Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 3378 раз

Библиографическое описание:

Дорофеева, Е. В. Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования / Е. В. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5612/ (дата обращения: 16.12.2024).

Почти все начинающие педагоги-психологи, начавшие свой карьерный рост в образовательном учреждении, сталкиваются с проблемой оформления документации, не важно, будь то программы занятий (общеразвивающих или коррекционноразвивающих), ведением рабочих журналов, составлением планов и циклограмм. Учебные заведения знакомят студентов лишь с теоретическими аспектами на занятиях типа «Психология в образовании». Азы же практики психологам приходится постигать самим, непосредственно, на рабочих местах. В своей статье я постараюсь осветить некоторые аспекты ведения документации педагогов-психологов в дошкольном образовательном учреждении.

Все педагоги-психологи образовательных учреждений, особенно дошкольных прикреплены к определенному центру психолого-медико-социального сопровождения (ДАР в Кузнецком районе, СЕМЬЯ в Центральном районе, ОБРАЗ в Орджоникидзевском районе, ЗДОРОВЬЕ в Заводском районе, НАДЕЖДА в Ильинке). В данных центрах существуют методические объединенья молодых специалистов (педагогов-психологов), где происходит процесс обмена полезной информацией между специалистами, обучение ведению документации, индивидуальные консультации по различным рабочим вопросам. Также данные центры ежегодно в начале учебного года проводят мониторинг - углубленная диагностика и анализ познавательной сферы воспитанников через психологов образовательного учреждения.

В работе педагога-психолога должна присутствовать взаимосвязь с воспитателями (ознакомление с результатами диагностики, консультации по возрастным и индивидуальным особенностям детей, рекомендации для учета воспитателями индивидуальных особенностей детей), специалистами (ознакомление с результатами диагностики, рекомендации по развитию и обучению детей, исходя из специфики работы специалиста), родителями (ознакомление с результатами диагностики, консультации по возрастным и индивидуальным особенностям детей, предупреждение психоэмоциональных расстройств) и администрации (ознакомление с результатами диагностики, участие в психолого-медико-педагогических коммисиях по вопросам развития детей (по результатам составляется заключение - согласно формы № 5), участие в педагогических советах). Скажем так, не все родители идут на контакт, чаще всего, те родители, чьи дети нуждаются в дополнительных занятиях специалиста и соблюдение рекомендаций.

Перед началом учебного года, воспитателям средних, старших и подготовительных группы раздаются формы согласия родителей на диагностику, обще развивающие занятия. При выявлении низких показателей диагностики через воспитателей родители приглашаются на консультацию. В ходе консультации родителям рассказывается и показывается бланк с результатами, выдаются рекомендации по повышению уровня тех или иных познавательных процессов. В случае отказа родителей от диагностики и занятий в форме согласия это указывается. На проведение диагностики уровня психоэмоциональных расстройств детей (тревожности или агрессивности); родителей уведомляют в ходе консультации. Также они подписывают отдельную форму согласия на диагностику и данные занятия.

Во время сончаса педагог-психолог проводит тренинги, ролевые игры с педагогами по интересующим темам или составляется перспективный план на учебный год.

Также проводится «родительская школа» для родителей в вечернее время. Она включает в себя консультации педагога-психолога по популярным и актуальным вопросам родителей, разбор и проигрывание совместно с родителями ситуаций, наиболее интересных для родителей в плане воспитания и развития детей. Также раздаются трилистники-памятки по вопросам воспитания и развития детей.

В начале и в конце года проводится стандартная диагностика познавательной сферы (уровень внимания, памяти, воображения - в старших и подготовительных группах, восприятия и мышления) детей средних, старших и подготовительных групп, психологической готовности детей подготовительных групп, уровня сплоченности детей средних, старших и подготовительных групп, по результатам которых составляются заключения, отчеты, сводные таблицы. На основании данных результатов, строятся общеразвивающие и коррекционно-развивающие занятия. Также с данными результатами (выводятся лишь общие выводы по конкретной группе) проводят просветительскую работу с родителями в средних, старших и подготовительных группах.

В начале и в конце года педагог-психолог может присутствовать на родительских собраниях. На них он рассказывает о сути диагностики, общих заключениях диагностики (не называя конкретных имен и фамилий), рассказывает про возрастные особенности детей дошкольного возраста, отвечает на вопросы родителей. При желании родителей результаты диагностики КОНКРЕТНОГО ребенка скидывается на электронный носитель, вместе с рекомендациями по повышению уровня познавательной сферы и пр.

Также в группах оформляются уголки психолога, в которых специалист выставляет и обновляет информацию психологического плана в популярной и доступной форме для родителей. Данные статьи могут также отображаться в годовых планах, минусом это не будет.

