Особое положение мобилизации Российской Федерации как одной из важнейших государственных задач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 21.02.2020

Статья просмотрена: 1276 раз

Библиографическое описание:

Гаврюшенко, П. И. Особое положение мобилизации Российской Федерации как одной из важнейших государственных задач / П. И. Гаврюшенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67665/ (дата обращения: 24.11.2024).



Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Президент Российской Федерации на встрече с новыми послами иностранных государств 5 февраля 2020 г. отметил, что к особой черте мир подталкивают разрушение контроля над вооружениями и неустойчивое состояние мировой экономики. Нельзя забывать об основах послевоенного мироустройства, закрепленных 75 лет назад в Уставе ООН.

Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Для любого государства важно состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, и способность им противостоять. Одним их способов защиты государства является мобилизация и предшествующая ей мобилизационная подготовка.

Понятие мобилизация (фр. mobilization, от лат. mobilis — подвижный) означает комплекс мероприятий государства по приведению в активное состояние, сосредоточению и напряжению имеющихся ресурсов, сил и средств для достижения целей войны [1].

В разные исторические эпохи объем и содержание мобилизации, способы ее проведения имели свои особенности. В рабовладельческих и феодальных государствах перед началом войны обычно проводился набор людских контингентов различных сословий в армию и на флот, создавалось ополчение, увеличивалась численность войск, конского состава, наращивалось производство оружия и снаряжения, повышались налоги, накапливались различные материальные средства для нужд войны.

В современном понимании мобилизация в большинстве государств начала применяться с созданием массовых армий, комплектуемых на основе воинской повинности (конец XVIII — XIX в.). Стремление к возможно большему увеличению численности войск на военное время привело к необходимости накопления в мирное время крупных контингентов и военно-обученных резервов. Армии мирного времени фактически стали школами, через которые пропускалась основная часть мужского населения, базой для развертывания сил, которые выставлялись во время войны.

Применительно к армиям XIX в. мобилизация включала следующие мероприятия:

1) укомплектование личного состава армии до полных штатов военного времени;

2) укомплектование ее лошадьми;

3) пополнение материальной части, т. е. обмундирования, вооружения и снаряжения;

4) формирование новых частей войск, управлений и заведений, потребных на время войны;

5) снабжение войск обозом и другими средствами передвижения [2]

Конечная цель мобилизации состояла в том, чтобы с самого начала войны приобрести перевес над противником в боевой готовности. Поэтому основным условием мобилизации провозглашалась быстрота: все дело мобилизации должно быть так поставлено, чтобы армия имела возможность развернуться в кратчайший срок. При этом подчеркивалось, что все подготовительные действия для мобилизации требуют строгой тайны, так как принятым планом мобилизации в значительной степени определяется план кампании.

Мобилизация подразделялась на общую и частную, касающуюся не всей территории государства и не всей армии. В целях фактической проверки мобилизационной готовности иногда производилась пробная и проверочная мобилизация.

В России ввиду особенностей комплектования армии, крайне неравномерной дислокации войск и полного несоответствия между потребностями мобилизации и источниками пополнения (источники пополнения — в центре и на Востоке, а главная масса войск — на Западе) распорядительные действия в XIX в. были сосредоточены в одном центральном учреждении — главном штабе, при котором состоял особый комитет для подготовки данных к мобилизации.

Исполнительные действия в области мобилизации были распределены следующим образом:

– учет, призыв, распределение и отправка в войска чинов запаса и ратников ополчения первого разряда производились уездными воинскими начальниками при содействии местной полиции;

– лошади, подлежащие сдаче в войска, собирались особыми заведующими военно-конскими участками, выбираемыми из местных жителей, принимались смешанными комиссиями и затем сдавались военным приемщикам;

– содержание материальных запасов было возложено на части войск, на управления уездных воинских начальников и на интендантство [2].

В современных условиях мобилизация рассматривается как составная часть организации обороны РФ и регулируется Федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также подзаконными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными Законами.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Основными принципами мобилизации являются:

а) централизованное руководство;

б) заблаговременность, плановость и контроль;

в) комплексность и взаимосогласованность.

Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации закреплены полномочия в области мобилизации Президента Российской Федерации (статья 4), палат Федерального Собрания (статья 5), Правительства РФ (статья 6), полномочия федеральных органов исполнительной власти (статья 7), полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (статья 8).

Положением о Министерстве обороны РФ [3], которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны на Минобороны России возложены полномочия по разработке Мобилизационного плана Вооруженных Сил РФ, разработка предложений по мобилизационным планам экономики Российской Федерации, организация и проведение мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, сохранение, поддержание и совершенствование мобилизационной базы Вооруженных Сил, подготовка предложений по численности граждан РФ, поступающих в мобилизационный людской резерв, установление количественных норм призыва граждан Российской Федерации по мобилизации.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.

Федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти (федеральным агентством), осуществляющим функции по обеспечению Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, по выработке и реализации государственной политике и нормативно-правовому регулированию в этой сфере является Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП).

В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2017 г. N 651, основными задачами Главного управленяе специальных программ Президента РФ являются в том числе: обеспечение исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти РФ и иных государственных органов; выработка и реализация в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации государственной политики в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование в этой сфере; планирование мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ.

Для обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации установлена военно-транспортная обязанность [4], которая является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств[1] войскам, воинским формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан — владельцев транспортных средств. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, воинских формирований и органов.

В случае объявления мобилизации производится призыв граждан на военную службу. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации. Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 16 лет.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в установленном порядке;

2) признанным временно негодными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;

3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола — одного ребенка);

5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

В целях своевременного перевода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, которая создается в субъекте РФ, районе, городе без районного деления или ином муниципальном (административно-территориальном) образовании.

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления). Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров районов, городов без районного деления или иных муниципальных (административно-территориальных) образований. Хотелось обратить внимание на то, что Федеральным законом от 6 февраля 2020 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 21 Федерального закона «О мобилизационной подготовке» уточнены обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Глубокие преобразования, происходящие в современном мире, создали предпосылки для пересмотра базовых принципов формирования национальной политики стран мирового сообщества. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Строительство Вооруженных Сил РФ должно соответствовать политическим целям и экономическим возможностям страны, курсу проводимых реформ. И не случайно среди основных задач военной организации государства, сформулированных в Военной доктрине Российской Федерации отмечается: совершенствование системы создания запаса мобилизационных ресурсов, в том числе запасов вооружения, военной и специальной техники, а также материально-технических средств и развитие мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск и органов, а также совершенствование методов комплектования и подготовки мобилизационных людских резервов и мобилизационных людских ресурсов.

Литература:

  1. Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М., 2001. С. 181.
  2. Военное дело. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / Ред.-сост. И.Е. Арясов. М., 2006. С. 340.
  3. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.
  4. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.

[1] Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военная служба, военное время, мобилизация, мобилизационная подготовка, орган, формирование, Вооруженный Сила РФ, гражданин, гражданский персонал.


Похожие статьи

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из основных направлений социальной функции государства

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму

Основные проблемы социально-экономического развития региона

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Основные этапы развития информационной культуры студентов

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Похожие статьи

Охрана здоровья граждан Российской Федерации как одно из основных направлений социальной функции государства

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Инновационный ключ развития Российской Федерации как глобальная цель достижения конкурентоспособности страны

Место прокуратуры Российской Федерации в общегосударственной системе противодействия терроризму

Основные проблемы социально-экономического развития региона

Патриотическое воспитание — важная составляющая будущего страны

Основные этапы развития информационной культуры студентов

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Создание единого социокультурного образовательного пространства как одна из приоритетных задач современного образования

Понятие и меры обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Задать вопрос