Автор: Боровик Ирина Евгеньевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №3 (3) март 2009 г.

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Боровик И. Е. Понятие правовых принципов как начал справедливости в праве. Принципы адвокатской деятельности // Молодой ученый. — 2009. — №3. — С. 208-210.

Понятие правовых принципов исследуется  в весьма обширном перечне литературы, причём как общетеоретической, так и отраслевой. В основе своего содержания эти определения сводятся к сути,  что принципы – это стержневые механизмы, идеи права, как бы «несущие конструкции» всего правового строения. Правовые принципы – это в первую очередь идеи, т.е. исходные направляющие начала. Как во всех иных областях, так и в области права, принципы охватывают и дают правовое начало  социальным отношениям, нормам, т.е. они перерастают из просто «руководящих идей», в нормы и отношения, обретают своё нормативное и правоприменительное содержание.

Обычно среди правовых принципов выделяют следующие: гуманизм, законность, справедливость, равноправие, демократизм, добровольность и прочие. Хотя, по своей сути самого права эти принципы не отражают,  будучи, скорее, общей идеологией простых человеческих отношений.

Однако же, представляется, что принципы права следовало не просто декларативно  прописывать в тех или иных нормативных актах, но органически выводить их из правовой материи, для которой они бы являлись  «базисной надстройкой».

Принципы – это суть, сущность, освобождённая от частности и конкретики, которая должна конструироваться в соответствии с назначением права вообще: т.е. как средство предотвращения и урегулирования споров и разногласий в обществе.

Охватывая собою всё – идеи, нормы, отношения – принципы придают правовой сфере системность, логичность, организованность и последовательность.

Правовые принципы играют роль «маяков», отправных точек в формировании права, поскольку именно  с формирования правовой идеи, с её появления начинается «жизнь» права, т.е. формулируется определённый правовой принцип, который направляет  развитие права, реализуясь в его нормах и общественных отношениях.

По способу реализации в правовых нормах принципы подразделяются на принципы-нормы и принципы, выводимые из норм[1]. Первые – это принципы, непосредственно закреплённые в нормах. А принципы, выводимые из норм, это те, формулировка которых не ограничивается формулировкой одной конкретной нормы, т.е. не они получают прямого закрепления, «растворяются» во множестве норм.

В том или ином предмете регулирования закреплены основополагающие начала регулирования – принципы-нормы. Принципы, выводимые из норм, обусловлены методом регулирования, и,  будучи незакрепленными напрямую, они следуют из анализа норм. Однако, принципы не просто должны БЫТЬ, но они должны «работать».

Принципиально важно то, чтобы с ними были согласованы, связаны и чётко на их основе создавались все нормы, содержащиеся в законодательном акте, и чтобы эти нормы наиболее полно раскрывали содержание принципов.

Подытоживая вышесказанное, можно заключить, что от того, каковы принципы, каким образом они сформулированы и насколько полно раскрыты, напрямую зависит уровень развития законодательства, качество и эффективность законов. А каковы законы, таково и общество.

В демократическом правовом государстве, коим Россия провозглашена, основополагающие идеи-принципы должны быть выражены в законах, должны становиться правовыми нормами, т.е. приобретать государственно-властное закрепление. Принципы права не только и не столько  определяют направления правового регулирования, сколько  указывают направления дальнейшего развития законодательства. (Как,  например, конституционный принцип состязательности в судах, или принцип доступности каждому квалифицированной юридической помощи).