Также на педагогов-психологов очень часто «взваливают» нагрузку инспектора по охране прав детства. В его обязанности входит курирование социально не защищенных семей, составление списков социально не защищенных семей, проверка из жилищных условий составление актов проверки, исходя из данных проверок, и подписывается в администрации района, в отделе опеки. Также инспектор составляет годовые планы работы, ведет социальный паспорт по учету социально не защищенных семей в дошкольном учреждении, составляет и проводит занятия (в игровой форме) для детей подготовительных групп с целью ознакомления детей со своими основными правами (право на жизнь, образование и т. д.). Также полученные на занятиях знания закрепляют воспитатели – обычно воспитателям выдается вариант данных занятий с заданиями для них в конце. Вся документация инспекторов по охране прав детства оформляется в отдельную папку.

Перейдем, непосредственно, к оформлению программ педагога-психолога.

  • Как и любой официальный документ, программа начинается с титульного листа. В чем особенность данного «титульника»? В том, что данная программа не только утверждается директором образовательного учреждения, но и согласовывается с любым профессиональным общественным органом. Название программы должно быть связано с содержанием программы, должны присутствовать инициалы и должность автора-составителя.

  • В содержании указываются следующие графы – пояснительная записка, учебный план, учебно-методический план, методические рекомендации для воспитателей (в программе корррекционно-развивающих программ указываются и рекомендации для родителей), литература и приложения.

  1. Разберем пояснительную записку - в пояснительной записке необходимо указывать актуальность данной программы, то есть смысл, цель, направленность занятий, обозначить востребованость данных занятий именно для данных воспитанников (сюда можно оговорить про общие результаты входящей диагностики познавательной сферы (или другой сферы) детей). Смысл актуальности должно отвечать на вопросы – Зачем? Почему? Содержание актуальности должна быть минимум на страницу.

  2. Следом за актуальностью идет цель программы – это, как мы все помним, конечный результат, то чего мы хотим добиться в итоге. Сразу за целью располагаются задачи программы, то есть поэтапное достижение цели: развивающие – направлены, например, на развитие КОНКРЕТНЫХ психических процессов познавательной сферы, воспитательные – на формирование КОНКРЕТНЫХ качеств и черт личности ребенка, образовательные – создание условий для развития данных познавательных процессов.

  3. Под следующим номером и по значимости идут ожидаемые результаты – это цель, но более дробная, в них могут входить: развитие познавательной сферы; формирование сплоченности данного возрастного коллектива; развитие тех познавательных процессов, которые

  4. Затем составляется структура занятия – стандартных ход занятия (вводная часть – приветствие, обозначение цели занятия через мотивирование детей, основная часть – различные упражнения, объединенные конкретной целью занятия, и заключение – в нем должна присутствовать обязательно релаксация детей (не обязательно с погружением в сон) и анализ занятия).

  5. В заключении прописывается оборудование – это те предметы, игрушки, развивающие пособия, которые были задействованы на занятиях.

  • Следующим по счету, но не по значимости идет составление учебного плана. Учебный план представляет собой мини-содержание занятий, то есть в нем прописываются общая цель для детей каждой из возрастных групп, с которыми работает педагог-психолог, категория детей (или конкретная возрастная группа), режим работы (или периодичность занятий), срок (или период, когда проходили занятия) и количество занятий, их продолжительность. Затем следует таблица, в которой прописываются цель каждого конкретного занятия, часы/длительность занятия и форма контроля за усвоением пройденного материала детей (наблюдение, опросы).

  • За учебным планом следует учебно-методический план. Его суть – более детальное планирование занятий – прописывание каждого упражнения в занятии, и форма контроля за выполнением заданий и усвоением материала детьми (наблюдение, опросы).

  • После прописывания планов следует прописывание методических рекомендаций – для учета своей работы воспитателями, другими специалистами и пр.

  • Затем прописывается литература и делится она на три категории – основная (для специалистов в области психологии); дополнительная – для воспитателей, педагогов; и литература для родителей – литература или интернет-источники для полезной информации родителям.

  • В приложениях прописываются ход занятий полностью, тематические планы (в группах с нарушениями речи составляются логопедами), поделки или «плоды» детей на занятиях и пр.

Кроме планов занятий пишутся годовые отчеты по занятиям по установленным формам (формы 6, 6А), прописываются в начале каждого учебного года годовые планы по установленной форме (форма 1), составляются заключения по установленной форме (форма 2), заполняются журналы индивидуальных консультаций родителей или лиц их заменяющих по установленной форме (формы 3).

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, познавательная сфера, родитель, группа, учебный план, данные, образовательное учреждение, пояснительная записка, установленная форма, полезная информация.


Похожие статьи

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя и педагога-психолога с молодыми специалистами

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Похожие статьи

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя и педагога-психолога с молодыми специалистами

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Задать вопрос