Отношения России и ЕС в контексте украинского кризиса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 2175 раз

Библиографическое описание:

Горбачевская, В. А. Отношения России и ЕС в контексте украинского кризиса / В. А. Горбачевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66888/ (дата обращения: 22.12.2024).



С 2014 г. Россия и Европейский союз находятся в стадии конфронтации. Двухсторонний ввод ограничительных мер поставил под удар экономические связи между двумя крупными партнерами на международном рынке. Главной причиной ухудшения отношений между Россией и ЕС стала дестабилизация в Украине.

Ключевые слова: ЕС, Россия, санкции, Украина.

Отправной точкой украинского кризиса стало приостановление в ноябре 2013 г. подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом со стороны украинского правительства, мотивируя данное решение тем, что подписание соглашения об евроинтеграции Украины поставит под удар экономические отношения с главным торговым партнером — Россией [1]. Поэтому Киев просил у ЕС компенсировать убытки, после подписания соглашения [2], но ЕС отказался выполнять это требование.

Неожиданный отказ президента Украины подписать соглашение спровоцировал массовые волнения по всей стране, а затем и разделение страны на две противоборствующие между собой стороны. Столкновения между Западом и Востоком страны постепенно переросли в гражданскую войну, что в свою очередь привело к выходу полуострова Крым из состава Украины и самопровозглашению на части территорий Донецкой и Луганской областей Украины одноименных «народных республик». С этого момента Украина стала одной из самых обсуждаемых тем в новостных лентах не только в России, но и в странах Запада. Стоит также отметить, что именно начало дестабилизации на Украине способствовало резкому ухудшению отношений между Западом и Россией.

Европейские СМИ активно комментировали события, развивающиеся в Украине, а также оказывались главными объектами критики и формирования мнения Западных стран о развитии дестабилизации на Украине и ее политики в целом. Во время массовых акций, начавшихся 21 ноября 2013 г. в центре Киева, в Европе украинцев описывали как националистов, которые любыми способами хотят добиться интеграции с Европейским союзом [3]. Несмотря на то, что демонстрации проводились в пользу ЕС, то есть развития тесных отношений именно со странами-членами ЕС, страны союза негативно отзывались о событиях на Евромайдане, говоря о необходимости расследовать все нарушения прав человека и насильственных действий [4].

Первого февраля 2016 г. в свет вышел документальный фильм о событиях на Майдане и смене власти на Украине французского режиссера Поля Морейро. Несмотря на протесты со стороны Украины, во Франции люди смогли взглянуть на события в Украине 2014 г. под другим углом. В своем фильме автор рассказывал о жертвах в Одессе, отметив, что именно в то время в Украине сформировались националистические группы с выраженной идеологией неонацизма, которые впоследствии захватили власть в стране [5].

Однако пересмотреть негативное отношение Европейского союза к политике, проводимой в Украине, способствовали военные действия на Донбассе и выход полуострова Крым из состава Украины весной 2014 г.

Западные СМИ активно следили за референдумом в Крыму, по результатам которого было принято решение о выходе Автономной Республики Крым из состава Украины и добровольном вхождении ее в состав Российской Федерации. Все страны Запада с негативом комментировали отделение Крыма, критикуя Российскую Федерацию за то, что страна, используя военную силу, вмешивается во внутреннюю целостность Украины [6].

Открыто высказать свою позицию по этому вопросу решились не все страны Европейского союза. Примером не ярко выраженной критики может послужить Великобритания. Соединенное королевство с осторожностью наблюдало за событиями 2014 г. в Украине и критично высказывалось в сторону России по поводу нарушения целостности другого государства и присоединения чужой территории, так как страна сама находилась в подвешенном состоянии из-за попытки Шотландии провести референдум и отделиться от Соединенного королевства.

Правительство Испании же любыми способами пыталось избегать трансляции событий, связанных с Крымом, поскольку в стране также распространялись сепаратистские настроения между Испанией и Каталонией. Для страны референдум в Крыму и успешное его присоединение к России могло стать толчком для проведения референдума в Каталонии, что в свою очередь могло негативно сказаться на внутренней целостности в самой Испании.

В 2016 г. кандидат в президенты Австрии Норберт Хоффер заявил, что присоединение полуострова Крым к России нарушило международное право. Однако, политик также отметил, что несмотря на нарушение, референдум показал, насколько подавляющее большинство населения выступает за воссоединение с Россией [7].

