Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (297) февраль 2020 г.

Дата публикации: 17.02.2020

Статья просмотрена: 1457 раз

Библиографическое описание:

Харламова, В. Г. Развитие и коррекция познавательной активности младших школьников с ОВЗ / В. Г. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 256-257. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67365/ (дата обращения: 27.04.2024).



В педагогической науке познавательная активность определяется как «качество деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к результативному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в привлечении нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [2, с. 11].

У Г. И. Щукиной познавательная активность — это «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Автор утверждает, что познавательная активность является качеством личности, как устойчивое проявление стремления к познанию всего нового [3, с. 366].

Заслуживает интерес интерпретации понятия «познавательной активности» у Э. А. Красновского, как «проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [3, с. 367].

Следовательно, как показывает анализ литературы, готовность детей к обучению включает три составляющие: личностная, интеллектуальная и волевая. Личностная готовность заключается в сформированности положительного отношения к учению, внутреннему принятию ребенком себя как ученика. Волевая сторона готовности включает способности ребенка к организации, контролю и управлению своей деятельностью. Интеллектуальная готовность предполагает развитие ощущения, восприятия, воображения, памяти и мыслительных процессов [4, с. 86].

Рассматривая готовность к обучению как способность к познавательному процессу, можно предположить, что развитие познавательной сферы детей одна из основ успешного обучения в школе.

Для формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста в дошкольном периоде необходимо развивать внимание (сосредоточенность, концентрация, устойчивость), мыслительные процессы, память, способствовать положительному эмоциональному фону, создавать комфортные условия, опираясь на личностные особенности ребенка, ведущий тип деятельности, ближайшую зону развития.

Однако у значительной части детей младшего школьного возраста с ОВЗ, потребность в познании так и остается на стадии любопытства и носит ситуативный, неустойчивый характер. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ существенно отличаются друг от друга, поскольку задаются спецификой нарушенного психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Например, у детей с умственной отсталостью наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и активизацию эмоционально волевой сферы.

У детей с ЗПР же наблюдается низкий уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображениях. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии всех форм мышления. Как правило, у этих детей не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Наблюдения за учебной деятельностью учащихся с ОВЗ показывают, что на занятиях у них отсутствует потребность в самопроверке, связанной с выполняемой работой. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля — как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи. Все это приводят к тому, что такие школьники не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все это, вместе взятое, тормозит накопление разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности.

В начальной школе коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога по оптимизации познавательной активности обучающихся с ОВЗ строится по следующим принципам:

− индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

− предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности);

− использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;

− проявление педагогического такта. [1, с. 180].

При организации коррекционных занятий учителю-дефектологу следует исходить из индивидуальных возможностей детей — задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.) [1, с. 196].

В зависимости от целей коррекционно-развивающих занятий, реализуются упражнения по развитию познавательных психических процессов. Такие как развитие слухового, зрительного, тактильного, цветового восприятия; развитие зрительной, слухоречевой или кинестетической памяти; развитие наглядно-образного, логического мышления, а также развитие аналитико-синтетической деятельности.

Таким образом, с целью повышения уровня познавательной активности детей с ОВЗ в образовательном процессе начальной школы учитель-дефектолог реализует индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, где применяются методы проблемного обучения (постановка проблемы и нахождение путей ее решения), а также методы воспитания — соревнование и стимулирование. Данные составляющие, используются в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволяет стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

Следовательно, познавательная активность играет большую роль в дальнейшем становлении личности. Применение активных методов и приемов обучения и воспитания повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Екжанова, Е. А. Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы [Текст] / Е. А. Екжанова. — СПб.: «Каро», 2013. — 272 с.
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова. — 2-е изд., стер. — М.: «Академия», 2005. — 173 с.
  3. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — с. 366–367 — https://moluch.ru/archive/39/4627/
  4. Спирина, Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению [Текст] / Н. П. Спирина. — «Владос», 2017. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, качество личности, младший школьный возраст, начальная школа, образовательный процесс, познавательная активность обучающихся, развитие, ребенок.


Похожие статьи

Познавательная активность детей младшего школьного...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников...

Перечень личностных качеств младших школьников

Для младших школьников характерна познавательная активность, отзывчивость

Было выявлено, что у учащихся ярко выражены следующие качества личности: ответственность (84

ребенок, младший школьный возраст, развитие, письменная речь, эмоциональное...

Проект как средство повышения познавательной активности...

познавательная активность , младший школьный возраст, уровень , Щукино

Чем выше познавательная активность обучающихся , тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

Роль современных технологий в развитии познавательной...

Щукина Г. И. Активизация познавательной активности обучающихся в учебном

Ключевые слова: современные образовательные технологии , игровые технологии , учебный процесс

игра , учебная деятельность , учебный процесс , ребенок, младший школьный возраст...

Развитие познавательных творческих способностей младших...

Развитие познавательных творческих способностей следует рассматривать как формирование и развитие одного из главных качеств личности — творческой самостоятельности. В школах с начальных классов должно начинаться с введения в учебный процесс, в каждый предмет...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок...

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Сабанин П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления.

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень...

Особенности организации познавательной деятельности...

В младшем школьном возрасте дети (учащиеся младших классов) обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст...

Похожие статьи

Познавательная активность детей младшего школьного...

Ключевые слова: познавательная активность, учащиеся младших классов, диагностика.

Развитие познавательной активности школьников — одна из важнейших проблем

Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Развитие познавательной активности младших школьников...

В статье рассматриваются вопросы развития познавательной активности учащихся. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности младших школьников...

Перечень личностных качеств младших школьников

Для младших школьников характерна познавательная активность, отзывчивость

Было выявлено, что у учащихся ярко выражены следующие качества личности: ответственность (84

ребенок, младший школьный возраст, развитие, письменная речь, эмоциональное...

Проект как средство повышения познавательной активности...

познавательная активность , младший школьный возраст, уровень , Щукино

Чем выше познавательная активность обучающихся , тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

Роль современных технологий в развитии познавательной...

Щукина Г. И. Активизация познавательной активности обучающихся в учебном

Ключевые слова: современные образовательные технологии , игровые технологии , учебный процесс

игра , учебная деятельность , учебный процесс , ребенок, младший школьный возраст...

Развитие познавательных творческих способностей младших...

Развитие познавательных творческих способностей следует рассматривать как формирование и развитие одного из главных качеств личности — творческой самостоятельности. В школах с начальных классов должно начинаться с введения в учебный процесс, в каждый предмет...

Познавательная активность учащихся как инструмент обучения...

Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое

Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок...

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Сабанин П. В. Особенности познавательного развития младших школьников с разным уровнем словесно-логического мышления.

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень...

Особенности организации познавательной деятельности...

В младшем школьном возрасте дети (учащиеся младших классов) обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст...

Задать вопрос