В статье рассматривается влияние конкуренции на развитие экономики производственного предприятия, на примере ЗАО АИС «ФермаРоста». Дано описание предприятия, его структуры и развития за последние годы. Представлены результаты влияния конкуренции на продукцию предприятия.
Ключевые слова: конкуренция, экономика, ЗАО АИС «ФермаРоста».
The article discusses the impact of competition on economic development of industrial enterprises on the example of JSC AIS «Fermarosta». The description of the enterprise, its structure and development in recent years. The results of the influence of competition on the products of the enterprise are presented.
Keywords: competition, economy, ZAO AIS «FermaRosta».
Предприятий, выпускающих одинаковую молочную продукцию, в границах современного Подмосковья немалое количество. Между ними существует жесткая конкуренция, поэтому выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции — главная задача для каждого. Выпуск конкурентоспособной продукции, и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны.
Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, то есть предприятий. Успех решения задач по выявлению и усилению конкурентных позиций, предприятия в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.
Рассмотрим данную проблематику на материалах ЗАО АИС «ФермаРоста», функционирующем с 2003 г. в Московской области и специализирующемся на производстве и торговле молочной продукции. За 15 лет работы оно заработало репутацию добросовестного производителя. Главным продуктом ЗАО АИС «ФермаРоста» является «ПравильноеМолоко», основным критерием которого является качество произведенной молочной продукции.
Молочная продукция — это основной продукт питания, и, вне всякого сомнения, качество еды существенно влияет на здоровье людей.
Миссия, или смысл существования, ЗАО АИС «ФермаРоста», состоит в том, чтобы предоставить своему потребителю пищевую молочную продукцию превосходного качества. Данная миссия радикальным образом влияет и на качество готовой продукции и на жизнеспособность предприятия. Очевидно, что если «производитель» сосредоточен на сиюминутной прибыли, в том числе даже в ущерб качеству продукции, а это разрушает доверие потребителя и рано или поздно приведет его к разорению.
Основа жизнеспособности бизнеса — это доверие потребителя. Выбрав стратегию долгожителя, ЗАО АИС «ФермаРоста», много сил и средств вкладывает в качество своей молочной продукции, стремясь завоевать и оправдать доверие своих потребителей. На практике внедрение и сама реализация главной миссии осуществляется в трех основных направлениях:
1) внедрение технологических инноваций в производственный процесс;
2) направление профессиональных действий всех сотрудников на реализацию миссии;
3) тотальный контроль качества.
ЗАО АИС «ФермаРоста» является участником государственной программы по развитию сельского хозяйства, что позволяет ему внедрять инновации на всех этапах производства, а высокотехнологичное оборудование от ведущих мировых производителей дает возможность достигать максимальных показателей качества молока, что показано на рис. 1.
ЕАС ТР ТС Таможенный союз Российский ГОСТ АИСФеР
Бактериальная обсемененность кое / см3 (г)
Массовая доля белка%
СОМО%
Кислотность °Т
Рис. 1. Основные показатели качества готового молока ЗАО АИС «ФермаРоста» по сравнению с российскими и международными стандартами
В 2006 г. была завершена широкомасштабная модернизация животноводческого комплекса и начало производства молока высшего сорта. Уже более 6 лет предприятие является поставщиком молочного сырья для детского питания компании «Вимм-Билль-Данн». Более 5 000 голов КРС, из которых 3 350 голов Голштинской (черно-пестрой) породы из них 2 037 голов дойного стада, содержатся в лучших условиях — просторные коровники из натурального дерева, беспривязное содержание, забота о животных (в том числе массажные щетки и спокойная музыка в коровниках) и др. Для контроля цикла в производственном процессе ежедневно задействовано более 100 человек.
Строгое соблюдение технологических параметров позволяют получать 40 тонн ежедневного надоя со стада и более 14 000 тонн валового годового надоя, надой на одну корову — 8 794 литров (таблица 1).
Таблица 1
Динамика поголовья КРС иобъема производства молока ЗАО АИС«ФермаРоста» за 2011–2017гг.
Год |
Численность поголовья КРС, гол, |
Объем производства молока, т |
2011 |
2 893 |
10 050 |
2012 |
4 700 |
20 400 |
2013 |
5 177 |
20 900 |
2014 |
4 932 |
20 650 |
2015 |
4 968 |
20 350 |
2016 |
6 102 |
22 000 |
2017 |
6 350 |
24 000 |
Как видно из таблицы 1, больший скачок в численности поголовья крупного рогатого скота произошел в 2012 г. В этот год, поголовье КРС увеличилось на 807 голов, что говорит о востребованности предприятия в своём регионе. Также, стоит отметить уменьшение поголовья КРС в 2014–2015 году. Это, в первую очередь, связано с пожаром, случившимся в этот год на ферме, а также с крайней сезонной не урожайностью. Но, тем не менее, объемы производства продукции снизились всего на 350 тонн в 2016 г. и 150 тонн в 2017 г. Но, несмотря на эти обстоятельства, предприятию за 2 года удалось увеличить численность поголовья КРС более чем на 600 голов и увеличить объемы производства на 3 650 тонн.
