Тенденции и развитие фармацевтического рынка России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 14.02.2020

Статья просмотрена: 1369 раз

Библиографическое описание:

Лесных, А. В. Тенденции и развитие фармацевтического рынка России / А. В. Лесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67370/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор пытается определить тенденции развития фармацевтического рынка.

Ключевые слова: тенденции фармацевтического рынка, коммерческий сегмент, охват врачей, доля компаний, государственный сегмент, покупательская способность.

Для фармацевтического рынка и всех его участников 2018 год был довольно сложным. Как с экономической стороны, так и в вопросах государственного регулирования. Снижение покупательской способности населения, уменьшение реальных денежных доходов — все это явилось одним

из факторов низких темпов роста потребления лекарственных препаратов. Такая динамика привела к тому, что все участники товаропроводящей цепочки — производители, дистрибьюторы, аптечные сети — стали пересматривать свои взаимоотношения, чтобы сохранить прибыль хотя бы на уровне прошлых лет. Крупнейшие дистрибьюторы страны объявили о переходе на обеспечение товарного кредита. Производители также пытаются изменить взаимодействие с аптеками: они предлагают преференции для своего товара в рознице. [1]

Российский фармацевтический рынок имеет две составные части: государственный и коммерческий сегменты.

Государственная часть рынка фармацевтики занимается аптечными продажами лекарственных препаратов по программе дополнительного лекарственного обеспечения, которая заключается в снабжении необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде совокупности социальных услуг на основании выписанного врачом или другим уполномоченным лицом рецепта. Государственный сектор — объём рынка, обеспеченный государственными деньгами: госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение (включая программы ВЗН, ОНЛС) и региональная льгота — занимает около 31 % объёма рынка лекарств.

Политика правительства в сфере государственного обеспечения лекарствами населения остаётся стабильной, и статьи, носящие социальный характер, не сокращаются. [2]

Коммерческий занимает наибольшую долю в структуре объемов продаж в стоимостном и натуральном выражении, а также представляет собой наибольшее число предпринимателей, входящих в данный сектор. Аптечный сегмент лекарственных препаратов всегда был и остается по сей день драйвером развития фармацевтического рынка. Поэтому любые инновации и возможные изменения оцениваются участниками рынка в первую очередь по влиянию именно на этот сегмент.

Так как рост российского фармацевтического рынка практически остановился, рассмотрим динамику с 2011 по 2018 год.

Динамика фармацевтического рынка России представлен на рис.3.

Рис. 1. Динамика рынка фармацевтики за 2011–2018 гг.

За последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз. В 2018 году его объем достиг 1,7 трлн руб., рост к прошлому году составил всего 1,8 %, согласно расчетам аналитической компании DSM Group (есть в распоряжении РБК). За год до этого рынок вырос на 8,2 %, а за пять лет — он рос примерно на 16 % ежегодно.

Все эти годы он рос в основном за счет коммерческого сегмента — продаж лекарств обычным потребителям, поясняет генеральный директор DSM Group.

Обзор популярности препаратов в Московской области представлен на рис.2.

Рис. 2. Обзор популярности препаратов в Московской области

Анализируя график видим, что основная доля препаратов приходится на лекарства, которые реализуются без рецепта (в 2016 г. их доля составляла — 38,6 %, в 2017 г. — 40,5 %, в 2018 г. — 49,2 %). Их рост за три года составил 10,6 %. Наименьшая доля реализации фармацевтических препаратов приходится на препараты, реализуемые с рецептом по указанию МНН. В 2016 г. их доля составляла — 22,9 %, в 2017 г. — 22,6 %, в 2018 г. — 18,3 %). Их снижение за три года составило 4,6 %.

Ценовосприятие — немаловажный фактор. К примеру, медикаменты, стоимость которых не превышает 100 руб. воспринимаются россиянами, как легкодоступные. Ассортимент товаров ценой 100–300 руб. в аптеке также удовлетворяет потребителя.

