками медицинского учреждения. Социальный педагог осуществляет связь между специалистами различных учреждений и координирует их работу, он старается обеспечить ребёнку и его семье оказание всесторонней помощи. При наличии у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, проблем, связанных со школьным обучением, с межличностным взаимодействием со сверстниками и педагогическим персоналом, социальному педагогу медицинского учреждения нужно вступить в контакт с социальным педагогом, психологом, представителями администрации школы. Это необходимо, чтобы разъяснить им связанные с болезнью особые потребности ребёнка в сфере организации учебного процесса. Он должен предупредить школьных специалистов о возможном возникновении, либо об уже возникших у ребёнка проблемах в сфере межличностных взаимоотношений, причиной которых также могут являться особенности заболевания. При необходимости социальный педагог может поднимать вопрос о переводе хронически больного ребёнка на домашнюю форму обучения, а также оказывать помощь в оформлении необходимых для этого документов. Также следует отметить, что если особенности протекания заболевания, его лечения, физическое состояние детей, находящихся на лечении в стационаре позволяют им посещать учебные занятия в рамках медицинского учреждения, социальный педагог должен организовать такие занятия и привлечь для этой цели педагогов.

Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях является профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Его задача сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Результаты описанных в литературе психологических исследований детей с различными хроническими соматическими заболеваниями свидетельствуют, что дети оценивают себя неадекватно, чаще всего, завышая свои возможности и способности. Наряду с тем, что ребёнок нередко сам завышает свои возможности, родители также не всегда имеют адекватные представления о его будущем. Они могут, как предъявлять к нему требования, несоответствующие состоянию здоровья, так и проявлять излишнюю опеку, ограничивать деятельность ребёнка, в том числе и в сфере профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Социальный педагог должен разъяснить родителям, что с одной стороны у ребёнка существуют ограничения на определённые виды профессиональной деятельности, а с другой стороны у него сохраняются большие возможности для самоопределения и ему доступен обширный выбор профессий, позволяющих реализовать себя в полном объёме. Социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребёнку профессий и сориентировать ребёнка именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребёнку возможность получения профессиональной подготовки в сфере интересующих его и доступных ему с учётом заболевания профессий. Следует отметить, что в создании у ребёнка адекватных установок на его будущую профессиональную деятельность должны принимать участие не только родители, но и все специалисты, взаимодействующие с ребёнком.

При длительных госпитализациях, каждая из которых является психотравмирующей ситуацией, больной ребёнок оказывается в условиях дефицита позитивных впечатлений и положительных эмоций. Кроме того, длительная госпитализация ограничивает активность ребёнка, является причиной сенсорной и эмоциональной изоляции. В связи с этим большое значение имеет правильная организация среды вокруг больного ребёнка, которая не только облегчает детское самочувствие и настроение, но и которая будет стимулировать активность ребёнка, побуждать его к действию. Несомненно, вопросом организации зоны отдыха, исходя из особенностей каждого ребёнка, находящегося на стационарном лечении, в большей степени будет заниматься психолог. Однако социальный педагог должен взять на себя обеспечение всем необходимым того помещения, где дети смогут проводить свободное от процедур время. Для этой цели он может привлечь внимание спонсоров, готовых оказать поддержку и выделить средства на организацию зоны отдыха для детей. В то же время, социальному педагогу и психологу необходимо организовать зону отдыха и для родителей, так как, они, проводя много времени возле больного ребёнка, также должны иметь возможность снять эмоциональное напряжение.

Кроме того, ещё одним направлением деятельности социального педагога в рамках медицинского учреждения является привлечение при необходимости средств для приобретения медикаментов, оплаты лечения хронически больных детей (например, дорогостоящие операции в частных клиниках или за рубежом). Для этой цели социальный педагог может вести поиск спонсоров, как частных лиц, так и различных организаций, а также может находить возможность обратиться за помощью к широкой общественности.

