Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (299) февраль 2020 г.

Дата публикации: 01.03.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Бабаева, А. Е. Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования / А. Е. Бабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67796/ (дата обращения: 20.09.2020).



В статье рассмотрены проблемы и условия формирования компетенций государственных служащих в условиях смены парадигмы образования. Проанализированы качественные характеристики кадрового состава государственных органов на примере Новосибирской области.

Ключевые слова: парадигма образования, подготовка кадров, государственные гражданские служащие, компетенции, профессиональные качества.

От эффективного развития и использования кадрового потенциала зависит прорывное развитие страны, в частности Российской Федерации. Сегодня перед системой образования стоит задача повышения уровня подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы России. Для достижения национальных целей и целевых показателей в сфере образования, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в качестве задач выступают: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; ликвидация кадрового дефицита; обеспечение ведущих отраслей производства высококвалифицированными кадрами и другие. Для решения указанных задач под председательством Президента РФ В. В. Путина 6 февраля 2020 г. состоялось совместное расширенное заседание президиума Государственного совета и Совета при Президенте по науке и образованию. Особое внимание было уделено вопросам смены парадигмы образования: уход от зарегулированности образовательных процессов и предоставление выбора человеку, поступившему на обучение, необходимых компетенций с сохранением необходимой образовательной базы.

В условиях изменения социальных отношений в рамках глобализации, возникает необходимость получения смежного междисциплинарного образования для эффективной профессиональной реализации личности, что в итоге влияет на развитие России. В данном контексте особый интерес вызывает развитие квалификации государственных гражданских служащих, которые с одной стороны — обеспечивают реализацию задач и национальных целей, с другой стороны — сами являются участниками образовательного процесса по получению дополнительного профессионального образования в связи с необходимостью непрерывного образования в течение жизни. В связи с этим компетенции государственного гражданского служащего должны быть высокого уровня, а учитывая широту профиля знаний, навыков и умений гражданского служащего возникает проблема эффективной подготовки кадров для государственных органов власти.

Для выявления реперных точек в формировании необходимых компетенций гражданских служащих в сентябре — декабре 2019 года было проведено исследование качественных характеристик государственных гражданских служащих исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации на примере Новосибирской области. Выборка составила 30 % от генеральной совокупности, а высокая репрезентативность полученных данных обеспечена по гендерно-возрастной характеристике.

Результаты исследования показали, что 90 % государственных служащих исполнительных органов государственной власти Новосибирской области считают важным и необходимым постоянное повышение своей квалификации и компетенций, при этом лишь 40 % считает существующие кадровые инструменты по повышению квалификации действенными и эффективными. Среди эффективных инструментов пополнения своих знаний, умений и навыков служащие выделяют: стажировки по обмену опытом, тренинги и дискуссии на конференциях. Заметим, что образовательные программы по повышению квалификации и профессиональной переподготовке государственные служащие в расчет не берут. Отвечая на вопрос об условиях, влияющих на успешное выполнение своей работы связанной с реализацией должностных обязанностей, гражданские служащие ставят на первое место уровень компетенций (65 %), а после указывают на личностные качества (33 %). Остается немалое количество тех гражданских служащих, кто указывает, что для постоянной продуктивной работы на одном уровне им необходимо повысить свой уровень компетенций (42 %), в том числе знаний в области законодательства (63 % от ответивших, что нуждаются в повышении уровня компетенции), в области экономики и финансовых вопросов (15 %), в области управления (12 %), в области психологии (7 %), в иных областях. При этом квалификацию своих коллег гражданские служащие оценивают выше, чем свою примерно на 10 %, и в целом дают оценку «отлично» (40 %) и «хорошо» (30 %).

Почти 45 % респондентов указывают, что их потребности в обучении не учитываются при направлении на обучение по программам дополнительного профессионального образования, а также не отражены в личном плане профессионального развития. Есть те, кто отмечает, что у них нет личного плана профессионального развития или они не знают о нем. У государственных гражданских служащих не всегда есть возможность и желание самостоятельно искать способы повышения уровня своих компетенций, что подтверждает достаточно высокий процент (более 40 %) ответов респондентов о мотивированности к самообразованию. Большинство государственных служащих не имеют возможности самообразования в силу загруженности на работе (80 %) и отмечают, что восполняют необходимый уровень знаний, умений и навыков в своей оперативной (текущей) работе. Безусловно, приобретение умений и навыков происходит в непосредственном процессе выполнения должностных обязанностей, однако данный процесс не позволяет смотреть на ситуацию со стороны, что так важно особенно на государственной службе, когда необходимо не просто успешно выполнить функцию, а еще и привнести что-то новое. В этом ключе для государственного гражданского служащего в целях обеспечения достижения целевых показателей национальных проектов кроме высокого уровня квалификации необходимы личностные качества и способность к творческому мышлению. В настоящее время некорректно считать государственных служащих бюрократическими работниками, которые не способны к творчеству, а также не должны проявлять инициативность. Инициативность в процессе исполнения должностных обязанностей и функций в рамках компетенций должна поощряться со стороны непосредственного руководителя, что в свою очередь будет способствовать развитию творческого процесса, который позволяет искать оптимальные пути достижения поставленной цели. Творчество и инициативность сопровождают процесс прорывного развития. Каким образом обеспечить качественную подготовку кадров для органов власти?