Не последним фактором в реализации препаратов в Московской области приходится на лояльность врачей к фармацевтическому предприятию и их желание сотрудничать с ними.

На рисунке 3 представлены назначения врачей от фармацевтических предприятий за 2012–2017 гг.

Рис. 4. Назначения врачей ТОР 20 компаний

Согласно рисунку 4, наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед.

Акрихин также находится в последних рядах, что говорит о неудовлетворенности в сотрудничестве врачей с компанией.

Далее на рисунке 5 рассмотрим охват врачей визитами медицинских компаний различных компаний.

Рис. 5. Охват врачей визитами МП. ТОР-20

Анализируя охват врачей видим, что Сервье занимает 90,5 %, второе место занимает KPKA — 89,6 %, а третье место занимает Берлин-Хеми — 86,3 %, акрихин занимает всего лишь 16е место и его доля 50,3 %.

Также проведем анализ по удаленности с контактами по различным категориям врачей.

Рис. 6. Доля удалённых контактов в структуре визитов

Анализируя рисунок 6, видим, что Эндокринологи наиболее отдалены — их коэффициент составляет 18,4, второе место составляют психиатры — 13,1, а наименьшая удаленность — педиатры — 3,7. [3]

В ноябре 2019 года на аптечном рынке России присутствовало 945 фирм- производителей лекарственных препаратов. ТОП-10 компаний по объёму продаж представлен в таблице 1.

Таблица 1

TOП-10 фирм-производителей ЛП по стоимостному объёму продаж вРоссии вноябре 2019 года

Рейтинг

Фирма-производитель

Стоимостной объём, млн руб.

Доля,%

Прирост,% Ноябрь 2019 /

Октябрь 2019

Октябрь 2019

Ноябрь 2019

1

1

Bayer

4 136,3

4,6 %

1,4 %

4

2

Sanofi

3 297,8

3,7 %

-3,0 %

3

3

Novartis

3 226,1

3,6 %

-7,5 %

2

4

Отисифарм

3 065,6

3,4 %

-15,0 %

5

5

Teva

2 945,6

3,3 %

-3,0 %

6

6

Servier

2 772,6

3,1 %

-6,1 %

7

7

KRKA

2 618,3

2,9 %

-3,1 %

8

8

GlaxoSmithKline

2 599,8

2,9 %

-2,6 %

10

9

Berlin-Chemie

2 346,2

2,6 %

0,2 %

9

10

Gedeon Richter

2 260,3

2,5 %

-4,6 %

Общая доля ТОП-10

29 268,6

32,6 %

Состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по объёмам продаж на коммерческом рынке ЛП, в ноябре 2019 года по сравнению с октябрём изменился в плане расстановки «игроков».

В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %.

Рейтинг, как и месяцем раннее, возглавляет немецкий производитель Bayer с долей 4,6 %. Продажи корпорации выросли на 1,4 %. Положительную динамику компании обеспечили стимулятор репарации тканей «Терафлекс» (+10,3 %), широкая линейка средств для лечения геморроя «Релиф» (+7,2 %), представленная ректальными суппозиториями, кремами и мазями, антацидное средство «Ренни» (+6,1 %).

Французская фармацевтическая корпорация Sanofi отметилась снижением объёма реализации на 3,0 %. Несмотря на это производитель поднялся на второе место с 4-й строчки. Вес производителя на рынке ЛП вырос на 0,1 % — до 3,7 %. Отрицательная динамика фирмы обусловлена падением объёма реализации бренда «Лазолван» (-10,5 %), включающего назальные средства и препараты от кашля, гепатопротекторного средства

«Эссенциале» (-10,1 %), антикоагулянтного средства прямого действия «Клексан» (- 6,8 %).

Компания Novartis (доля 3,6 %) удерживает 3-ю позицию; снижение продаж на 7,5 % в большей мере произошло за счёт падения реализации противогрибкового средства

«Экзодерил» (-24,5 %), муколитика «АЦЦ» (-17,3 %), а также комбинированного антибиотика «Банеоцин» (-14,9 %).

