Анализ потенциала рынка молочной продукции на территории южных районов Красноярского края и Республики Хакасия
Автор: Кригер Андрей Александрович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 26.05.2017
Статья просмотрена: 1118 раз
Библиографическое описание:
Кригер, А. А. Анализ потенциала рынка молочной продукции на территории южных районов Красноярского края и Республики Хакасия / А. А. Кригер. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12466/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время отечественная молочная промышленность, являющаяся одной из основных отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, обретает все большую конкурентоспособность. Несмотря на то, что молочный рынок России сегодня преодолевает серьезные испытания в виде внутренней неустроенности, внешних санкций, контрсанкций, завышенного курса доллара и евро, он всё-таки развивается. Перечисленные факторы должны были поставить отрасль на грань выживания, ведь отечественная молочная промышленность не готова удовлетворить потребительский спрос под эгидой импортозамещения на сто процентов. Однако именно на наших глазах происходит решающий этап развития местных производителей. И только консолидация всех конструктивных сил каждого в отдельности взятого российского молокоперерабатывающего предприятия может привести к росту товарообмена в целях развития рыночных отношений внутри страны.
Территории южных районов Красноярского края и республики Хакасия являются территориями рискованного земледелия. Местный климат, что касается сельского хозяйства, более способствует развитию именно отрасли животноводства, в частности и крупного рогатого скота. Последние два десятилетия показатели поголовья скота на рассматриваемой территории неуклонно снижались, что привело к банкротству некоторых предприятий, как-то Курагинский маслозавод в начале 2000-х.
Программы Правительства Российской Федерации, направленные на поддержку агропромышленного комплекса страны, коренным образом изменили эти удручающие тенденции. И последние 3–5 лет статистика показывает рост с 476 до 735 тыс. голов. [7] Из этого следует, что и надои молока коров будут расти не только сопоставимыми, но и опережающими темпами, за счёт внедрения на фермах современного оборудования, в разы повышающего эффективность производства и снижающего потери от болезней животных.
Существенная доля российского молока предназначена для переработки и производства молочной продукции. Структуру распределения молока в России по основным сегментам рынка наглядно отображает следующая диаграмма (рисунок 1):
Рис. 1. Структура распределения молока по сегментам
На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6–8 % в год. В 2009 г. потребление упало после некорректной пиар-кампании, связанной с принятием Технического регламента на молоко. Так, потребители уверенно полагали, что все представленное на рынке молоко не натуральное. [2]
Немаловажным трендом, препятствующим росту объемов продаж молока в натуральном выражении, является изменение культуры потребления молока. За последние 10–15 лет не без помощи огромной рекламной кампании произошли процессы замещения молока в рационе россиян другими напитками, как то: соки, сладкие газированные напитки, пиво и т. д.
Следствием сказанного выше, является снижение потребительского спроса в последние годы. Это стало одним из факторов, сдерживающих развитие молочного рынка Российской Федерации.
Рис. 2. Потребление молока на душу населения в России относительно норматива, кг в год
Важнейшими факторами роста объемов рынка являются:
‒ Тенденция роста реальных доходов населения;
‒ Потенциал ёмкости рынка, связанный с низким текущим уровнем потребления молочных продуктов по сравнению с медицинской нормой;
‒ Рост интереса к здоровому образу жизни;
‒ Традиционная приверженность населения России к молочным продуктам.
Эти факторы являются источником увеличения спроса на молочную продукцию в ближайшей перспективе. А также дополнительной возможностью расширения рынка для отечественных компаний можно назвать импортозамещение.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд преимуществ, недостатков и причин неудач в развитии малого предпринимательства в молочной промышленности.
Преимущества малых предприятий молочной промышленности:
‒ знание местных условий хозяйствования;
‒ значительная автономность в ведении деятельности;
‒ гибкость и оперативность в управлении;
‒ низкие управленческие затраты;
‒ значительные возможности реализации инновационных технологических идей в переработке молока и ведении коммерческой деятельности;
‒ невысокая потребность в стартовом капитале;
‒ быстрое реагирование на изменение потребительских предпочтений на рынке молочной продукции;
‒ достаточно высокая оборачиваемость оборотных средств;
‒ меньшие капиталовложения в расчёте на одного работника по сравнению с крупными предприятиями;
‒ широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов.