Несмотря на частичную воздержанность от комментирования и трансляции полных отчётов о проведенном референдуме, в целом, страны ЕС ставят вопрос о легитимности проведения референдума в Крыму. Они категорически отказываются признавать Крым частью Российской Федерации [8]. В сентябре 2016 г. на брифинге с украинским представителем министры иностранных дел Германии и Франции высказали свое мнение по вопросу референдума. Франк-Вальтер Штайнер и Жан-Марк Эро открыто заявили о том, что их страны категорически отказываются признавать аннексию Крыма [9].

После отделения полуострова от Украины на востоке страны были проведены референдумы, целью которых являлось решение вопроса по самоопределению Донецкой Народной Республики (далее ДНР) и Луганской Народной Республики (далее ЛНР). Однако решения референдумов не признало ни одно государство, в том числе и Западная часть Украины. Вместо этого на востоке страны начались военные столкновения. Данное вторжение на восток страны правительство объясняло тем, что самопровозглашённые ДНР и ЛНР являются террористическими организациями под руководством Российской Федерации [10], целью которых является захват и удержание украинских территорий. Соглашаясь с выводами украинского правительства, Европа окончательно становится на сторону Украины, говоря о том, что западная часть Украины действительно пытается бороться с пророссийскими настроениями на востоке страны.

Оценив изменения позиций ЕС на протяжении дестабилизации в Украине, можно сказать о том, что ЕС уделяет огромное внимание ослаблению и сужению масштабов украинского кризиса и пытается помочь Украине вернуть былую стабильность и спокойствие внутри страны. В целом Европейский союз твердо поддерживает политику целостности и суверенности государства, говоря о том, что референдум, проведенный в Крыму и его присоединение к России, является незаконным [11]. По заявлению председателя Европейского Совета Хермана ван Ромпея, референдум в Крыму полностью противоречит конституции Украины [12]. В поддержку своей позиции по отношению к Украине, ЕС решает ввести первый пакет санкций против Российской Федерации [13].

Из-за событий на Украине весной 2014 г. экономические и политические отношения между Россией и ЕС резко ухудшились. В своем заявлении Херман ван Ромпей сказал о том, что ЕС обвиняет российское вмешательство в территориальную целостность и суверенитет Украины [14]. В связи с «незаконным» присоединением полуострова Крым к Российской Федерации, ЕС принимает решение ввести ряд ограничительных мер против России, Крыма и Севастополя. Несмотря на огромный риск в экономическом плане, ЕС все-таки решает присоединиться к США и под давлением страны вводит первый пакет санкций в марте 2014 г.

6 марта 2014 г. состоялся экстренный саммит ЕС. Главной повесткой встречи стали нерешенная проблема влияния РФ на территориальную целостность Украины и аннексия Крыма. Главным решением на саммите стало применение ограничительных мер по отношению к России, которые представляют собой три этапа [15]. На первом этапе страны Евросоюза поддержали решение о приостановлении двусторонних переговоров с Россией по вопросам новых политических соглашениях и отмене визового режима [15].

Итогом первого этапа ввода дипломатических ограничительных мер против России стал отказ участия стран «большой восьмерки» на запланированном саммите в Сочи в июне 2014 г. [16]. Провидение саммита было перенесено на 4–5 июня того же года в Брюссель, но уже без участия России. В дальнейшем такие встречи стали проходить в рамках «большой семерки».

Второй этап ввода санкций не заставил себя долго ждать. Уже 17 марта 2014 г. ЕС опубликовал первый список физических лиц, как России, так и Украины, которым был запрещен въезд на территорию ЕС. Данное решение Евросоюз объяснял тем, что в список попали лица, связанные с событиями не только в Крыму, но и на востоке Украины [17].

Заключительный этап секторальных санкций вступает в силу 31 июля 2014 г. Экономические санкции были сосредоточены на торговых, финансовых и военных связях России и ЕС. В этот период Евросоюз ввел запрет на сотрудничество стран в энергетической отрасли и добычи нефти. Главным образом, Евросоюз ввел ограничительные меры на добычу полезных ископаемых, запрет на экспорт товаров и оборудования для нефтедобычи РФ и все, что связано с данным отраслевым комплексом. Также под ограничения попали договоры, направленные на импорт и экспорт вооружений РФ, и запрет на продажу России товаров для оборонного сектора.

В финансовом плане под удар попала часть российских государственных банков. Евросоюз пришел к выводу о том, что необходимо частично ограничить доступ капиталов рынков ЕС банкам РФ [17].