Становление России как правового государства  невозможно  без претворения в жизнь основных направлений,  сформулированных  в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»:

— законодательное обеспечение системы прав человека в обще­стве, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;

— упрочение основ и защита конституционного строя;

— создание целостной правовой базы организации и деятельно­сти судебной системы и органов юстиции;­­

     -  развитие системы правового воспитания, в том числе укреп­ление системы юридического образования и юридической науки; организация правовой экспертизы в нормотворческой и пра­воприменительной практике;

Принципы правового государства позволяют перейти к вопросу о месте и роли  адвокатуры в государстве, ПОСКОЛЬКУ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ИМЕННО МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД РОССИИ, БУДУЧИ ТВОРЦОМ КОНСТИТУЦИИ, заинтересован в существовании механизмов защиты интересов и прав личности. Несмотря на то, что прямых упоминаний об адвокатуре в Основном Законе страны нет, но,  по мнению некоторых авторов, общие положения о месте адвокатуры в системе государственных и общественных институтов, механизме судебной защиты (ч. 1 ст. 46), об обеспечении квалифицирован­ной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) следовало бы соотносить с деятельностью и назначением адвокатуры.[2] А назначение адвокатуры, ввиду того, что: Россия является правовым государством (ст.1 Конституции), «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гра­жданина -  обязанность государства» (ст.2), «каждому гарантируется право на получение квалифицирован­ной юридической помощи» (ст. 48) и  «каждому гарантируется судебная защита прав и свобод челове­ка и гражданина» (ст. 46), - по своей сути является публично-правовым,  поскольку именно на адвокатуру возложена государством обязанность обеспечения населения квалифицированной юридической помощью.

В определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 282-O[3] указано: «Деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод челове­ка и гражданина, имеет публично-правовое значение».

Поскольку обеспечение прав и свобод человека и гражданина  и приоритет основ конституционного строя это обязанность государства, то очевидно, что без поддержки государства, становление и развитие адвокатуры как института гражданского общества невозможно, причём, ещё раз повторюсь, что и на государство, и на адвокатуру эти обязанности возложены самими гражданами России, её многонациональным народом.

Возникает только вопрос о том, кто должен устанавливать систему принципов, регулирующую определённую правовую сферу: исключительно Законодатель, который перечислит в законе определённые принципы, или же может быть учтено мнение учёных той или иной сферы юридического сообщества, в обоюдном диалоге которых могут быть установлены не только принципы,  на основе которых государство согласно «видеть» перед собой это сообщество, но также и те, которые были бы полезны и давали возможность развиваться этому сообществу, что в конечном итоге способствовало бы  и развитию законодательства, а в целом и правовой культуры всего общества: «Очень важно сказать о пра­восознании власти. Если власть станет стремиться создавать под се­бя удобное право, то любая правовая реформа станет не более чем фикцией»[4].

Содержание  правовых принципов обуславливается способностью юристов-правотворцев проникнуться сущностью общественных процессов и выявить в них основное и наиболее главное, что впоследствии и обретает форму фундаментальных правовых понятий.

Применительно же к Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» № 63 ФЗ от 31.05.02[5], не совсем понятна сущность перечисленных  законодателем в п.2 ст.3 правовых принципов независимости, корпоративности, законности, равноправия и самоуправления. Принцип законности заключается в том, что свою профессиональную деятельность адвокат обязан осуществлять исключительно в рамках российского законодательства, не допуская его нарушений..

Принцип независимости адвокатуры заключается в  свободе от любого внешнего давления или вмешательства в профессиональную деятельность (в том числе со стороны государственных или иных заинтересованных в исходе дела органов, поскольку именно адвокатура, будучи подлинно независимой публичной корпорацией профессиональных юристов способна наиболее квалифицированно осуществлять контроль за соблюдением государством правовых норм.

 Признание публично-правового статуса института адвокатуры вы­звало необходимость решения вопроса о расширении ее корпоративно­го самоуправления, хотя попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ на адвокатуру предпринимались в процессе принятия Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Тем не менее, Министерство юстиции не имеет права непосредственно вмешиваться в дела корпорации адвокатов, на органы юстиции возложена обязанность исключительно вести реестр адво­катов, вносить изменения в который по собственной инициативе они не могут. Принцип самоуправления в отношении организации и деятельно­сти адвокатуры представляет собой самостоятельное регулирование внутрикорпоративных отношений, возникающих в адвокатских сообществах, без вмешательства государства. Органами самоуправления являются: адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, их советы, квалификационные комиссии. Федеральная палата адвокатов РФ. Принцип адвокатского равноправия означает, что лицо, приобрета­ющее статус адвоката, становится полноправным членом адвокатского сообщества.

