Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 31.01.2020

Статья просмотрена: 2759 раз

Библиографическое описание:

Касиева, Х. М. Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042» / Х. М. Касиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66816/ (дата обращения: 22.11.2024).



Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия романа — антиутопии В. Войновича «Москва 2042». Особенностью писателя является то, что он спокойно описывает несколько утопий в одном произведении, сохраняя при этом свободу собственного слова.

Ключевые слова: Войнович, «Москва 2042», замысел, жанр, сатира.

As forms of the artistic embodiment of the universal desire to improve the world, anti-utopia and utopia, based on the common objects of image and knowledge, form a single genre of ambiutopia. The article gives a characteristic of the genre perception of the novel — V. Voinovich's dystopia “Moscow 2042”. A feature of the writer is that he calmly describes several utopias in one work, while maintaining the freedom of his own word.

Keywords: Voinovich, “Moscow 2042”, design, genre, satire.

Сатирик отличается от остальных писателей пониманием современной реальности, не подчиняющейся логическому описанию. Писатели — сатирики характеризуются врожденным качеством видеть абсурдность во всех проявлениях окружающего мира.

Писатель сам написал об этом явлении следующие строки: «Я просто пишу... Мою первую повесть один критик отметил большой ругательной статьей, в которой было написано буквально следующее: „Войнович придерживается чуждой нам поэтики изображения жизни как она есть”. Мне это очень понравилось, и я дальше старался изображать жизнь как она есть. А куда меня кривая выведет, никогда не заботился» [1].

Эти слова достаточно четко описывают характерное В.Войновичу качество слушаться в процессе письма только самого себя. Автор не стремиться вписать свое произведение под определенные правила и законы. Это и явилось той самой чертой, которая обусловила жанровое своеобразие творчества писателя — сатирика.

Многие исследователи сходятся во мнении в том, что модернистский роман Войновича «Москва 2042» является антиутопией. Этот вид жанра был весьма актуален во второй половине ХХ столетия.

Однако дать определенное название жанру этого романа все-таки не получается. Роман может быть отнесен к политическому памфлету, роману-анекдоту, диссидентской утопии, «чистой дистопии», сатирическая антиутопии [1]. Подзаголовки отдельных изданий произведения тоже имели различные названия: сатирическая повесть, роман-анекдот, роман [2].

В. Войнович сам больше склонялся к названию роман-предупреждение, считая, что такое название больше раскрывает содержание произведения [3]. Жанр произведения в русской литературе определяется многими параметрами. Важно соотношение содержания и формы, проявления художественного творческого мира писателя и реальной жизни, а также способы выражения творческих замыслов писателей. Чтобы оценить жанровое своеобразие произведения, необходимо провести анализ вышеупомянутых процессов. Выявление жанровой принадлежности иногда вызывает большие трудности. Например, неканонические жанры поддаются анализу тяжелее.

Термин «роман» является во всех определениях жанра произведений В. Войновича связующим звеном. Этот термин встречается почти во всех названиях. Принципиальную незавершенность и свободу в развитии и современном состоянии этого жанра подчеркивал М. М. Бахтин, отмечая, что «изучение других жанров аналогично изучению мертвых языков; изучение же романа — изучению живых языков, притом молодых» [2. С. 392–392].

«Москва 2042» — роман, который носит характеристику романа-антиутопии. Антиутопия — жанр общественного склада. Это своего рода оружие, которое стреляет целенаправленно на тот слой общества, который уже устоялся и живет по определенным правилам и законам. Общество это организованное, со своим стилем. Отображением смысла антиутопии является борьба с закономерностями событий [3. С. 96]. Именно по этой причине роман В. Войновича стал столь широко известен и популярен (вспомним Свифта, Оруэлла, Замятина).

Действие романа разворачивается в придуманном автором государстве — Москореп. Это государство автором придумано по образу СССР 80-х годов. Читатель видит, что писатель показывает нам безвыходность дороги. Автор говорит, что нужно искать новые пути, нужны кардинальные изменения. Вся коммунистическая доктрина, по автору, пуста и бессмысленна. Она абсурдна, и поэтому должна быть заменена.

Для осуществления этой идеи автор пользуется игровыми формами, которые переводят идеологические конструкции в стихию комического. Войнович виртуозно «обыгрывает сущностные компоненты понятия «коммунизм»: материальное изобилие, равенство граждан, реализация принципа «от каждого — по способностям, каждому – по потребностям», свобода в отношениях между мужчинами и женщинами, создание особого человека коммунистической формации» [1].

В своем романе автор высмеивает штампы бюрократии. Сюжет романа богат различными лозунгами и символами, которые выступают в качестве отображения определенной информации, раскрывая самобытность и уклад страны своего времени. Но в то же время, это о отчётливо показано читателю высмеивающее, критикующеее отношение автора к явлениям, происходящим в выдуманном государстве.

«Фантастический роман В. Войновича построен на демонстративном смешении жанров и стилей, принципиально эклектичен — здесь присутствуют элементы детектива и мелодрамы, эротики и гротеска, политической сатиры и научной фантастики, пародии и буффонады» [4. С. 159–160].

