Последние два года ознаменовались не очень дружественными отношениями России со странами Запада. Одной из основных причин является Украинский кризис, а именно аннексия Крыма. Считая действия РФ в сложившейся ситуации неправомерными и даже из ряда вон выходящими, США, Евросоюз и другие, поддержавшие их страны, ввели ограничительные меры против России в виде санкций. Эта проблема отразилась не только на международном сотрудничестве РФ с перечисленными государствами, но и на внутреннем функционировании национальной экономики и уровне жизни населения.
Согласно принципам ВТО, принятие санкций в отношении России является нарушением норм международного права [1]. Однако введение подобных мер для стран, не входящих в состав организации, является допустимым, как один из действенных методов решения конфликта.
Как показывает практика, санкции могут нанести значительный ущерб только странам, полностью зависящим от товаров и услуг, которые не имеет возможности производить самостоятельно. В случае с Россией принятые меры мало эффективны, тем более в условиях современной глобализации и тесных торговых связей, когда найти нового партнёра среди других дружественных стран не составляет большого труда. Не стоит забывать о том, что страна обладает собственным потенциалом, для реализации которого необходимо только время.
Мы можем оценить влияние санкций на экономику нашей страны спустя два года после их введения. Эти меры воздействия оказали существенное негативное влияние, но стоит задуматься, действительно ли они стали причиной понижения уровня национальной экономики или она ещё за долго до конфликта имела тенденции к спаду.
Проанализировав ситуацию, можно отметить, что предпосылки к замедлению роста экономических темпов наблюдались ещё за долго до украинского кризиса. По данным Федеральной Службы государственной статистики РФ, ВВП в 2012 году составил 103,5 % по отношении к предыдущему году, в 2013 г. — 101,3 %, в 2014 г. — 100,6 %, а в 2015 г. — 97,3 %, исходя из этого можно наблюдать снижение уровня ВВП, при чем материалы за последние 2 года представлены с учётом данных по Крымскому Федеральному округу.
Постепенный спад национальной экономики обусловлен несовершенной структурой отношений в условиях современной глобализации. Одной из причин снижения эффективности Российской экономики является чрезмерное привлечение иностранного капитала, в то время как большой объем российских инвестиций уходит за рубеж. С другой стороны, не допустимым является нерациональное использование топливных и энергетических ресурсов, добываемых на территории страны. Россия нацелена на вывоз энергоресурсов за границу в виде сырья, хотя гораздо выгоднее наладить перерабатывающую промышленность на территории государства и поставлять странам-партнёрам уже готовую продукцию. Также можно отметить и тот недостаток, что большая часть сельского хозяйства не способна конкурировать с ввозимой из-за рубежа продукцией, это привело к серьёзному ослаблению данного сектора экономики.
Экономическая система РФ, опирающаяся, главным образом, на расширение экспорта энергоресурсов и других видов сырья, успешно развивалась и приносила прибыль вплоть до глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., когда поставки за рубеж являлись главным двигателем экономического роста страны. Непосредственно после кризиса стала проявляться тенденция к уменьшению роли экспорта сырья в национальной экономике.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что санкции, направленные против России, не стали для страны причиной кризиса, они только усилили динамику и без того назревавшего спада.
Действия, направленные на ухудшение российской экономики по средствам санкций, вызвали бурное сопротивление в виде ответных мер и развитие программы импортозамещения, что стало приоритетным направлением во всех сферах национальной экономики. Налаживая собственное производство сельскохозяйственной и некоторых других видов продукции, правительство России окончательно решило прекратить все поставки импортозамещаемых товаров из Западных стран, участвующих в конфликте. В соответствии с Указом Президента РФ [2], на один год запрещается либо ограничивается ввоз в нашу страну отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Эти меры были продлены еще на год [4]. В связи с чем, продукция поставщиков, нарушивших указ, подлежит уничтожению. Также, в период первой волны принятия санкций, правительство России сформировало список иностранных граждан (лиц с западным гражданством), которым запрещён въезд на территорию РФ.
Учитывая, что положение в промышленном секторе России крайне тяжёлое (доля импорта составляет от 50 % до 90 % всего необходимого объема товаров) [5], в апреле 2014 года в рамках программы импортозамещения и усиления конкурентоспособности российской промышленности кабинет министров утвердил законопроект, направленный на развитие и совершенствование отечественной промышленности, действующий до 2020 года [4].
В мае того же года президентом РФ был утвержден перечень мероприятий, стимулирующих экономику России и политику импортозамещения в области промышленности и сельского хозяйства. На конкурсной основе были отобраны и профинансированы лучшие проекты, реализуемые до 2018 года во многих секторах экономики: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, химическое производство, машиностроение, жилищное строительство, транспорт, связь и телекоммуникации, энергетика. В рамках реализуемой программы государством осуществляется кредитование и микрофинансирование наиболее перспективных проектов, а также существенная поддержка индивидуальных (частных) предпринимателей, способствующих развитию и подъему национальной экономики.