Переработка молока осуществляется непосредственно на месте приема молока, в Серебряных Прудах. С 2013 года это полностью автоматизированный инновационный молокоперерабатывающий комплекс, оснащенный технологией микрофильтрации — технология сохранения свежести. Молоко очищается от бактерий с помощью высокочувствительных керамических фильтров. На данный момент ЗАО АИС «ФермаРоста» выпускает 2 наименования продукции — молоко «ПравильноеМолоко» и сливочное масло «ПравильноеМасло».
«ПравильноеМолоко» выпускается в 3 различных объемах — 0,5 л, 0,9 л, 2,0 л, а также, существует 3 вида жирности: 1.5 %, 2.5 %, 3.2–4.5 %. Стоит отметить оригинальную и удобную версию упаковки, по сравнению с другими конкурентами. Стоимость одной упаковки молока 0.5л в розничной торговле варьируется от 50 до 70 руб., 0.9л — 80–95 руб., 2.0л. — 150–170 руб. Средняя цена за литр молока (92 руб.) значительно больше средней цены молока в Москве (60 руб.), однако, благодаря качеству и преимущественно положительным отзывам о продукции предприятия, «ПравильноеМолоко» пользуется большой популярностью среди потребителей. Цена за двухсотграммовую упаковку сливочного масла «ПравильноеМасло» держится на уровне 200–220 рублей, что является почти в полтора раза дороже средней цены масла в России. Однако, как уже и писалось ранее, это цена оправдана высоким качеством продукции.
ЗАО АИС «ФермаРоста» не стоит на месте и уже к концу 2019 года планируется расширение ассортимента продукции, появятся такие наименования, как сыр, сметана, кефир и другие молочные продукты. А также, предприятие начинает осваивать новую, для себя, категорию продукции — изготовление мясной продукции. Главной целью предприятия в будущем является полная переработка собственной продукции, т. е., продолжая выпускать и увеличивать линейку молочной продукции, запустив мясное производство и минимизировать зависимость от внешних источников энергии, развив альтернативные способы энергетики, такие как ветряные мельницы, биогазовые станции и солнечные батареи, «ФермаРоста» сможет увеличить объемы производства, а также, снизить его себестоимость. Помимо увеличения ассортимента, предприятие запускает проект LOCKWAY.
Проект LOCKWAY — инновационная система организации поголовья фермерского комплекса, которая позволит:
– сократить на 40 % затраты на выращивание молодняка;
– увеличить молочное стадо до 4700 голов;
– увеличить общее поголовье фермы до 8650 голов;
– создать комфортные условия для молодняка и сухостойных коров;
– полностью обеспечить потребности молочного производства;
– гарантировать бесперебойность поставок сырья (при возросших объемах производства);
Удачный старт данного проекта возможет только при инвестициях равным около 1 100 млрд. руб. и позволит предприятию увеличить годовой объем производства молока до 69 200 тонн и начать производства мяса с цифры в 1 100 тонн в год.
ЗАО АИС «ФермаРоста» уже доказало свою конкурентоспособность, создав бренды «ПравильноеМолоко» и «ПравильноеМасло», однако, выходя на новую для себя «площадку», нужно провести грамотную пиар-компанию своей продукции, а также провести мероприятия, связанные с повышением уровня финансового состояния, показатели которого представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели финансового состояния ЗАО АИС «ФермаРоста» за 2015–2017гг.
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Изменения % |
|
2016г. |
2017г. |
||||
Валюта баланса |
4576330 |
5582480 |
5681230 |
||
Выручка от продаж |
351686 |
510447 |
674473 |
||
Чистая прибыль (убыток) |
3752 |
14593 |
17190 |
||
Чистые активы |
176135 |
1217570 |
1214920 |
||
Коэффициент автономии |
0,04 |
0,22 |
0,21 |
450 |
-4,6 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
0,95 |
0,98 |
0,99 |
3,06 |
1,01 |
Удельный вес дебиторской задолженности |
0,27 |
0,15 |
0,09 |
-45 |
-40 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,20 |
0,35 |
0,2 |
75 |
-43,14 |
Промежуточный коэффициент покрытия |
0,20 |
0,35 |
0,22 |
75 |
-38,85 |
Общий коэффициент покрытия |
3,41 |
7,66 |
16,75 |
144,6 |
118 |
Коэффициент оборачиваемости |
0,08 |
0,09 |
0,12 |
12,5 |
33,3 |
Оборачиваемость запасов |
0,67 |
1,06 |
1,38 |
88,05 |
30,2 |
Если сравнивать финансовые показатели предприятия за последние 3 года, то можно увидеть достаточно низкий коэффициент автономии, что говорит о том, что финансовая устойчивость организации падает, а также возможен прирост активов, приобретенных в долг.
Также, виден прирост коэффициента ликвидности, что показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов.
Если посмотреть на коэффициент финансовой устойчивости, то можно увидеть, что за 3 года он вырос на 0,04 единицы (на 0,03 в 2016 году и на 0,01 в 2017 году). Данный коэффициент нам говорит о финансовой независимости предприятия, а также то, что оно платежеспособно уже на протяжении длительного периода и судя по тому, что данный коэффициент только растёт, ЗАО АИС «Ферма роста» только крепчает.
