Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за рубежом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брусянин, В. Е. Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за рубежом / В. Е. Брусянин, Я. И. Махмутов, Я. В. Сковронская, А. В. Цыбульский. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13432/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мировой фармацевтический рынок — один из самых быстро и динамично развивающихся товарных рынков в мировой экономике. Глобализация в мировой экономике предопределяет его стабильное развитие. [1]

Современный мировой фармацевтический рынок — это сложное образование, включающее несколько уровней организации. Он характеризуется высокими темпами развития, роста производства и показателями рентабельности. Причиной является специфика продаваемых продуктов и услуг, спрос на которые стабильно растет вне зависимости от политической и экономической ситуации.

В связи с этим у фармпроизводителей становится актуальной задача эффективного продвижения своих лекарственных препаратов. Ни один производитель (в соответствии с действующим международным и национальным законодательством) не имеет права предлагать свои медикаменты непосредственно пациенту. Фармацевтические предприятия вынуждены действовать через посредников (врачей, работников аптек), которые, как правило, не являются потребителями продвигаемого лекарственного средства. В процессе коммуникации производителю необходимо убедить в преимуществе товара людей, которые на личном опыте не собираются это проверять. Таким образом, аптеки являются одним из посредников между производителями лекарственных средств и конечными потребителями — пациентами.

Проведенный анализ существующих средств и методов продвижения фармацевтических препаратов показал, что, с точки зрения более эффективного продвижения и получения максимальной прибыли имеют значение следующие целевые группы:

  1. Покупатели препаратов в розничной сети;
  2. Практикующие врачи (стационарные, амбулаторные);
  3. ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения);
  4. Аптечный сектор (провизоры, фармацевты, менеджмент аптек и аптечных сетей);
  5. национальные и региональные фармдистрибьюторы.

Таким образом, аптеки являются одним из посредников между производителями лекарственных средств и конечными потребителями — пациентами.

В различных странах по-разному смотрят на организацию аптечного бизнеса. В настоящее время не во всех странах законодательство позволяет образовывать аптечные сети. Примером таких стран являются Финляндия, Германия, Дания, Франция и Испания на законодательном уровне определены:

– Ограничение в отношении владения аптекой — собственником аптеки может быть только специалист, получивший специальное образование в области фармацевтики. В данных странах законом не разрешено владеть аптечным предприятием лицам, не получившим фармацевтического образования.

– Ограничено количество аптек в рамках одной аптечной сети — от 1 до 4 аптек.

Примером стран, в которых не существует законодательно установленных ограничений на владение аптечными сетями являются: США, Нидерланды, Польша, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Чехия, Россия, Швеция, страны Балтии, за исключением Латвии и Великобритании. Вследствие этого в этих странах можно наблюдать постоянное увеличение аптечных сетей.

Следует отметить, что общая тенденция развития указывает на укрепление позиций аптек в розничной продаже лекарственных препаратов. Это подтверждается следующим: каждый год объем выручки аптек в рассматриваемых странах растет, однако, в силу специфики каждой страны, растет он по различным сегментам аптечного бизнеса, а также по различным группам продаваемых лекарственных средств.

Таблица 1

Динамика прироста выручки розничного сектора врассматриваемых странах, 2009–2015гг.

Изменение выручки аптек,%

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

2014/2015

Германия

1,04

1,02

1,02

1,06

1,04

1,03

Россия

1,06

1,15

1,15

1,13

1,11

1,10

США

1,02

1,04

0,99

1,02

1,06

1,05

Швейцария

0,79

1,02

1,01

1,00

1,01

1,05

[Рассчитано авторами на основании данных о годовой выручке рассматриваемых стран]

В Германии величина развития общего рынка демонстрирует небольшое увеличение стоимостного объема в размере 1,1 % к 2014 году. Самое большое изменение демонстрирует продажи лекарственных средств в аптечных сетях (2,4 %), а продажи препаратов, не являющихся лекарственными средствами, выросли только на 2.28 % по сравнению с предыдущим годом. Развитие сегмента лекарственных средств добавочных классов в общем обороте в 2015 году вновь показывает относительно высокий рост преимущественно в области биофармацевтики по сравнению с предыдущим годом. Схожее увеличение наблюдается в сегменте гомеопатических и антропософических продуктов. Остальные компоненты сегмента демонстрировали низкие темпы роста или небольшое уменьшение.

Оборот аптечного рынка, включая почтовые заказы доставку из аптек составил в общей сумме 53,5 миллиардов евро в 2015 году. Для лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту, в отпускных ценах аптек общий объем продаж, посчитанный IMS Health на 2015 год, составил 43,8 миллиардов евро. Объем продаж рецептурных препаратов, финансируемых в рамках обязательного медицинского страхования, составил около 37,6 миллиардов евро. Продажи лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта и финансируемых за счет обязательного медицинского страхования, составили 1,9 миллиардов евро, а за счет частного медицинского страхования 1 миллиардов евро. Объем продаж безрецептурных препаратов составляет около 6,8 миллиардов евро. [3]

В Швейцарии продажи фармацевтических средств в аптеках в 2015 году выросли по сравнению с предыдущим годом. В стоимостном выражении лекарственные препараты составили 52 % рынка в 1774 аптеках страны. Таким образом, в 2015 году аптеки были самым важным торговым пунктом для продажи лекарственных средств. Также, посылочная торговля в Швейцарии приобретают все большее значение. Продажи аптечных пунктов, которые кроме лекарственных препаратов продают косметические средства, сопутствующие товары, по сравнению с предыдущим годом снизились.

