Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Шемякина, Д. С. Технологические основы управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры / Д. С. Шемякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66916/ (дата обращения: 17.12.2024).



Перед разработкой авторской программы развития самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры Московской области на основе народного самодеятельного любительского коллектива «Хореографический ансамбль «Ритмы детства»» были изучены методологические подходы современных отечественных исследователей к технологиям управления самодеятельным хореографическим коллективом народного творчества в учреждениях культуры. Так, в исследовании Е. Савиной и А. Ю. Петровой, предлагается следующая технология создания творческого коллектива, состоящая из 4 блоков:

  1. выявление интересов и потребностей потенциальных участников коллектива в определенном виде творчества или жанре искусства;
  2. информационный или рекламный;
  3. непосредственная работа с потенциальными участниками, прием документов;
  4. первая встреча руководителя с участниками творческого коллектива, организационное собрание, предполагающее создание программы коллектива [1].

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить исследование Н. Н. Ярошенко, указывающего на значимость воспитательного потенциалп современной индустрии досуга, а именно выполнения социально-культурных функций учреждениями культуры [2]. Следовательно, при разработке авторской программы развития самодеятельного хореографического народного творчества необходимо обращаться особое внимание именно на воспитательный аспект и социально-культурную деятельность рассматриваемых коллективов.

В своем исследовании В. В. Чижиков указывает на значимость инноваций в управлении развитием самодеятельного хореографического народного творчества, в частности на:

  1. повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения, эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры (изменение системы их создания, деятельности, правового статуса);
  2. повышение качества содержания социокультурной деятельности, культурных программ и проектов, культурных услуг и продуктов;
  3. расширение списка массовых, групповых и индивидуальных форм работы с людьми; использования принципиально новых видов дополнительных услуг и деятельности учреждений культуры, ориентированных на индивидуальную работу с посетителями;
  4. повышение компетентности работников культуры, использования инновационных подходов [3].

В. М. Чижиков и В. В. Чижиков [4] отмечают значимость таких технологий управления культурныч учреждением, как социокультурное программирование и планирование, выступающие интегральными элементами системы организации роботы любого культурно-досугового учреждения. Так, по мнению исследователей, социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности. Социально-культурная программа — это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

Согласно В. М. Чижикову и В. В. Чижикову, идеи программирования социокультурного развития в течение последних десятилетий получили широкое распространение на всей вертикали управленческой иерархии — от Министерства культуры до небольшого города и сельского района. Привлекательность программирования часто связывается с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета. Заключение соответствующего договора на разработку программы, подкрепленное структурным планом будущей программы, сметой расходов на ее разработку и внедрение, перечнем организаций, учреждений, конкретных специалистов, включенных в коллектив разработчиков, является юридическим основанием для финансирования намеченных работ [4].

В теории и практике социокультурного программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения.

Как отмечают В. М. Чижиков и В. В. Чижиков [4], замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации.

В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно-побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу).

Не менее значимой выступает диагностика социокультурной системы, которая, по мнению исследователей, осуществляется специалистами по проблемам управления из числа работников управления культуры и отдела культуры, привлеченных консультантов и экспертов. Специалисты, консультанты, эксперты и заказчик, а также другие заинтересованные субъекты культурной деятельности работают над решением проблем и разработкой инновационных предложений в качестве деловых, творческих партнеров [4].

Следовательно, основываясь на подходе В. М. Чижикова и В. В. Чижикова, представляется целесообразным представить следующую структуру технологий управления развитием самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры:

  1. социокультурное программирование;
  2. изучение финансовой стороны вопроса;
  3. диагностика системы и экспертные оценки;
  4. разработка цели программы;
  5. разработка мотивации кадров;
  6. планирование программы;
  7. оценка реалистичности разработанных планов и целей [4].

Учитывая вышесказанное вполне очевидным представляется роль и значимость менеджера по развитию самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры, в функции которого входит значительная часть работы по социокуольтурному программированию и планированию с выделением целевых ориентиров программы и специфики их реализации в практической деятельности подобных учреждений культуры того или иного региона или вида деятельности.

Изучение ряда других исследований в данной области позволяет разработать авторскую программу развития самодеятельного хореографического народного творчества в учреждениях культуры Московской области на основе народного самодеятельного любительского коллектива «Хореографический ансамбль «Ритмы детства».

Литература:

  1. Савина Е., Петрова А. Ю. Организационные технологии как инструмент управления деятельностью хореографического коллектива «Selentium» / Е. Савина, А. Ю. Петрова // Наука и перспективы. — 2016 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-tehnologii-kak-instrument-upravleniya-deyatelnostyu-horeograficheskogo-kollektiva-selentium (дата обращения 21.01.2020)
  2. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2015. — № 4 (44). — С. 28–35.
  3. Чижиков В. В. Современное учреждение культуры: механизмы управления / В. В. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-uchrezhdenie-kultury-mehanizmy-upravleniya (дата обращения 21.01.2020)
  4. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. — Ярославль — 2009 [Интернет-ресурс]. Режим доступа: http://bookbk.net/book/196-vvedenie-v-sociokulturnyj-menedzhment-chizhikov-vm/18--3-sociokulturnoe-programmirovanie-v-upravlencheskix-texnologiyax.html (дата обращение 20.01.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): самодеятельное хореографическое народное творчество, социокультурное программирование, учреждение культуры, авторская программа развития, социокультурная система, Московская область, народный самодеятельный любительский коллектив, творческий коллектив, технология управления, Хореографический ансамбль.


Похожие статьи

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Вопросы развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста на этапе высшего профессионального образования

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку

Дидактические приемы и методы, характерные для реализации образовательных программ высшего образования

Сущность и механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста

Похожие статьи

Возможности использования историко-педагогического опыта внешкольного образования в современной теории и практике дополнительного художественно-эстетического образования детей

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Современные подходы к формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Вопросы развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста на этапе высшего профессионального образования

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Теоретические основы формирования коммуникативных умений старшеклассников при обучении иностранному языку

Дидактические приемы и методы, характерные для реализации образовательных программ высшего образования

Сущность и механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста

Задать вопрос