Для оценки конкурентных преимуществ и недостатков ЗАО АИС «Ферма роста» воспользуемся SWOT-анализом («S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению предприятия), по результатам которого определим, обладает ли предприятие внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и возможнлсть противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Таблица 3
SWOT-анализ ЗАО АИС «ФермаРоста»
Сильные стороны(S) |
Слабые стороны(W) |
1.Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей 2. Собственная технология 3. Высокое качество производимой продукции 4. Наличие ресурсного потенциала 5. Грамотное расположение производственных мощностей |
1. Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений; 2. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 3. Неиспользование производственных возможностей на 100 %; 4. Небольшой ассортимент продукции; 5. Высокая цена за продукцию; |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
1. Использование новых технологий; Пути расширения ассортимента продукции; 2. Способность выйти на новые сегменты рынка; 3. Повышение затрат на рекламную кампанию; 4. Применение различных акционных предложений; 5. Возможность привлечения инвестиций; Проект LOCKWAY: |
1. Растущая конкуренция на данном рынке; 2. Выход на рынок покупателей с более низкими ценами; 3. Потенциальная не урожайность филиала «Поле»; 4. Инфляция; 5.Изменение вкусов и потребностей потребителей |
Как видно по Таблице 3, одним из главных недостатков предприятия является дефицит денежных средств и неимение достойного финансирования со стороны спонсоров. Эту проблему можно решить привлечением инвесторов, которые заинтересуются данным проектом и увидят потенциал предприятия в будущем.
В таблице 4 хотелось выделить 3 молочных продукта: «ВкусВилл», «Правильное молоко», «Можайское». Все три, по заявлению производителей, являются натуральными продуктами, однако, по своей ценовой категории они заметно отличаются.
«ВкусВилл» является одним из основоположников политики создания натурального молочного продукта и сомневаться в честности производителей нет никакого смысла. Цена за данный продукт идет почти без наценки и составляет 66,9 рублей, что является очень хорошим предложение для потребителей. Преимущество молока предприятия ЗАО АИС «ФермаРоста» в том, что является натуральным и при этом не самым дорогим на рынке, в сравнении с тем же молоком фирмы «Можайское».
Таблица 4
Сравнение цен на молоко 3.2% (1 литр) вг. Москве по состоянию на 01.05. 2018г.
Название продукта |
Акции |
Средняя цена с акцией, руб. |
Средняя цена без акции, руб. |
«Белый город» |
- |
65,3 |
|
«Простоквашино» |
+ |
52,9 |
79,4 |
«36 копеек» |
+ |
38,4 |
53,7 |
«Parmalat» |
+ |
60,5 |
77,1 |
«Домик в деревне» |
+ |
49,9 |
77,5 |
«Valio» |
- |
106,0 |
|
«То, что надо!» |
+ |
39,9 |
50,6 |
«Лианозовское» |
- |
77,29 |
|
«Правильное молоко» |
- |
85,5 |
|
«ВкусВилл» |
+ |
39,9 |
66,9 |
«Можайское» |
+ |
100,7 |
130,5 |
«Большая перемена» |
+ |
37,9 |
69,9 |
«Большая кружка» |
+ |
59,9 |
85,0 |
«Веселый молочник» |
+ |
50,0 |
64,2 |
Таким образом, ЗАО АИС «Ферма роста» занимает определенную нишу на Подмосковном рынке молочной продукции. Преимуществами предприятия являются замкнутый цикл с филиалами, что позволяет фирме быть независимой от поставщиков, а также высокое качество молочной продукции, которое, в современных реалиях ценится потребителем.
Однако, данному предприятию необходимо продвигать свой товар и быть узнаваемыми не только на Подмосковном рынке, но и по всей стране, конкурировать с уже заработавшими себе имя производителями и увеличить выручку. Таким образом, тема публикации является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.
Литература:
- Афанасьев М. П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М. П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2013. — 304 с.
- Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г. Л. Багиев — СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2013. — 240 с
- Весин В. Р. Основы менеджмента: учебник/ В. Р. Веснин. — М: Триада.Лтд, 2013. — 384 с.
- Виханский, О. С. Стратегическое управление: учебник/ О. С. Виханский. — М: Гардарики, 2014. — 296 с.
- Дозорова Т. А. Государственная поддержка малых форм хозяйствования в развитии производства молока: Научная статья/ Т. А. Дозорова, А. Н. Александрова, Н. В. Утьманова, 2016г. — 5с.
- Еварестова М. С. Сельскохозяйственная потребительская кооперация — основа развития малых форм хозяйствования на селе: научная статья/ Еварестова М. С., Яшина М. Л., 2016. — 65с.
- Екимова К. В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / К. В. Екимова, Т. В. Шубина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 375 c.
- Ковалев В. В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В. В. Ковалев, В. В. Ковалев.. — М.: Проспект, 2016. — 352 c.
- Официальный сайт ЗАО АИС «Ферма роста». Режим доступа: http://www.dairynews.ru/company/ais-fermarosta-zao/