Сегодня подготовка кадров для органов власти происходит преимущественно в высших учебных заведениях по программам высшего образования. Анализируя программы высшего образования, мы не найдем достаточных компетенций для осуществления должностных обязанностей, к тому же в силу многоотраслевой характеристики государственного управления невозможно унифицировать компетенции отдельно взятого гражданского служащего без учета специфики компетенции органа власти, в котором он работает. Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление включает в себя широкий набор компетенций, но не обеспечивает специализированными умениями и навыками, необходимыми для прохождения государственной гражданской службы с учетом специфики конкретного органа власти. Таким образом, возникает проблемная ситуация, которую можно определить следующим образом:

– государственные гражданские служащие нуждаются в оптимальном рабочем графике для повышения уровня компетенций в целях многостороннего развития;

– современные программы повышения квалификации и переподготовки не могут в полной мере обеспечить восполнение и приобретение необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для прогрессивной работы;

– существующие механизмы развития гражданских служащих приобретают формальный характер в силу ограниченности различных ресурсов.

Оптимальным решением сложившейся проблемы может стать получение дополнительных компетенций в рамках отдельных модулей, которые позволяют получить дополнительную квалификацию параллельно с освоением базовых классических образовательных программ, обеспечивая междисциплинарность образования. Для этого необходимо обеспечить изменения подхода в образовательном процессе человека при профессиональной самореализации. Данные изменения являются необходимостью в существующих тенденциях развития всех сфер государства.

По мнению автора, инструментом получения отдельных компетенций, необходимым для прохождения государственной гражданской службы, может стать дополнительное образование только в случае трансформации его, которая будет основываться на выстраивании потребностей государственных гражданских служащих.

Таким образом, в условиях смены образовательной парадигмы возникает необходимость видоизменять образовательные программы, ориентируясь на потребности, вызванные внешней средой. Поиск новых механизмов повышения качества подготовки кадров — одна из главных задач государственного управления в стратегическом аспекте.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
  2. Халиков М. С. Государственная служба в системе государственного управления / М. С. Халиков // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. № 2, С. 58–68.
  3. Васильева Е. А. Ценностная трансформация в системе государственной службы (на примере Республики Саха (Якутия)) / Е. А. Васильева // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 5. С. 139–147.
  4. Гудков А. А., Трифонов Ю. Н. Система профессионального развития государственных гражданских служащих и пути её совершенствования / А. А. Гудков, Ю. Н. Трифонов // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 8. С. 32–38.
  5. Рыжкова А. О. Анализ системы мотивации государственных гражданских служащих в современной России / А. О. Рыжкова // Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции 2018 г. № 9 (10), С. 136–140.
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, компетенция, Новосибирская область, орган власти, Российская Федерация, высшее образование, государственная гражданская служба, государственное управление, дополнительное профессиональное образование, личной план.


Похожие статьи

Система и компетенция государственных органов управления...

Ключевые слова: высшее образование, государственные органы, система государственного управления, политика в области образования. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право бесплатно получить высшее образование на конкурсной...

Управленческие технологии профессионального развития...

Эффективность государственного управления в XXI веке определяется профессионализмом государственных гражданских служащих. «...Новая эпоха управления персоналом — это усиливающие требования к признанию экономической целесообразности капиталовложений в...

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Региональный опыт организации работы с кадровым резервом...

кадровый резерв , Российская Федерация , государственная служба , государственный

государственная гражданская служба , государственная служба , Чеченская Республика, государственный орган власти, служащий , гражданское общество, государственное...

Базовые требования к профессиональной компетентности...

Проблема профессиональной компетенции государственных гражданских служащих. В-шестых, государственная служба, конечно, как и любая деятельность оплачиваема. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная.

Инструменты профессионального развития государственных...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий , профессиональное развитие , проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих , принцип непрерывного образования , системный подход, дополнительное профессиональное ...

Современные проблемы профессионального развития...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих, принцип непрерывного образования, системный подход, дополнительное профессиональное...

Совершенствование кадровой политики в отношении...

государственная гражданская служба , государственная служба , Чеченская Республика

Иными словами государственная гражданская служба в Российской Федерации является

государственная служба , кадровый резерв, служащий, Соединенный Штат Америки, резерв...

Государственное управление и государственная служба...

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность

Российской Федерации; федеральных органов государственной власти

Однако в настоящее время государственная служба Российской Федерации не отвечает...

Похожие статьи

Система и компетенция государственных органов управления...

Ключевые слова: высшее образование, государственные органы, система государственного управления, политика в области образования. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право бесплатно получить высшее образование на конкурсной...

Управленческие технологии профессионального развития...

Эффективность государственного управления в XXI веке определяется профессионализмом государственных гражданских служащих. «...Новая эпоха управления персоналом — это усиливающие требования к признанию экономической целесообразности капиталовложений в...

Государственное управление кадровой политики...

государственная служба, кадровый потенциал, государственная власть, кадровая политика, служащий, профессиональное развитие, государственное управление, государственный орган, государственная...

Региональный опыт организации работы с кадровым резервом...

кадровый резерв , Российская Федерация , государственная служба , государственный

государственная гражданская служба , государственная служба , Чеченская Республика, государственный орган власти, служащий , гражданское общество, государственное...

Базовые требования к профессиональной компетентности...

Проблема профессиональной компетенции государственных гражданских служащих. В-шестых, государственная служба, конечно, как и любая деятельность оплачиваема. Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная.

Инструменты профессионального развития государственных...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий , профессиональное развитие , проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих , принцип непрерывного образования , системный подход, дополнительное профессиональное ...

Современные проблемы профессионального развития...

Ключевые слова: государственный гражданский служащий, профессиональное развитие, проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих, принцип непрерывного образования, системный подход, дополнительное профессиональное...

Совершенствование кадровой политики в отношении...

государственная гражданская служба , государственная служба , Чеченская Республика

Иными словами государственная гражданская служба в Российской Федерации является

государственная служба , кадровый резерв, служащий, Соединенный Штат Америки, резерв...

Государственное управление и государственная служба...

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность

Российской Федерации; федеральных органов государственной власти

Однако в настоящее время государственная служба Российской Федерации не отвечает...

Задать вопрос