Максимальный темп снижения показала отечественная корпорация «Отисифарм» (- 15,0 %) благодаря падению продаж средства от кашля «Коделак» (-35,3 %), препарата магния «Магнелис» (-30,8 %) и противовирусного препарата «Арбидол» (-30,4 %).

Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на то, что за последние пять лет рост фармацевтического рынка замедлился в шесть раз, в рост к прошлому году составляет 1,8 %. Такая тенденция наблюдается за счет коммерческого сегмента. Наибольшая доля препаратов приходится на компании Такеда и Тева, а наименьшее на Материа Медика и Инфрамед. В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В ноябре только производитель Bayer, возглавляющий рейтинг, продемонстрировал увеличение реализации на 1,4 %. [4]

Литература:

  1. Метка: фармацевтический рынок// gmpnews.ru. URL: https://gmpnews.ru/tag/farmacevticheskij-rynok/ (дата обращения: 11.02.2020).
  2. https://alpharm.ru // alpharm.ru. URL: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ, АПРЕЛЬ 2019 Г., ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ 2019 Г. (дата обращения: 11.02.2020).
  3. Фармацевтический рынок // kommersant.ru. URL: https://www.kommersant.ru/theme/1151 (дата обращения: 11.02.2020).
  4. Фармацевтический рынок. Результаты и итоги // dsm.ru. URL: https://www.dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ (дата обращения: 11.02.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, DSM, коммерческий сегмент, охват врачей, доля, компания, Московская область, KPKA, KRKA, российский фармацевтический рынок.


Ключевые слова

коммерческий сегмент, тенденции фармацевтического рынка, охват врачей, доля компаний, государственный сегмент, покупательская способность

Похожие статьи

Факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических предприятий

В статье представлен анализ текущего состояния фармацевтической отрасли, ее тенденции и основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических предприятий.

Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы

В статье проведен анализ структуры фармацевтического рынка, выявлены перспективы его развития с учетом мировых тенденций.

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Тенденции развития рынка нефтегазовых услуг в РФ

В статье автор пытается определить основные пути развития рынка нефтегазовых услуг на территории РФ.

Основные тенденции развития отечественного фондового рынка

В статье рассматриваются наиболее значимые процессы и события, сопровождающие развитие российского фондового рынка в 2020 году, проводится анализ применения отдельных технологий биржевой торговли, приводятся некоторые направления по смягчению влияния...

Российский кредитный рынок: современное состояние, проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования в России, также проведен анализ динамики объема кредита на 2023 г. В основе изучения российского кредитного рынка лежат исследования различных работ отечественных авторов.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Похожие статьи

Факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических предприятий

В статье представлен анализ текущего состояния фармацевтической отрасли, ее тенденции и основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических предприятий.

Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы

В статье проведен анализ структуры фармацевтического рынка, выявлены перспективы его развития с учетом мировых тенденций.

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Тенденции развития рынка нефтегазовых услуг в РФ

В статье автор пытается определить основные пути развития рынка нефтегазовых услуг на территории РФ.

Основные тенденции развития отечественного фондового рынка

В статье рассматриваются наиболее значимые процессы и события, сопровождающие развитие российского фондового рынка в 2020 году, проводится анализ применения отдельных технологий биржевой торговли, приводятся некоторые направления по смягчению влияния...

Российский кредитный рынок: современное состояние, проблемы и перспективы

В статье рассмотрены основные проблемы кредитования в России, также проведен анализ динамики объема кредита на 2023 г. В основе изучения российского кредитного рынка лежат исследования различных работ отечественных авторов.

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Тенденции развития международных розничных торговых сетей в России в условиях глобализации экономики

В статье рассмотрены актуальные вопросы эффективности развития международных розничных торговых сетей в России, представлены основные факторы, привлекающие международные торговые сети на Российский рынок и проблемы, с которыми приходится им сталкиват...

Задать вопрос