Недостатки малых предприятий молочной промышленности:
‒ более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
‒ зависимость от крупных компаний отрасли, логистики, оптовой и розничной торговли;
‒ недостатки в управлении делом в связи со слабой компетентностью руководителей, повышенной чувствительностью к изменениям условий хозяйствования;
‒ трудности в получении кредитов;
‒ излишняя опасливость хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).
Сегодня крупные компании, действующие на молочном рынке, практически не инвестируют в сырьевую базу на территории нашего региона. Есть случаи, когда для производства продуктов используется сухое молоко и даже растительные жиры. «Все это ставит федеральных игроков, часто имеющих западные «корни», в привилегированное положение по сравнению с местными предприятиями, выпускающими цельномолочную продукцию небольшого срока хранения», — слова Василия Моргуна, руководителя ФБУ «Красноярский ЦСМ».
Таблица 1
Производство основных видов молочной продукции вРеспублике Хакасия. [4]
|
Январь-март 2017 г |
В% к январю-марту 2016г. |
Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания, тонн |
8854,3 |
89,4 |
Масло сливочное и пасты масляные, тонн |
60,2 |
120,2 |
Сыры, продукты сырные и творог, тонн |
661,7 |
102,5 |
Предприятия на территории РХ:
‒ Саяногорский филиал ОАО «Саянмолоко»
‒ КФХ «Крюкова НА» Бородинский молочный завод
‒ ОАО «Саянмолоко»
‒ ООО СПК «Сибирь»
‒ ООО «Зорькино»
‒ ООО «Элеватор-сервис»
‒ КФХ Проценко Н. Д.
‒ ООО «Вита-Д»
‒ ООО Иван-да Марья
‒ ООО «Табатский молочный завод»
‒ СППК Иткуль
В 2015 году на территории Красноярского края и республики Хакасия работало более 30 молокоперерабатывающих предприятий. К числу крупных производителей относятся: ОАО «Саянмолоко», молочный комбинат «Милко» (филиал ОАО «Юнимилк»), «Назаровское молоко» (филиал ОАО «ВБД»), ООО «Компания «Арта». На рынке представлены и мелкие производители молока, занимающиеся только производством традиционных молочных продуктов.
Сильными сторонами крупных национальных компаний, представленных филиалами (ОАО «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн»), являются развитая дилерская сеть, разрекламированный бренд, яркая красочная упаковка. Слабостью является цена: она выше в среднем на 10–20 %. Также характерной чертой нашего рынка является высокая приверженность покупателей к продукции местного производителя, что тоже является минусом для мировых лидеров.
Фермеры и частные лица, торгующие продукцией на розлив и разновес, конкурентной угрозы не представляют, так как они занимают очень небольшую рыночную нишу, охватывают практически неизменный сегмент постоянных 35 потребителей. Однако все равно можно отметить, что их преимуществом является доступная (в большинстве случаев) цена и высокое качество продуктов, но, с другой стороны, такие производители не всегда соблюдают санитарные нормы, что может оттолкнуть потенциального потребителя. [1]
По данным независимого аналитического агентства рынок сырого молока на юге Красноярского края и республики Хакасия выглядит следующим образом (рисунок 3):
Рис. 3. Рынок закупок сырого молока на юге Красноярского края и республики Хакасия, 2015 г. [5]
Существует также возможность появления новых конкурентов в отрасли. Однако серьезными барьерами входа в молочную отрасль являются:
‒ приверженность к торговым маркам и предпочтения покупателей;
‒ контроль над каналами распределения;
‒ низкие издержки за счет эффекта масштаба производства;
‒ объем необходимых капиталовложений.
У нового производителя есть шанс найти свою нишу лишь при наличии профессиональных кадров, солидных рекламных бюджетов и качественной сырьевой базы, что в настоящее кризисное время довольно затруднительно.
Резюмируя всё вышеизложенное было принято решение о создании бизнес-плана по производству мини завода по переработке молока. Автономный молочный завод имеет мощности для переработки до 1 тонны молока в смену. Предприятие планируется создать в виде ИП на территории деревни Белый Яр Курагинского района Красноярского края.