Антиутопия «Москва 2042» носит разносторонний характер: автор показывает не описание изолированно социального строя, а раскрывает развернутое описание системы трех видов: Москорепа, «империи» Сим Симыча в Торонто и монархической России под властью Сима. Помимо названного, автор вовлекает в произведение и образ Москвы, которую покидает главный персонаж романа. Этот эпизод более всего близок к реальному миру, в нем фантастики меньше и та, что имеется, используется только как воспоминание персонажа романа или как рассказ из прошлого, который пересказывается младшему поколению старшими.

В Москве 2042 г. коммунизм сравнивается с абсурдным явлением. Писатель очень интересно раскрывает мир своего вымышленного государства читателю. Сначала автор рассказывает про главного героя своего романа Карцева, который будучи писателем, находится в состоянии «культурного шока». Затем он показывает государство с помощью его жителей, которые относятся ко всему, что их окружает, как к должному. «Новые» москвичи воспринимают мир Москорепы таким, какой он есть, для них все происходящее это обычные явления. Использованием такого метода автор романа посвящает читателя в быт и уклад того государства. Читатель знакомится не только с бытом столицы, но и узнает совершенно иной тип мышления и видения мира.

Герой романа Карнавалов строит быт людей по своим схемам. Использование современной техники и достижений того времени строго запрещается подчинённым, обязует всегда одевать национальную русскую одежду, ввел метод наказания телесными побоями. Помимо этого, он даже слова языка начал по-своему называть. Так, газету он называет читалкой, а самолёт — леталкой. Сим смотрит на коммунизм совершенно другим взглядом. Когда он получает власть, изменения затрагивают только поверхностные явления, сам смысл устоя ничем не меняется. Он меняет только названия различных структур [5. С. 331].

А всем оставшимся подданым остается только терпеть и быть бдительными [5. С. 332]. Вначале жители Москорепы описываются в красивых брюках с модными увлечениями. Но с приходом к власти Каранвалова, они становятся вынуждены носить длинные одежды [5. С. 332].

Дзержин теперь носит другое имя, он переименован Дружиным. Он продолжает служить новому повелителю, как делал это при прежнем правителе. Он считает, что такие специалисты, как он, незаменимы и востребованы во все времена [5. С. 334]. Если выразиться более обобщенно, то изменилась только форма одежды. Все остальное в режиме Карнавалова осталось таким же, каким оно было при коммунистическом правлении.

В романе описывается ученый Эдисон, который поглощен мыслями о вечном бытие. Также описывается утопия молодого парня, который является террористом, и придерживается левых взглядов. это тоже своего рода маленькие утопии. За свои мысли и увлечения персонажи получают возмездие еще на страницах романа, и по этой причине они особого размаха не получили в сюжете произведения. Но эти герои тоже необходимы для писателя, чтоб показать читателю, что еще в те сложные годы люди размышляли и кардинальных изменениях. Переход утопий в антиутопии является очередным доказательством того, что сама мысль об утопиях уже опасна.

Мы замечаем в романе несколько линий развития событий, утопии романа перетекают в антиутопии. Авторский план по развитию подобного сюжета романа удался в полной мере. Роман «Москва 2042» является противостоянием не какой- то определенной системе, а любому авторитарному режиму, который не согласен с общественными ценностями. Как бы оно не выражалось, этот процесс влечет за собой подавление личности человека и угнетение прав общества. Все остальное это только дополнительные элементы.

Сатирика удивляет традиционная жизнь настолько, что ее алогизм не укладывается в чутком сознании чувствительного сатирика. Писатель-сатирик раскрывает это противостояние через романы.

Для сатирика сатира это как хлеб к столу. «Мне с самого начала говорили: ну, это ты уж слишком, это ты уж загнул», — пишет автор о своих произведениях. Такие критики порой приводили к тому, что писатель упускал некоторые моменты, старался писать помягче. Вся жизнь — сплошная фантастика, как считает автор, сама жизнь является сатирой [5. С. 39].

Писатель лучше кого бы то ни было видит фантастичность окружающего мира, удивляется этому и отображает свое видение и понимание этого явления в своих романах. Требования, которые предъявляются к сатирику, выполняются посредством жанрового восприятия. Это и характеризует своеобразный характер письма В. Войновича.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. — М., 1986.
  2. Бахтин М. М. Сатира // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина.
  3. Обухов В. Современная российская антиутопия // Литературное обозрение. — 1998
  4. Брусиловская Л., Кондаков В. Войнович В. Н. // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и составитель П. А. Николаев — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  5. Войнович В. Москва 2042. — М.; СП Вся Москва, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, автор, роман, писатель, антиутопия, жанр, окружающий мир, сатирик, утопия, читатель.


Ключевые слова

сатира, жанр, замысел, Войнович, «Москва 2042»

Похожие статьи

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Похожие статьи

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Особенности пространственно-временной структуры романа К. Воннегута «Бойня номер пять»

Объектом исследования данной статьи являются композиционные особенности романа К. Воннегута «Бойня номер пять», в частности его пространственно-временная структура. Автор использует особую структуру и композицию для более объективного и реалистичного...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Задать вопрос