С 2015 по 2018 гг. Евросоюз лишь продлевает действие уже принятых мер по отношению к физическим и юридическим лицам РФ, а также продолжает дополнять положения экономических и списки индивидуальных санкций. В настоящий момент под давлением секторальных санкций находятся 20 финансовых, оборонительных и нефтедобывающих организаций Российской Федерации. Индивидуальные списки ограничительных мер состоят из 146 физических и 37 юридических лиц [17].

В ответ на меры давления, оказываемые со стороны ЕС, Россия вводит ответный пакет санкций. По словам официального представителя МИД Александра Лукошевича, санкции, введенные 28 марта 2014 г. по отношению ЕС, схожи с ограничительными мерами Евросоюза [18]. Единственным отличим было то, что правительство России не стало опубликовывать «черный список» сразу, а передало его представителям ЕС в Москве лишь 30 мая 2015 г. [19].

Следующим шагом ввода ограничительных мер со стороны РФ стал указ, подписанный Владимиром Путиным 6 августа 2014 г., о запрете импорта сельскохозяйственного сырья из стран, которые ввели ряд санкций в отношении Москвы [20]. В последующие годы список стран расширяли, список товаров корректировали, дополняя или исключая некоторую продукцию из списка, а затем пролонгировали указ снова. Последний раз, в июле 2018 г. президент продлил действие ответных мер на антироссийские санкции до 31 декабря 2019 г. [21].

После ввода экономических санкций со стороны России, а именно подписание указа в 2014 г. было собрано внеочередное собрание стран Евросоюза, где некоторые участники заседания выступили с предложением о том, чтобы обратиться во Всемирную торговую организацию (далее-ВТО) и оспорить решение РФ на импорт сельскохозяйственных товаров из ЕС [22].

На протяжении периода с 2014–2018 гг. в ВТО неоднократно поступали иски с двух сторон, находящихся в конфронтации. В исках присутствуют положения, косвенно или напрямую связанные с пакетом экономических санкций, которые, по их мнению, не соответствовали правилам ВТО и несли ущерб для стран.

Так, например, дело о запрете поставки свинины из Европы решилось только в 2017 г., когда Россия убрала раннее принятый запрет на поставку свинины, но из-за того, что сейчас данный продукт находится в списке запрещенных к ввозу товаров, свинину по-прежнему не могут импортировать в Россию [23].

Также в 2014 г. Россия подала иск против ЕС по вопросу правомерности третьего энергопакета. Москва заявила о том, что данный проект противоречит обязательствам ЕС в ВТО [24]. Лишь в 2018 г. ВТО вынесла свое решение, ссылаясь на правоту России по некоторым пунктам проекта [24].

Таким образом, можно сказать о том, что события в Украине серьёзно отразились на сотрудничестве России и ЕС. Начиная от индивидуальных и заканчивая экономическими ограничительными мерами, страны пытаются оказывать давление друг на друга, тем самым ставят под удар не только сотрудничество между собой, но и развитие различных отраслевых комплексов внутри стран.

Подводя итоги исследования о взаимоотношениях России и стран Евросоюза, хотелось бы отметить, что за последние четыре года наблюдается резкое ухудшение отношений между партнерами на международной арене. Все страны Европейского союза всерьез обеспокоены событиями, происходящими в Украине. Главной причиной конфронтации двух важных экономических и политических союзников стала дестабилизация в Украине и вмешательство России во внутренние дела соседней страны. Из-за разной позиции относительно событий в Украине, сотрудничество между двумя перспективными союзниками резко ухудшилось. Именно поэтому Украинский кризис можно считать главным толчком к вводу ограничительных дипломатических и экономических мер со стороны Евросоюза в отношении России. В своем интервью федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила о том, что санкции против России были введены для того, чтобы показать стране, что каждый ее территориальный сосед имеет право развиваться самостоятельно, без вмешательства других государств.

Влияние санкций ЕС и контрсанкций РФ на социально-экономические аспекты обоих участников является отдельным объектом для исследования.

Литература:

  1. Янукович объяснил, почему не хотел подписывать соглашение с ЕС. [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1081177 (дата обращения: 15.01.2019).
  2. Украина не подписала об ассоциации с ЕС [Электронный ресурс]// сайт информационного агентства BBC News Украïна. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2013/11/131129_ru_s_ukraine_eu_assignment (дата обращения: 15.01.2019).
  3. Семенюк Т. Со стороны виднее: Что об Украине пишут европейские СМИ: статья Тараса Семенюка ИА 112.ua// 112.ua: Информ.агенство.URL: https://112.ua/statji/so-storony-vidnee-chto-ob-ukraine-pishut-evropeyskie-smi-102425.html (дата обращения: 15.01.2019)
  4. ЕС опубликовал ответы на самые часто задаваемые вопросы о кризисе в Украине и партнерстве Украина — ЕС [Электронный ресурс] // сайт борьбы с неправдивой информацией о событиях в Украине. URL: https://www.stopfake.org/es-opublikoval-otvety-na-samye-chasto-zadavaemye-voprosy-pro-krizis-v-ukraine-i-partnerstvo-ukraina-es/(дата обращения: 15.01.2019).
  5. Макарычев М. Майдан лишили лоска // Российская газета. -2016. — 2 февраля. (Дата обращения 12.02.2019).
  6. Выводы Совета министров ЕС по иностранным делам относительно Украины [Электронный ресурс] // сайт информационного агентства «Украина и мир». URL: https://112.ua/politika/vyvody-soveta-ministrov-es-po-inostrannym-delam-otnositelno-ukrainy-polnyy-tekst-35606.html(дата обращения: 15.01.2019).
  7. Кандидат в президенты Австрии: Крым не должен был становиться частью Украины. [Электронный ресурс]// Информационное агентство «Russia today». URL: https://russian.rt.com/article/153282 (Дата обращения: 12.02.2019).
  8. Крым в составе России: реакция мирового сообщества [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Russia Today». URL: https://russian.rt.com/article/24562(дата обращения: 18.01.2019).
  9. Главы МИД Германии и Франции о легитимности выборов в Госдуму в Крыму: Мы не признаем аннексию Крыма. [Электронный ресурс] // сайт информационного агентства «Украина и мир». URL: https://112.ua/politika/glavy-mid-germanii-i-francii-o-legitimnosti-vyborov-v-gosdumu-v-krymu-my-ne-priznaem-anneksiyu-kryma-338680.html (Дата обращения: 12.02.2019).
  10. Генпрокуратура Украины квалифицировала ДНР и ЛНР как «террористические организации» [Электронный ресурс] //Официальный сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140516213625.shtml (дата обращения: 18.01.2019).
  11. Выводы Совета министров ЕС по иностранным делам относительно Украины [Электронный ресурс] // сайт информационного агентства «Украина и мир». URL: https://112.ua/politika/vyvody-soveta-ministrov-es-po-inostrannym-delam-otnositelno-ukrainy-polnyy-tekst-35606.html (дата обращения: 12.02.2019).
  12. Евросоюз решил приостановить переговоры с Россией по визам и новому базовому соглашению. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/3632689 (дата обращения: 05.02.2019).
  13. EU sanctions against Russia over Ukraine crisis [Electronic resource] // Site of European Union. URL: https://europa.eu/newsroom/highlights/special-coverage/eu-sanctions-against-russia-over-ukraine-crisis_en (accessed: 13.02.2019).
  14. Евросоюз решил приостановить переговоры с Россией по визам и новому базовому соглашению. [Электронный ресурс] // Информационное агентство Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/world/3632689 (дата обращения: 05.02.2019).
  15. Все санкции Запада против России. [Электронный ресурс] // информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587 (дата обращения: 22.01.2019).
  16. G7 Summit in Brussels, 4–5 June 2014: Background note and facts about the EU's role and actions. [Electronic resource] // Site of European Commission. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-14–392_en.htm (дата обращения: 22.01.2019).
  17. Хронология введения санкций и ответные меня России в 2014–2015гг. [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА новости. URL: https://ria.ru/20151125/1328470681.html (дата обращения: 01.02.2019).
  18. Россия приняла зеркальные меры на расширение санкционных списков. [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА новости. URL: https://ria.ru/20140328/1001487402.html (Дата обращения: 03.02.2019).
  19. Представительство ЕС в Москве получило российский черный список. [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА новости. URL: https://ria.ru/20150530/1067336613.html (дата обращения: 03.02.2019).
  20. Ответные меры России на санкции. [Электронный источник] // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/info/4378788 (Дата обращения: 05.02.2019).
  21. Путин подписал указ о продлении конрсанкций. [Электронный источник] // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/5368377 (Дата обращения: 05.02.2019).
  22. Министры с/х хотят оспорить в ВТО запрет РФ на импорт продуктов. [Электронный ресурс] // Информационное агентство РИА новости. URL: https://ria.ru/20140905/1022964014.html (Дата обращения: 03.02.2019).
  23. ЕС потребовал от ВТО наказать Россию за ограничение импорта свинины. [Электронный источник] // Информационное агентство ТАСС. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/12/2017/5a3abc609a794707f51558d2 (Дата обращения 05.02.2019).
  24. ВТО поддержала Россию в споре с ЕС о правомерности третьего энергопакета. [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/5447413 (Дата обращения: 05.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Украина, россия, Крым, Российская Федерация, Европейский союз, мера, том, подписание соглашения, состав Украины, Украинский кризис.