В определенных регионах Швейцарии врачам разрешено приготавливать лекарства по рецепту непосредственно для своих пациентов. В 2015 году в Швейцарии было около 5800 врачей, которые практикуют такой способ продажи лекарственных препаратов. На такой вид приходилось около 40 % всех продаж по стране. Так как такой способ продажи лекарственных препаратов в разных районах Швейцарии регулируется по-разному, то уровни продаж таких лекарственных групп по районам существенно различаются. [4]

В Швейцарии менее чем две трети аптечного оборота приходится на возмещаемые государством лекарства. В аптеках нелекарственный ассортимент (прежде всего товары для красоты и здоровья и средства личной гигиены) составляет от одной пятой до четверти аптечных продаж.

В России в 2015 году лекарственные препараты зарубежного производства в натуральном объеме рынка составили 42 %, то есть заняли почти половину всего рынка. Присутствие препаратов российского происхождения увеличилось на 4 % по отношению к 2014 году. Доля безрецептурных препаратов составила 52,2 % в стоимостном выражении и 69,1 % в натуральном. При этот ОТС-препараты выросли в денежном выражении на 11 %, тогда как рецептурные — на 7 %. Структура рынка продолжает изменяться в пользу более дорогостоящих препаратов, но при этом такое изменение идет одновременно с ростом продаж дженерических препаратов, тогда как доля оригинальных уменьшается. Все эти процессы продолжатся и в 2017 году. Также заметна тенденция сокращения проданных через аптечные организации упаковок лекарств иностранного производства — снижение на 20,3 % по отношению к 2014 году. [2]

В США наибольшее влияние на рост продаж розничного сектора оказали аптеки, расположенные в крупных сетевых магазинах, они обеспечили на 20 % рост всей выручки. Около 75 % продаж составляют запатентованные медицинские препараты. Безрецептурные препараты покупаются вне аптеки и онлайн, продажи в этих точках обеспечивают 60 % всех безрецептурных препаратов. [5]

Одним из главных трендов американского аптечного рынка является развитие специализированных аптек. Одним из видов их деятельности является продажа специальных препаратов, которые являются дорогостоящими. Они уже включены в медицинскую страховку пациента. Такими лекарственными препаратами являются: препараты для лечения тяжелых заболеваний, таких как рассеянный склероз, ревматоидный артрит, гепатит С, гемофилия и др. Большая часть этих препаратов сегодня реализуется именно в специализированных аптеках.

Во всех странах наибольший объем выручки аккумулируют аптечные сети. В соответствии с данными консалтингового агентства Pembroke Consulting, в США в 2015 г. 72 % аптечного рынка принадлежали топ-12 ретейлерам, 11 % — остальным сетям, 17 % — независимым аптекам. Трем крупнейшим аптечным сетям принадлежало 46 % рынка (CVS Caremark Corporation — 21 %, Walgreen Company — 16 %, Medco Health Solutions, Inc. — 9 %). Их выручка суммарно составила 127,5 млрд долл.

При анализе европейского розничного фармацевтического рынка речь идет о 220000 аптечных предприятий, которые снабжают лекарствами 700 миллионов человек. В 2015 году этот сектор достиг оборота 250 млрд. евро.

В европейских странах, где разрешается иметь множество аптек одному собственнику, образовались мощные аптечные сети. Одна треть аптечных предприятий, организованных в сетях, находится в России, еще одна треть — в Великобритании, 14 % расположены в Центральной Европе и 6 % в Северной Европе. Самые крупные европейские аптечные сети находятся под контролем европейских лидеров оптового фармацевтического бизнеса — компании Walgreens/ Alliance, McKesson/Celesio и Phoenix. Эти три компании создали свои европейские аптечные сети и развили, тем самым, вертикальную интеграцию фармацевтической отрасли. На конец 2015 года эти европейские лидеры непосредственно контролируют 8,629 аптечных предприятий в 12 странах Европы и, тем самым, объединяют под крышей своих аптечных сетей 44 % всех сетевых аптек, организованных в данных странах. В России в конце 2015 года топ-10 аптечных сетей объединили под своей крышей 9,957 аптек, что на 31 % больше, чем в 2014 году. Эти 19,2 % всех имеющихся в России аптек достигли в 2015 году оборота в 212,9 млрд. рублей, что составляет 23 % от всех розничных аптечных продаж.

Литература:

  1. Аверина М. В., Шевкуненко М. Ю. Российский рынок лекарственных средств как составляющая мирового фармацевтического рынка// Бизнес в законе.-2010.-№ 2.
  2. «Фармацевтический рынок России», исследование маркетингового агентства «DSM Group», 2016 год.
  3. Pharma — Daten Report // Официальный сайт немецкой фармацевтической ассоциации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bpi.de/home/nachrichten/nachrichten/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
  4. Swiss Healthcare and Pharmaceutical market Report // Официальный сайт швейцарской ассоциации фармацевтических компаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interpharma.ch/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
  5. National Pharmacy Market Summary // Leading provider of healthcare data [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skainfo.com/. Доступен 10.11.2017. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, аптека, Россия, сеть, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный бизнес, аптечный рынок.