Автор: Арипова Гулнора Шухратуллаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 560 раз

Библиографическое описание:

Арипова Г. Ш. Дифференциация сотрудничества школы, семьи и махалли в формировании толерантности (на примере Узбекистана) // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/30/3441/ (дата обращения: 15.12.2017).

В формировании толерантного мышления у подростков большое значение приобретает обеспечение условий сотрудничества всех участников воспитательного процесса, а именно - семьи, школы, махалли, а также неправительственных организаций. В условиях современного Узбекистана все эти институты в той или иной мере вовлечены в воспитательный процесс. При таком порядке организации воспитательного процесса, когда каждый из общественных институтов заполняет выделенную конкретно ей нищу в воспитании толерантности, создается необходимый полигон, как для получения знаний и навыков, так и практической демонстрации этих знаний, через проявление их в реальных жизненных ситуациях, посредством общественного показа требуемых этических норм и моральных устоев.

Подобное сотрудничество (школа+семья+махалля) в формировании толерантного мышления создает большие возможности для обеспечения непрерывности, взаимодополняемости и целостности педагогического процесса. Полученные в семье знания и навыки ребенок пополняет теоритической основой, полученной в школе. Затем закрепляет их через различные мероприятия, организованные на уровне махалли и неправительственных организаций. Подросток посредством прохождения через жизненные ситуации и обсуждение примеров из жизни, убеждается, насколько необходимы именно его познания, его позиция и навыки в судьбах своей семьи, в судьбах других людей и страны в целом.

Известно, что в системе национальных ценностей узбекского народа махалля занимает особое место. Узбеки говорят: «Махалля - и мать, и отец». Махалля не могла быть безучастной в судьбах своих жителей. Решению махалли подчинялись все безоговорочно. В махалле не было чинов и рангов. В махалле все были равны. Поэтому сильные мира сего всегда с опаской смотрели в сторону махалли. В махалле решение принималось на основе единственного принципа – справедливости. Поэтому и общественный статус махалли был высок. Сегодня система махалли во многих случаях является национальным, исторически сложившимся общественным институтом, сохраняющим систему ценностей узбекской семьи от различных моральных, этических и общественных кризисов. Воспитательная роль и значение махалли в данном смысле является очень необходимой и эффективной.

В годы независимости в Узбекистане были переоценены вопросы роли религиозного верования, религиозной истории и религии в развитии общества и в мировоззрении человека. В данном процессе вопросы толерантности снискали себе особый смысл и положение. В осознании толерантности, религиозной терпимости и культурного разнообразия, привитие в мышление сегодняшнего поколения идей толерантности приобрели огромное значение. Поэтому были включенны в учебные программы различных этапов образовательной системы новые направления, разработаны новые учебники и учебные часы по истории религий, религиоведению, культурологии, основам исламской религии, отношениям секулярного государства и религии, религии и гражданского общества.

В данном аспекте воспитательная роль семьи и махалли взаимодополняют друг-друга, и создают непрерывность и целостность системы воспитания. Махалля выступает институтом общественного заказа на толерантность. Толерантность семейного воспитания поощряется, одобряется, высоко оценивается со стороны махалли, поэтому она становится необходимым условием характеристики личности. В условиях роста религиозного экстремизма, отхода от широкого взгляда на многонациональное обустройство общества, его разноликость, вопросы воспитания подрастающего поколения в устоях толерантности приобретает всю большую актуальность.

Понятие толерантность воплотило в себя несколько национальных и общечеловеческих нравственных норм, эстетических ценностей и актуальные социальные понятия. Поэтому толерантность трактуется в качестве многогранной социально-психологической категории. Значит, если для педагогики, с одной стороны, важно определить общий современный смысл понятия толерантности, то с другой стороны, для каждого этапа образования важно понять какие качества и на каком уровне необходимо формировать.

Каждая личность прежде всего постигает начальный процесс воспитания и образования в семейном кругу. Личность формируется в семье. Семейные традиции и ценности служат основой для формирования социального мировоззрения личности. Толерантное мышление также впервые формируется в семье, впитывается в создание младенца с молоком матери.

В системе национальных ценностей узбеков такие качества, как всесторонне развитая личность, духовность, ответственное отношение к семье, почитание семьи, возвышение брака и признание его в качестве гаранта семьи, верность, духовное совершенство и зрелость, культура общения, доброта, справедливость, человечность, честность, искренность, щедрость, великодушие, образованность, правдивость, терпимость, добропорядочность, благодарность, стеснительность и сострадание, воспитываются в семье, в мтом числе и посредством религиозных ценностей. Поэтому, при формировании мышления молодежи религиозный фактор и религиозное мышление формируясь на основе толерантности, приобретают большое значение.

