Вданной статье автор подчёркивает популярность, глубиной психологии, дополнительно рассматривая такой метод работы в консультировании, как юнгианская песочная терапия. Также автор предпринимает попытки разобраться, почему глубинная психология, будучи такой популярной среди людей вызывает скептическое отношение научного сообщества.
Ключевые слова: глубинная психология, песочная терапия, психоанализ, юнгианская песочная терапия.
На сегодняшний день наблюдается всеобщая тенденция к психоанализу. Нет такого человека, который бы не слышал фамилию З. Фрейда. Выражаясь языком моды, с уверенностью можно сказать, что психоанализ в «тренде». Большое количество групп в социальных сетях, огромное количество книг, и несметное количество тренингов только подтверждают популярность глубинной психологии. Более того, у большинства людей не знакомых с психологией образовалась прочная ассоциация психология ─ психоанализ.
Столь неоправданную ассоциацию можно объяснить следующими фактами. Во-первых, глубинная психология, на мой взгляд, имеет полное право называться одним из самых древних методов, с помощью которого предопределялись попытки разобраться в психике человека. Во-вторых, это лёгкость выдвигаемых теорий. Бессознательное невероятно сложно изучить, следовательно, этот факт даёт возможность для «полёта» фантазий и выстраивания фундаментальных теорий. Вследствие этого образуется третий фактор, который сделал глубинную психологию, в общем, и психоанализ в частности, очень популярными среди начинающих психологов и среди людей далёких от психологии. Это простота или лёгкость восприятия материала. Так как нет доказательной базы, да и в принципе как таковых научных рамок. Не нужно учить сложные термины, не надо разбираться в доказательной базе. Просто изучаем то, что наукой на сегодняшний день сложно изучить.… Наш мозг очень не любит выполнять сложную деятельность, а вот желание показать себя сведущим есть у каждого человека. Об этом писал ещё А. Маслоу. То есть потребность в уважении других людей присутствует, а желание напрягаться, нет. Этим легко объяснить такое тяготение простых людей далёких от психологии к психоанализу. Также, по моему мнению, есть ещё один факт, который привлекает людей к психоанализу. Это можно связать с социологической теорией стигматизации И. Гофмана. Согласно этой теории люди имеют свойства навешивать «ярлыки» друг на друга. Скорее всего, это не свойство, а потребность. А глубинная психология, как ни одно из направлений часто этим пользуется. К примеру, интроверт ─ экстраверт, 12 типов личности, учения о темпераментах, комплексы (комплекс превосходства, неполноценности), MMPI, теории личности и т. п.
Однако, не смотря на критику глубинной психологии некоторые методы работы, которые, на мой взгляд, действенны, вызывают интерес. К примеру, психоаналитическая теория К. Юнга. Именно эта теория, образовавшаяся в русле глубиной психологии, заинтересовывала Л. С. Выготского и А. Р. Лурию. Сама теория Выготского имеет некоторые соприкосновения с теорией К. Юнга о коллективном бессознательном. Да и в целом методы работы, которыми пользуется юнгианцы (последователи К. Юнга) очень демократичны и ставят своей целью разобраться с имеющейся проблемой. Одним из таких методов, который опробован мной лично, является метод юнгианской песочной терапии. И хотя сам К. Юнг напрямую не соприкасался с этим методом, именно в контексте аналитической психологии «песочница» образовалась как самостоятельный метод консультирования, а не просто инструмент.
Основной принцип песочной терапии — это «создание свободного и защищенного пространства». Создателем данного метода в рамках аналитической теории является Д. Калфф. Хотя сами истоки «песочницы» берут своё начало из книги известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу», и от детского психиатра М. Лоуэнфелд.
Основное назначение юнгианской песочной терапии это дать возможность не только выразить и скорректировать тяготящие чувства клиента, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуализации и развитию трансцендентной функции. Сама Д. Калфф пишет: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» [3]. Для работы используются два деревянных подноса с песком размером примерно 60 x 70 x 10. Один поднос наполняется сухим песком, а другой используется, если клиент хочет работать с влажным песком. Внутренняя поверхность подносов окрашивается в голубой цвет и служит символом бессознательного. Также необходимо большое разнообразие фигурок, из которых клиент выбирает то, что притягивает или отталкивает. В ходе сеанса сначала предлагается выбрать фигурки, которые привлекают внимание, и построить из них композицию на песке. После того, как клиент это сделает, его просят дать название построенному, и рассказать об этом историю.
Необходимо отметить, что методика песочной терапии изначально придумывалась для детей, однако она хорошо работает и со взрослыми. С её помощью можно «вытащить» очень глубокие комплексы и осознать их. Также работа с песком помогает и чувственно волевой сфере. Например, бывают случаи, что на первом сеансе даже не выставляются фигурки, а клиент просто трогает песок. Это может свидетельствовать о высоком напряжении человека. Или бывает, что клиент говорит излишне много. Это может говорить о серьёзных внутренних переживаниях клиента. Благодаря «подносу» можно выплеснуть все эмоции не боясь осуждения. Впрочем, данный инструмент нельзя считать универсальным. Он не подходит для людей с нарушенной психикой или с нарушенным мышлением.
Самое сложное в юнгианской песочной терапии это выполнять функцию сосуда-сдерживателя. Поэтому данная методика может не только не подойти клиенту, но прежде всего она может не подойти психотерапевту. В частности, фигурки и сам поднос являются неким продолжением, частью личности консультанта. Причём очень важно чтобы эта часть была стойкой и относилась к клиенту без осуждения. Например, бывает такое, особенно с детьми, что фигурка могла в ходе консультации сломаться. И здесь консультанту очень важно никак на это не отреагировать. Прежде всего, здесь важны чувства клиента, а не психотерапевта.
В заключение можно сказать, что, к сожалению, глубинная психология зарекомендовала себя в научных кругах как «шарлатанская». Прежде всего, это связано не только с отсутствием доказательной базы, а по моему мнению, со сложностью данного вида психологической помощи. Слишком тонкие грани для работы в данном направлении. В дополнение отсутствие профессионализма у тех людей, которые называют себя представителями глубиной психологии и аналитического подхода только усугубляет оценку глубиной психологии как ненаучной. Сейчас становится популярным, прежде всего в странах Запада, в медицине лечить не столько тело, сколько психику человека. Образовываются новые направления по типу биохакинга. Не прекращаются споры о бессознательном. И пускай учёные не сходятся во мнениях и отзываются о работах своих коллег негативно, хочется верить, что прогресс выведет человечество к результату, как это было всегда.
Литература:
- Вудман М. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.
- Трошихина Е. Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии. — СПб.: Питер, 2014. — 256 с.
- Юнг К. Г. Психология переноса / Пер. с англ. — М.: Рефл-бук, 1997а.
- Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2003.
- Юнг К. Г. Сознание и бессознательное / Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 1997 б.