На сегодняшний день, в период, когда коррупция все чаще проникает во все сферы жизни, в том числе и правовые структуры, одной из наиболее важных задач, которые стоят перед правительством Российской Федерации, является создание электронных платформ для обсуждения в открытом доступе законодательных инициатив, а также проведение антикоррупционных экспертиз независимыми экспертами. Создание данных цифровых платформ позволяет общественности принимать участие в принятии законов, нормативно-правовых актов, влиять на их принятие, а также выявлять недочеты или определять коррупциогенные факторы. Но, несмотря на столь высокую важность использования цифровых сервисов, существует ряд проблем, что и актуализирует изучение данного вопроса.
Ключевые слова: цифровые сервисы, антикоррупционная экспертиза, правовая экспертиза, коррупциогенные факторы.
Today, at a time when corruption is increasingly penetrating all spheres of life, including legal structures, one of the most important tasks facing the government of the Russian Federation is the creation of electronic platforms for discussing legislative initiatives in the public domain, and also conducting anti-corruption examinations by independent experts. The creation of these digital platforms allows the public to take part in the adoption of laws, regulations, influence their adoption, as well as identify shortcomings or identify corruption factors. But, despite the high importance of using digital services, there are a number of problems, which actualizes the study of this issue.
Keywords: anti-corruption examination, legal examination, corrupto-genic, digital services.
Цифровое пространство всё больше выступает в качестве инструмента для регулирования права и государственного управления, для оптимизации процессов и правоотношений. В настоящее время активно создаются цифровые платформы для анализа, мониторинга, обсуждения законов, нормативно-правовых актов и проведения независимых антикоррупционных экспертиз [1].
Независимая антикоррупционная экспертиза является одним из основных и важных этапов разработки проекта любого нормативного правового акта. Экспертиза может проводиться физическим или юридическим лицом, аккредитованным Министерством юстиции Российской Федерации в качестве эксперта (в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») [2].
Таким образом, чтобы выступить в качестве независимого эксперта, нужно обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации.
Существует несколько цифровых сервисов в свободном доступе, для анализа принятых нормативно-правовых актов:
– Официальный сайт Министерства юстиций Российской Федерации www.minjust.ru (подраздел «Антикоррупционная экспертиза» раздела «Противодействие коррупции») — здесь размещен аналитический и информационный материал — планы деятельности Министерства юстиции РФ, доклады, обзоры правоприменительной практики, тезисы выступлений и др. Также здесь размещен Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
– Сайт regulation.gov.ru, на котором размещена информация о подготовке федеральными органами иcполнительной власти проектoв нoрмативнo-правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Также разработчики нормативно-правовых актов публикуют проекты документов с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Независимые эксперты имеют возможность публиковать свои заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в паспорте проекта нормативного правового акта на данном портале [3].
Удобство последнего перечисленного ресурса заключается в возможности быстро найти нужное государственное ведомство, его контактную информацию, ознакомиться с предоставляемыми услугами или перейти на официальный сайт.
Данные цифровые сервисы призваны информировать о законодательных инициативах, обсуждать проекты и нормативно-правовые акты, предлагать способы и идеи для их улучшения.
Развитие цифровых сервисов также создает множество возможностей для проведения антикоррупционных экспертиз независимыми экспертами, что несет за собой возможность анализа, мониторинга и искоренения коррупциогенных факторов из нормативно-правовых актов и законодательных проектов [4].
Однако существуют и проблемы, связанные с работой перечисленных цифровых ресурсов и проведением антикоррупционной экспертизы:
– недостаточное информирование граждан о существовании данных цифровых платформ;
– некомпетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов. Например, отказ от рекомендаций, сделанных в результате антикоррупционной экспертизы, проводимой независимыми экспертами, не влечет для разработчиков никаких юридических последствий [5];
– необъективность результатов антикоррупционной экспертизы некоторых нормативно-правовых актов.
Подводя итог краткому исследованию, можно сделать следующий вывод: создание цифровых сервисов для проведения антикоррупционных экспертиз — это возможность независимым экспертам (физические или юридические лица) участвовать в обсуждении нормативно-правовых актов или проектов, вносить свои корректировки и идеи в режиме онлайн. Создание государством перечисленных выше электронных платформ, на которых антикоррупционная экспертиза может проводиться независимым экспертами — это новая система, которая помогает бороться с коррупцией на уровне законодательства.
Литература:
- Мамитова Н. В. — Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // Юридические исследования. — 2014. — № 11. — С. 1–14
- Акперов И. Г. Проблемы и перспективы управления социально-экономическим развитием региона в условиях перехода к шестому технологическому укладу // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2014. — № 1. — С. 7–12. – URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25727827 (Дата обращения 01.02.2020).
- Денисов И. В., Караханян Г. С. Технология как движущая сила экономических процессов// Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 34–36.
- Акопджанова М. О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — C. 462–464
- Кабанов П. А. Компромиссы при реализации государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции как средства разрешения правовых противоречий // NB: Вопросы права и политики. — 2014. — 7. — C. 54–59
- Кабанов П. А. Правовое регулирование организации и проведения повторной антикоррупционной экспертизы в российских регионах: вопросы теории и практики // Мониторинг правоприменения. — 2018. — № 1. — С.3–9