Таблица 2
Финансовые результаты бизнеса
Показатель |
Значение |
Показатели операционной деятельности |
|
Инвестиции, руб. |
5 500 000 |
Доходы, руб. в год |
10 476 000 |
Расходы, руб. в год |
6 191 974 |
Прибыль, руб в год |
4 284 026 |
Точка безубыточности, % |
20,52 |
Финансовые показатели |
|
Рентабельность продаж |
41 % |
Рентабельность соб.капитала |
78 % |
Маржинальность бизнеса |
267 % |
Удельные показатели эффективности |
|
Прибыль на 1 кв. метр в год |
76 000 руб. |
Прибыль на сотрудника в месяц |
119 000 руб. |
Инвестиционный анализ |
|
Ставка дисконтирования, % годовых |
14 |
ЧДД, руб. |
1 189 333 |
ВНД, % в год |
28 |
Срок окупаемости (месяцев) |
23 |
Точка безубыточности производства достигается на уровне 20,5 % от максимальной загрузки завода. Однако, следует учесть интересы инвесторов. Ежемесячно в их фонд будет начисляться по 222 тыс. рублей из суммы чистой прибыли. Соответственно, чтобы своевременно исполнять это обязательство, следует сместить точку безубыточности. И в таком случае она составит 42,12 %.
Таблица 3
Расчёт точки безубыточности предприятия
Строка, тыс. руб. |
Значение при: |
||||
100% загрузки |
10% |
20% |
30% |
40% |
|
Доходы |
1605 |
160,5 |
321 |
481 |
642 |
Постоянные расходы |
210,8 |
210,8 |
210,8 |
210,8 |
210,8 |
Переменные расходы |
577,5 |
57,8 |
115,5 |
173,2 |
231 |
Расходы |
788,3 |
268,6 |
326,3 |
384 |
441,8 |
Прибыль |
816,6 |
-108 |
-5,3 |
97 |
200,2 |
Анализ чувствительности проекта показывает, что бизнес обладает высоким запасом прочности по всем ключевым параметрам: по параметрам продаж (объём продаж и цена) проект имеет запас прочности «2 раза», то есть для того, чтобы достичь критического уровня параметры продаж должны сократиться в 2 раза. По параметрам, связанным с затратами, проект так же обладает внушительным запасом прочности. Лишь при увеличении себестоимости на 50–70 % достигается критическая отметка.
Таблица 4
Анализ прибыли проекта
Параметр |
План |
Критический уровень |
Относительное отклонение |
Объём продаж |
|||
Молоко МДЖ 3,2 % |
500 |
190 |
-62 % |
Сметана МДЖ 15 % |
100 |
38 |
-62 % |
Цена продаж |
|||
Молоко МДЖ 3,2 % |
45 руб. |
27 руб. |
-40 % |
Сметана МДЖ 15 % |
66 руб. |
45 руб. |
-32 % |
Себестоимость |
|||
Молоко МДЖ 3,2 % |
26,77 руб. |
45 руб. |
68 % |
Сметана МДЖ 15 % |
44,39 руб. |
66 руб. |
49 % |
По итогу работы, можно с уверенностью сказать, что реализация описанного бизнес-плана на данной территории не только возможно, но и необходимо. Потенциал выбранного нами в качестве объекта рынка заключается в непокрытом спросе на дешёвое, натуральное, произведённое местными компаниями, дешёвое молоко и его производные. Последние годы население отказывалось от потребления молока только по причине того, что крупные компании, жаждущие снизить огромные затраты, вместо качественного и полезного продукта предлагали суррогаты.
Литература:
- Андреева Е. А. Разработка модели влияния ассортимента продукции на финансовое состояние предприятия (на примере ОАО «Молоко») // Бакалаврская работа. — 2016. — Красноярск. С. 126
- Ермакова Е. Е., Атабаева Ш. А. Современное состояние и перспективы развития молочной промышленности РФ // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 338–340.
- Официальный сайт Федеральной Службы Государственной Статистики — www.gks.ru
- Молочная отрасль России в диаграммах и цифрах / Информационно-аналитическое агентство «Институт конъюнктуры аграрного рынка». [Электрон] — http://ikar.ru/milk/
- Экспертно-аналитический центр агробизнеса. [Электрон] — www.ab-centre.ru