К чему конкретно следовало бы эти принципы относить, исходя из наименования ФЗ: к организации адвокатуры или к непосредственной адвокатской деятельности.  Может, корректнее было бы расписать принципы, регулирующие организацию и отдельно принципы адвокатской деятельности? И, наконец, совсем не понятно, где в Законе раскрывается содержание принципов – т.е. законодатель их перечислил и, как будто, достаточно. Раскрыт, пожалуй, единственный  принцип -  независимости в статье 18 ФЗ «Гарантии независимости адвоката».

Также, по нашему мнению, в перечне п.2 ст.3 не хватает принципа конфиденциальности[6], который является основополагающим принципом адвокатской деятельности и раскрывается в своем непосредственном содержании в статье  8 «Адвокатская тайна», а также в статье 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, где говорится о профессиональной тайне, как о «безусловном приоритете деятельности адвоката»[7]. Этим раскрытие содержания принципов в Законе исчерпывается.

Совершенно ясна попытка законодателя заложить основу того или иного закона, сформулировать чёткую систему принципов; однако, при этом необходимо устранить сомнения, что именно подход законодателя является наиболее верным, эффективным и полезным для правоприменителя, поскольку анализ «продуктов законотворчества» к такому мнению не приводит.

 

Библиография

  1. Алексеев С.С. Проблемы тоерии права, т.1, с. 108.
  2. Горбунов О. Принципы права. Понятие, роль, виды принципов права. М., 2005.
  3. Зорькин В.Д. //Родная газета. 2004.  — 29 апреля.
  4. Иванов Р.Л. О понятии принципов права. Вестник  Омского университета, 1996. С. 115-118.
  5. Иоффе О.С. Структурные  подразделения системы права. – Учён.зап. ВНИИСЗ,11968, вып.14.
  6. Керимов  Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972.
  7. Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят I российским съездом адвокатов 31  января 2003 года. Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2005. № 2.
  8. Малеин Н.С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992. Гл.IV.
  9. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 282-O

10.  ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63 ФЗ от 31.05.02. РГ.2002. № 100; СЗ РФ. 2003.

  1. Явич Л.С. Общая теория права. – Л., изд-во ЛГУ, 1976. С. 450.
  2. Явич Л.С. Право развитого  социалистического общества: сущность и принципы. М.: Юрид.лит., 1978.


[1] Горбунов О. Принципы права. Понятие, роль, виды принципов права. М., 2005.

[2] Яртых И.С. Адвокатура и власть. -  М., 2003. с.8.

[3] Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. № 282-O

[4] Зорькин В.Д.// Родная газета. 2004. — 29 апреля.

[5] ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63 ФЗ от 31.05.02. РГ.2002. № 100; СЗ РФ. 2003.

[6] в соответствии с Основными  принципами, которые  предусматривают: строго соблюдать и учитывать в рамках национального законо­дательства принцип соблюдения полной конфиденциальности кон­сультаций подзащитных с адвокатом (принцип № 22);

[7] Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят Iроссийским съездом адвокатов 31  января 2003 года. Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2005. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): адвокатской деятельности, адвокатской деятельности, правовых принципов, правовых принципов, Понятие правовых принципов, Понятие правовых принципов, Правовые принципы, Правовые принципы, правовых нормах принципы, правовых нормах принципы, принципы адвокатской деятельности, принципы адвокатской деятельности, содержание принципов, содержание принципов, Принцип независимости адвокатуры, Принцип независимости адвокатуры, принципы права, принципы права, правовых принципов исследуется , правовых принципов исследуется .

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос