В статье проанализировано влияние, введенных санкций со стороны США и стран ЕС на макроэкономические показатели Российской Федерации.
Ключевые слова: экономика России, санкции США и стран ЕС, ВВП, Росстат, золотовалютные резервы, благосостояние россиян
Экономика России все еще находиться в процессе изменения. Сложившаяся ситуация поставила Европейский Союз и Россию в условия конфронтации через различные политические и мировоззренческие позиции в отношении Украины. Причем обе стороны вынуждены выбирать между экономическим интересом и принципиальной позицией. Украина, с одной стороны, является причиной санкционной активности демократических стран относительно Российской Федерации, с другой не может диктовать условия в регионе, а лишь реагировать на них. При этом важное значение приобретает раскрытие сути действующих в мировом хозяйстве санкций и их угроз для экономики России.
Исходя из этого, исследование изменения макроэкономических показателей РФ под влиянием этих санкций — это и есть цель моей статьи.
По поводу макроэкономической ситуации в России сейчас идет много споров. Кто то доказывает, что санкции никак не повлияли на экономические показатели РФ, а кто то наоборот уверен, что Российские прогнозы далеко не положительны.
По мнению, первого вице-премьера России, с макроэкономикой нет проблем. В России есть единственный параметр, по которому должно все стабилизироваться и макроэкономическая ситуация практически идеальная, с контролируемой инфляцией. [1]
В 2016 году падение ВВП замедлился до 0,6 %, и уже к концу года в экономике произошел переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2017 году темп роста ВВП перейдет в положительную область и составит 0,6 %, в 2018 году темп роста ВВП повысится до 1,7 %, в 2019 году — до 2,1 %.
Однако, как свидетельствуют данные Росстата, в ноябре 2016 г. многие показатели выпуска в главных секторах экономики (таких как объем промышленного производства, объем строительных работ, грузооборот транспорта и др.) увеличились по сравнению с ноябрем 2015 г. Так, например, грузооборот транспорта увеличился на 2,9 %, объем промышленного производства — на 2,7 %, объем строительных работ — на 1,4 % в годовом выражении. Вместе с тем, в большой степени этот эффект связан с «низкой базой» ноября 2015 г., когда многие из этих показателей демонстрировали спад.
Но, при всем этом продолжается уменьшение показателей, которые характеризируют потребительский спрос. Так, реальные доходы, которыми располагает населения в ноябре 2016 г. снизились на 5,6 % в годовом выражении, а оборот розничной торговли — на 4,1 %. Думаю, нужно отметить, что падение оборота розничной торговли продолжается на фоне значительного замедления роста потребительских цен (до 5,8 % в ноябре 2016 г. в годовом выражении по сравнению с 15,0 % годом ранее).
Но, несмотря на данные, которые дают представление о благосостоянии российских граждан, которые показывают не очень хорошую динамику, показатели промышленности и сельского хозяйства растут. Так, сельское хозяйство выросло на 4,8 %, это стало не просто неожиданностью, а большим успехом, в 2016 году был собран рекордный урожай зерна.
Инфляция в 2016 г. начала снижаться немного быстрее, чем ожидалось ранее. Ряд внешних и внутренних факторов оказывал существенное понижающее давление. К таким факторам можно отнести сокращение внутреннего спроса и снижение мировых цен на продовольствие и энергоносители. Со стороны затрат также наблюдалось уменьшение давления на инфляцию, так, имело место снижение темпов роста цен производителей в промышленности.
В апреле годовой прирост цен производителей в промышленности составил 0,9 % против 12,1 % в апреле 2015 г. [2]
Одновременно с этим правительством РФ фактически замалчивается информация методах достижения относительно стабильного состояния экономики в стране, которые в основном базируются не на реальных достижениях российской экономики, а на правительственной поддержке ее основных отраслей.
В свою очередь, из-за таких подходов критически сократились золотовалютные резервы страны, которые тратились как на поддержку российской экономики, так и на покрытие дефицита государственного бюджета и поддержку курса российского рубля. Так, по официальным данным Министерства финансов России, в течение 2016 года Резервный фонд страны сократился на 73,4 % (в 3,7 раза) — до 972,13 млрд. руб. А объемы Фонда национального благосостояния снизились на 16,6 % — до 4,36 трлн руб. [3]
При этом правительство РФ расходовало такие суммы в расчете на возможные изменения в ситуации вокруг России уже в 2016–2017 годах, которые могли бы способствовать восстановлению роста ее экономики. Прежде всего, в этой связи были надежды, что западные страны откажутся от политики санкций против режима Президента России как вследствие «усталости» от них, так и смены власти в США, а затем и во Франции и ФРГ. Кроме того, большие надежды возлагались на возможное возвращение высоких мировых цен на энергоносители.
Но даже масштабная правительственная поддержка российской экономики не обеспечила реального роста ВВП России и повышения уровня жизни ее населения. Так, несмотря на уверения Росстата о «восстановлении роста экономики страны во втором квартале 2016 года», в целом по итогам этого года падение ВВП составило 0,6–0,7 % (по другим данным — не менее 1,2 %). [4]
По оценкам работающих в финансово-экономической сфере неправительственных экспертов, причиной роста ВВП РФ в долларовом и рублевом эквивалентах является определенное увеличение стоимости нефти после достижения договоренности членами ОПЕК о сокращении объемов ее добычи, а не реальный рост производства в России.
Заслуживают внимания и оценки некоторых российских экспертов, которые вообще утверждают об убыточности экспорта газа Россией. Так, пересчет экспортных поставок газа с кубометров на тепловой эквивалент (в частности, в виде британских тепловых единиц — БТЕ) позволяет оценить его стоимость в 4,2 долл. США за 1 млн БТЕ. В то же время стоимость его доставки из России в ФРГ оценивается в 4,8–5 долл. США за 1 млн БТЕ.
Существенной проблемой для России остается также ее фактическая неспособность обеспечить поставки газа в Европу в обход Украины и Беларуси из-за недостатка собственных средств, а также отказа ЕС поддерживать российские проекты строительства новых газотранспортных систем по дну Черного и Балтийского морей. При этом Беларусь использует эту ситуацию в своих целях и медлит с оплатой долга за российский газ (на сегодня достигает 550 млн долл. США).
Период нестабильности мировой экономики в 2016 году продолжался, в течение 2016 года сохранялась волатильность мировых цен на основные биржевые товары. [5] В первом полугодии сохранялись низкие темпы роста мирового ВВП. Однако во второй половине прошлого и в начале текущего года получили развитие позитивные тенденции ускорения роста глобальной экономики. По оценке МВФ темпы роста мировой экономики в 2016 году составили 3,1 %. Данные первых двух месяцев 2017 года также свидетельствуют о восстановлении глобального экономического роста.
Заключение.
Проведенное исследование показало, что введенный санкционный режим, очень влияет на макроэкономические показатели России. Российские компании из-за введенных санкций не имеют доступ к рыкам в развитых странах, что соответственно плохо влияет на развитие российской экономики. Если санкционный режим будет также продолжаться, то кризис в российской экономике может затянуться надолго.
Кроме этого, для России в условиях введения «санкций» со стороны ряда государств, существенное значение приобретает стратегия устойчивого развития приоритетных отраслей российской экономики. Данная стратегия должна исходить из реалий нынешней политической, экономической и социальной ситуации в России, опираться на имеющийся научно-технический потенциал, действующую законодательную базу и ставить задачи с учетом их приоритета в рамках развития экономической инфраструктуры государства и требований отечественного рынка.
Таким образом, санкционный режим по своей сущности идет в разрез с принципами устойчивого развития и является, по меньшей мере, существенным барьером для достижения целей гармоничного цивилизационного развития. Остается надеяться, что в краткосрочной перспективе будет найден компромисс в решении ряда известных внешнеполитических вопросов и противоречий и, как результат, спектр проблем контрсанкционной тематики будет снят.
Литература:
- Макроэкономическая ситуация в России [Электронный ресурс] http://voprosik.net/makroekonomicheskaya-situaciya-v-rossii-k-2017 (дата обращения 02.06.2017).
- МАКРООБЗОР ЕАБР. 2016. – 52 с.
- Обзор макроэкономической ситуации 2016.
- Борисфен Интел. Особенности экономической ситуации в России в 2016 году в контексте принятых против нее западных санкций. 2017.
- Макроэкономический обзор. 2017. — 82 с.