Программа развития сельского хозяйства была утверждена раньше, чем другие. Сразу же началось налаживание технологий производства, таможенно-тарифной политики международных отношений и поиск путей сбыта продукции. Таким образом, по программе импортозамещения правительство планирует уменьшить долю закупаемой за границей продукции с 70–90 % до 50–60 % и даже меньше уже к 2020 году.
Взаимные санкции России и Запада позволили существенно укрепить отношения со странами БРИКС. Союз уже формально превратился в международный политический блок благодаря ежегодным саммитам. Западные санкции способствовали особому положению России среди стран БРИКС, так как наша страна является единственным членом союза, который имеет двусторонние связи со всеми странами организации, кроме Южной Африки.
Существенное внимание в сложившейся ситуации уделяется взаимоотношениям России и Китая. В день празднования 70-летия Победы в ВОВ главы государства подписали ряд документов, предусматривающих углубление инновационного сотрудничества, увеличение инвестиций, расширения взаимодействия по развитию многих отраслей экономики. Большое внимание было уделено развитию сотрудничества в энергетике, являющейся ключевой сферой экономики. Данное соглашение предусматривает поставку 38 млрд. кубометров газа ежегодно, начато строительство «Восточного» газопровода. Еще одним соглашением по укреплению сотрудничества в финансовой области предусмотрено расширение кредитования китайскими банками российских компаний. Расширение взаимодействия по развитию микро-радиоэлектроники, в том числе и в космической промышленности, сводят к минимуму негативное влияние санкций, введенных против электронной промышленности России. Особое внимание при встрече двух лидеров было уделено военно-техническому сотрудничеству КНР и РФ. Проведение совместных военных учений, поставка на китайский рынок ста российских самолетов «Сухой суперджет-100» подтверждают серьёзные намерения обеих стран во взаимоотношения друг с другом.
Стратегическое партнерство России и Индии охватило наиболее сильные сферы РФ — оборону и ядерную энергетику, в этих направлениях Россия является мировым лидером, а Индия напротив нуждается в их развитии.
К тому же сотрудничество России и Бразилии вышло на новый уровень вследствие конфликта нашей страны с Западом, так как за несколько месяцев до введения санкций Бразилия стала основным поставщиком свинины и говядины в Россию, отстраняя тем самым продукцию конфликтных стран на задний план.
Одним из важнейших направлений, укрепившимся с приходом санкций, является социально-экономическое сотрудничество России и Казахстана. Развиваются взаимоотношения в таких направлениях как электроэнергетика и мировое использование ядерной энергии, крепнут межрегиональные связи и инвестиционное сотрудничество. Так, в конце сентября 2014 года официально был запущен совместный проект «Евразия» по добыче нефти в Прикаспийской впадине. В октябре 2015 года принято соглашение о порядке взаимодействия при проведении пуска ракет из позиционного района Домбаровский. В настоящее время Россия и Казахстан ведут совместное строительство автодороги «Западная Европа — Западный Китай».
В то время как Россия вводит политику импортозамещения и налаживает новые торговые связи, заменяя товары, попавшие под «горячую руку контрсанкций», Запад страдает от избытка продукции, которая должна была отправиться на российский рынок, а вместо того осела в странах-производителях, вызвав тем самым избыток продовольствия, и, как следствие, недовольство производителей. Самые большие потери в битве взаимных санкций понесли европейские сельхозпроизводители. Общий убыток от контрсанкций равен примерно 5 млрд. евро. Годовой импорт из ЕС составляет около 10 % всего товарооборота. Австрийские фермеры заявили об убытках в размере 238 млн. евро, а вице-премьер Польши — $700 млн. Горящие покрышки, кучи навоза на дорогах, свиньи в магазинах, горы гниющих овощей и фруктов на центральных площадях городов и это только вершина айсберга, с которым столкнулись европейские товаропроизводители. Даже обещанные выплаты со стороны Евросоюза и упавшие цены на фоне избытка продукции, которые привели к увеличению спроса местных покупателей, не смогли компенсировать и часть убытков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что санкции, которые применили западные страны против России, оказали на национальную экономику как положительное, так и отрицательное влияние. Несмотря на усиление динамики упадка уровня российской экономики, трудности способствовали развитию такого важного проекта, как программа импортозамещения. Санкционные издержки подтолкнули правительство России к укреплению отношений со странами Востока и союза БРИКС и налаживанию новых торговых партнерств с государствами, которые раньше играли минимальную роль в экономике России. Такие меры способствуют укреплению национальной экономики и приобретению новых выгодных партнерств, что впоследствии может привести к повышению международного статуса России на мировом рынке.
Литература:
- Булатова, А. И. Влияние санкций на экономику России / А. И. Булатова, Н. Р. Абелгузин // Актуальные Проблемы Экономики И Права. — 2015. — № 3. С. 26–37.
- О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 // Петербургский правовой портал. URL: http://www.ppt.ru/news. (дата обращения: 20.04.2016).
- О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2015 г. № 320 // Петербургский правовой портал. URL: http://www.ppt.ru/news (дата обращения: 20.04.2016).
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 305 // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru. (дата обращения: 20.04.2016).
- Доля импортной продукции на российском рынке. URL: http://www.newsruss.ru. (дата обращения: 28.04.2016).