Таким образом, рассмотрев основные направления работы социального педагога с детьми, страдающими хроническими соматическими заболевания и их родителями, можно сказать о том, что его деятельность многопланова, не ограничивается рамками медицинского учреждения и схематично её можно представить следующим образом (см. схему).





Врезка1


Врезка2



Врезка3


Врезка4Врезка5




Схема. Деятельность социального педагога при работе с хронически больными детьми

Данная схема наглядно отражает, что деятельность социального педагога в медицинском учреждении является важным и незаменимым звеном в процессе сопровождения детей, находящихся на стационарном лечении.

Перед социальном педагогом в медицинском учреждении стоит широкий круг задач, решение которых обеспечит наиболее эффективную помощь детям с хроническим заболеваниями. Крайне важно, чтобы необходимая помощь со стороны социального педагога могла быть предоставлена хронически больным детям и их родителям в период госпитализации ребёнка, так как только в этом случае будет обеспечена не только её непрерывность, но и своевременность. Особенность деятельности социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение, заключается в необходимости быстрого поиска возможных путей решения той или иной проблемной ситуации и в большом разнообразии направлений работы. В связи с этим его деятельность не ограничивается только рамками медицинского учреждения, она предполагает тесное взаимодействие со многими службами и центрами, оказывающими психологическую, педагогическую, социальную и юридическую помощь. Для улучшения качества жизни хронически больных детей вне стен больницы большая работа социальным педагогом ведётся с ближайшим социальным окружением ребёнка, педагогическим коллективом и администрацией школы, с различными специалистами, способными оказать ребёнку конкретную помощь.

Таким образом, мы видим, что существует острая необходимость организации психологической и социально-педагогической помощи ребёнку в каждом медицинском учреждении, осуществляющем стационарное лечение. На мой взгляд, именно комплексный подход в деле оказания помощи хронически больным детям может обеспечить всестороннее гармоничное развитие каждого ребёнка, создать условия для его полноценной жизни.


Литература:

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

2. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 454 с.

3. Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. – СПб.: ППМИ, 1993. – 76 с.

4. Исаев Д.Н., Горлач Н.А. Психологические особенности обслуживания семей хронически больных детей (на примере муковисцидоза) // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Тезисы ежегодной региональной научно-практической конференции. – СПб.: ГИПСР, 2002. – с. 88-90.

5. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л.: Медицина, 1980.

6. Мартыненко А.В. О модели специалиста в области медико-социальной работы // Работник социальной службы. – 1998, № 2(4). – С. 31 – 33.

7. Мартыненко А.В. Социальная работа в здравоохранении: проблемы и перспективы // Социальная работа; теория, технология, образование. – М.: МГСУ, 1996. - № 1. – С. 57-61.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000.

10. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

11. Тащева А.И. Система психологической помощи детям-инвалидам // Работник социальной службы. – 1997, № 1(1). – С. 60 – 65.

12. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. – М.: ВЛАДОС, 2000. –304 с.

13. Черносвитов Е.В. Прикладные методы социальной медицины. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2000. – 256 с.

14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, медицинское учреждение, ребенок, родитель, стационарное лечение, больной ребенок, семья, медицинский персонал, направление деятельности, профессиональная ориентация.


Похожие статьи

Особенности восприятия основных характеристик работы лечебно-профилактического учреждения с позиции врача и пациента

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Оценка качества жизни пациентов при диагностической и лечебной эндоскопической помощи

Влияние социального страхования на качество жизни работников промышленного предприятия

Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения

Оценка восстановительного лечения пациентов с хроническими респираторными заболеваниями на базе Регионального центра профессиональной патологии Воронежской области

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Особенности восприятия основных характеристик работы лечебно-профилактического учреждения с позиции врача и пациента

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Оценка качества жизни пациентов при диагностической и лечебной эндоскопической помощи

Влияние социального страхования на качество жизни работников промышленного предприятия

Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения

Оценка восстановительного лечения пациентов с хроническими респираторными заболеваниями на базе Регионального центра профессиональной патологии Воронежской области

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Консультативно-просветительская работа с родителями детей, имеющих недостатки речевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

Задать вопрос