Ключевые слова

Россия, Украина, санкции, ЕС

Похожие статьи

Экономические последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций

В статье рассмотрены экономические последствия для российской экономики санкций Европейского Союза и контрсанкций России. Сделан вывод о том, что они не оказали значительного негативного влияния на российскую экономику.

Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Итальянской Республики с 2014 по 2022 год

В данной статье автор делает краткий анализ состояния российско-итальянских отношений в период введения санкций 2014 года вплоть до 2022 года.

Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики

Актуальность статьи заключается в том, что проблема отношений России с бывшими республиками СССР после его распада в 1991 году приобретает исключительную актуальность. В фокус данной проблемы встает вопрос о взаимоотношениях России и стран Прибалтики...

Особенности вектора внешней политики администрации Д. Трампа

В статье рассматривается политика президента США Дональда Трампа в отношении России. Приводится характеристика основных направлений внешней политики США и рассматривается ее влияние — позитивное и негативное — на складывание российско-американских от...

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Международная обстановка в годы начала холодной войны

В данной статье рассмотрена международная обстановка в годы начала «холодной войны». На международной арене после второй мировой войны произошли глубокие изменения. Значительно выросли влияние и авторитет СССР. Это было геополитическое, военное, экон...

Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах

Турецкая политика предлагает интересную перспективу для анализа политических и экономических интересов Анкары в данном регионе после распада Союза Советских Социалистических Республик. Несмотря на смену президентов или правительства, Турция всегда ст...

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Статья посвящена вопросам анализа санкций против Российской Федерации. Автор дает краткую характеристику основным видам санкций, которые США приняли за последние пять лет. Особое внимание обращается способы выхода различных кампаний из сложившихся си...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Анализ макроэкономической ситуации и санкций в Российской Федерации

В статье проанализировано влияние, введенных санкций со стороны США и стран ЕС на макроэкономические показатели Российской Федерации.

Похожие статьи

Экономические последствия санкций ЕС против России и российских контрсанкций

В статье рассмотрены экономические последствия для российской экономики санкций Европейского Союза и контрсанкций России. Сделан вывод о том, что они не оказали значительного негативного влияния на российскую экономику.

Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Итальянской Республики с 2014 по 2022 год

В данной статье автор делает краткий анализ состояния российско-итальянских отношений в период введения санкций 2014 года вплоть до 2022 года.

Проблема взаимоотношений России со странами Прибалтики

Актуальность статьи заключается в том, что проблема отношений России с бывшими республиками СССР после его распада в 1991 году приобретает исключительную актуальность. В фокус данной проблемы встает вопрос о взаимоотношениях России и стран Прибалтики...

Особенности вектора внешней политики администрации Д. Трампа

В статье рассматривается политика президента США Дональда Трампа в отношении России. Приводится характеристика основных направлений внешней политики США и рассматривается ее влияние — позитивное и негативное — на складывание российско-американских от...

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Международная обстановка в годы начала холодной войны

В данной статье рассмотрена международная обстановка в годы начала «холодной войны». На международной арене после второй мировой войны произошли глубокие изменения. Значительно выросли влияние и авторитет СССР. Это было геополитическое, военное, экон...

Механизмы политического присутствия Турции в «тюркских» государствах

Турецкая политика предлагает интересную перспективу для анализа политических и экономических интересов Анкары в данном регионе после распада Союза Советских Социалистических Республик. Несмотря на смену президентов или правительства, Турция всегда ст...

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Статья посвящена вопросам анализа санкций против Российской Федерации. Автор дает краткую характеристику основным видам санкций, которые США приняли за последние пять лет. Особое внимание обращается способы выхода различных кампаний из сложившихся си...

Анализ внешней̆ политики Катара по урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке

Статья анализирует внешнюю политику Катара в контексте урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, с акцентом на участие страны в сирийском и ливийском кризисах, а также влияние катарского кризиса 2017 года на дипломатические стратегии и региональн...

Анализ макроэкономической ситуации и санкций в Российской Федерации

В статье проанализировано влияние, введенных санкций со стороны США и стран ЕС на макроэкономические показатели Российской Федерации.

Задать вопрос