В узбекской семье толерантность и понятие всесторонне развитая личность направлены на бережное отношение и воспитание в характере детей таких качеств как благородство, нежность, неконфликтность и умение прощать. И поэтому в Узбекистане процесс формирования толерантного мышления демонстрирует, что он является социально-историческим событием, который своими корнями уходит далеко в прошлое, и который возник в доисламский период и был развит в период исламской культуры.

Естественно, что в формировании толерантности в семье большое значение приобретают такие факторы, как непрерывность и целостность процесса воспитания, его целевая организация, продолжительность и длительность процесса, его комплексность, интеграция семейного воспитания в процесс школьного обучения, наличие толерантной среды внутри семьи и вне семьи. Важно, чтобы формирование качеств толерантности в этом процессе было организовано с учетом особенностей и методов процесса обучения, как в семье, так и в учебном заведении, с учетом их взаимодополняемости.

С этой точки зрения, считается целесообразным использование в педагогических целях различных граней толерантного содержания между системами семьи, школы и махалли. В этом плане важно сознавать уровень дифференциации всех участников воспитательного процесса, в нашем случае, семьи, школы и махалли. Если мы будем рассматривать педагогический процесс воспитания толерантности с учетом функциональной дифференциации, то будем иметь четкую грань между участниками, и четкое педагогическое содержание, вкладываемое в каждого участника.

В этом плане дифференциация содержания воспитания толерантности подразумевает следующие характеристики:

I. Семья и формируемые в семье толерантные качества: Любовь и забота, справедливость, умение прощать, ненасильственность решений, умение подчиниться взрослым, умение подчиниться требованиям, отказ от насилия, искренность, доверие, уважение к старшим, внимание и забота о младших, сопереживание, готовность помогать, готовность трудиться, помощь пожилым, милосердие (как к младшим, так и старшим), открытость, стремление осознать и понять, выслушивать и понимать взгляды и точку зрения других людей, умение слушать, умение услышать другого, стремление принять чужое мнение, уметь анализировать конфликтные ситуации и знание методов выхода из них, интерес к культуре, обычаям, взглядам других, интерес к повседневной жизни других наций, народностей и народов, сбор сведений о них, формирование активной жизненной позиции, умение решать конфликты и др.

Роль этих качеств в формировании личности: Обеспечивает ведение ребенком открытого и искреннего диалога, вооружает его умениями общения, учит ребенка чувствовать нужду других в сочувствии и помощи, формирует милосердное отношение к нуждающимся, предохраняет ребенка от злопамятности, заносчивости, учит уважать традиции и обычаи других, помогает вести себя равным другим, бережет ребенка от противоречий.

II. Школа и формируемые в школе толерантные качества: Знание значения терминов фобия, кненофобия, экстремизм, радикализм, культурный диалог, поликультура, монокультура, культурные богатства мира, история цивилизаций, гуманизм, многообразие религий, культур, народов, обычаев, национальное и културное многообразие, природное и социальное многообразие мира, восприятие многообразия наций и культур, учиться жить среди различных наций и культур, осознание наличия прав и обязанностей других людей наравне с собственными правами и обязанностями, формирование навыка общения с другими людьми и представителями другой нации, практическое обучение ребенка активной жизни в сложноорганизованном мире.

Роль этих качеств в формировании личности: Усиливает в ребенке социальную активность, обеспечивает правильную оценку им социальных событий, учит на научной, исторической и эмоциональной основе культурному, природному многообразию, обучает и обеспечивает правильное общение с другими нациями, обеспечивает быстрое привыкание ребенка в любой социальной среде, облегчает его адаптацию, бережет ребенка от будущих кризисов.

III. Махалля и формируемые в махалле толерантные качества: религиозный фундаментализм, религиозное лицемерие, исламский экстремизм, различные чуждые религиозные экстремистские группы, различные идеологические угрозы, обучение ребенка к социализации через махаллю, почитание ценностей коллективной жизни, активность на мероприятиях махалли, овладение навыками посещения общественных работ - хашаров, торжеств, похорон, движений, конкурсов и др., осознание сущности узбекской поговорки «Отколовшегося волк съедает» и др.

Роль этих качеств в формировании личности: Усиливает в ребенке общественную активность, усиливает его приспособляемость к общественному мнению, учит видеть и осознавать интересы других, учит единству и солидарности, взаимопомощи.

Таким образом, формирование в семье качеств толерантности дифференцируется за счет сообразности и целевой направленности его педагогического содержания в рамках самой семьи, школы и махалли.

Основные термины (генерируются автоматически): формировании толерантности, формировании толерантного мышления, качеств толерантности, воспитания толерантности, формировании личности, Влияние типа семьи, воспитательного процесса, участников воспитательного процесса, системе национальных ценностей, семье качеств толерантности, примере ГБОУ СОШ, процесс воспитания толерантности, большое значение, формирование качеств толерантности, содержания воспитания толерантности, учащихся начальной школы, качества учащихся начальной, толерантные качества, смысл понятия толерантности, поколения идей толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос