Психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Белякова, Е. А. Психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната / Е. А. Белякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 246-256. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66837/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты теоретические и практические аспекты психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната. Представлен теоретический анализ проблемы изучения представлений о партнере противоположного у лиц группы нормы и лиц с расстройствами психики.

Психологические особенности формирования представления о партнере у лиц группы нормы еще недостаточно изучены, и ранее никогда не проводились исследования по изучению их у людей с психическими заболеваниями, которые, несмотря на диагноз так же нуждаются в любви, причастности и общении и, вступают в отношения брачного типа, поскольку только в них возможно удовлетворить эти важнейшие для человека потребности.

Представленное эмпирическое исследование психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг ГБУ СО ЯО Рыбинского психоневрологического интерната описывает имеющиеся у лиц с расстройствами психики дисгармоничные элементы структуры представлений о партнере противоположного пола. Полученные результаты послужили основанием для разработки и реализации коррекционно-развивающей программы по формированию адекватных представлений о партнере противоположного пола. По завершению апробации данной программы была проведена контрольная психодиагностика, в результате которой были выявлены позитивные изменения представлений у получателей социальных услуг, повысился уровень их удовлетворенности отношениями, что подтвердило эффективность предложенной работы. Так же были разработаны рекомендации для психологов психоневрологических интернатов по формированию адекватного представления о партнере у клиентов с расстройствами психики.

Ключевые слова: представление о партнере, брачный партнер, отношения брачного типа, лица с расстройствами психики.

Институт семьи существует уже в течение многих столетий. Он является необходимым элементом человеческого общества. Именно в семье удовлетворяются важнейшие личностные потребности человека. Здесь он осваивает необходимые социальные навыки, основные стереотипы и нормы поведения, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку со стороны родных людей, спасается от стрессов, которые являются результатом взаимодействия с внешним миром.

Однако столь важные потребности человека могут быть реализованы даже на стадии добрачных отношений, в процессе сожительства, ведения общего быта и регулярного общения мужчин и женщин, но только в том случае, когда оба человека подошли к выбору партнера осознанно, имея адекватные представления о лицах противоположного пола.

Раскрытие вопросов, связанных с формированием представлений об образе брачного партнера, совещено в трудах Заева С. В., Волковой А. Н., Бережной А. М., Котовой И. Б., Кон И. С., Уинча Р., Савинова Л. И. Мурстеина Б., Керксоффа А., Сентерс Р., Либих С. И др. Но на сегодняшний день изученной является лишь тема психологических особенностей формирования представлений о партнере у здоровых людей. Но психологические особенности представлений о партнере у лиц с расстройствами психики, являющихся получателями социальных услуг психоневрологических интернатов, остаются не изученными.

Актуальность исследования

В отличие от психиатрических больниц, где пациентам проводится интенсивная лекарственная терапия, в интернатах лечение симптоматическое, а основная задача — материально-бытовое обеспечение инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, благоприятного микроклимата.

В психоневрологических интернатах инвалиды с психическими расстройствами могут не только жить и получать уход, но и реализовать себя как личность, участника социальных отношений. Клиенты интернатов также общаются между собой, дружат и образуют пары. Однако ввиду специфики своего состояния: социальной не зрелости, эмоциональной огрубленности, выраженного когнитивного и мнестического снижения на фоне психического заболевания, особой проблемой проживающих становится формирование образа партнера и выстраивание гармоничных отношений с противоположным полом.

Согласно рекомендациям ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минзрава России по реабилитации инвалидов с расстройствами психики, необходимым условием является максимальная социально-психологическая адаптация инвалидов с расстройствами психики и возвращение их в общество.

Одним из аспектов социально-психологической адаптации инвалидов с расстройствами психики является подготовка их к созданию семьи. В таких условиях необходимым является изучение психологических особенностей формирования представления о партнере и ведение психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адекватного представления о партнере у клиентов психоневрологических интернатов.

Согласно данным опроса получателей услуг ГБУ СО ЯО Рыбинский психоневрологический интернат от 01.05.2019, 31 % (76 клиентов из 240, 38 мужчин и 38 женщин, в возрасте от 35 до 55 лет) состоят в отношениях с лицами противоположного пола.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.

Цель исследования — определить психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната.

Объект исследования — представление о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната.

Предмет исследования — психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната.

Общая гипотеза: представление о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната обладает элементами несформированности, искаженности, не позволяющими им выстраивать гармоничные отношения с лицами противоположного пола.

Частная гипотеза: искаженные представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната могут быть скорректированы в процессе групповых тематических коррекционно-развивающих занятий.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие экспериментальные задачи:

  1. Диагностика психологических особенностей представлений о партнере и удовлетворенности отношениями у получателей социальных услуг;
  2. Диагностика психологических особенностей представлений о партнере и удовлетворенности отношениями у сотрудников;
  3. Сравнительный анализ психологических особенностей представлений о партнере у получателей социальных услуг и сотрудников психоневрологического интерната;
  4. Определение состава адекватных психологических особенностей представления о партнере;

5.Разработка коррекционной программы и рекомендаций по формированию представлений об образе партнера у получателей социальных услуг.

Теоретической иметодологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по психологии личности К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, У. Джеймс, В. П. Зинченко, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, С. Я. Рубинштейн; основные психологические концепции семьи Ю. И. Алешина, Г. М. Андреева, С. В. Ковалев, И. С. Кон, Р. В. Овчарова, Л. И. Савинов, Э. Г. Эйдемиллер; литература по вопросам исследования семьи, семейных отношений и представлений о партнере А. Н. Волковой, А. И. Захарова, Т. Лири, Румянцевой Т. В., Т. М. Трапезниковой; работы по теме формирования образа партнера и теории выбора Р. Уинч, Б. Мурстаин, Р. Сентерс, А.Керксофф, К. Девис, А. Рейс, А. Кац, Р. Хилл, С. Либих.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по изучаемой проблеме; проективный тест Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений», авторский опросник «Какими качествами должен обладать партнер», тест удовлетворенности браком В. В. Столина, для проверки нормальности распределения использовался критерий K-Z Колмогорова-Смирнова, для вычисления коэффициента корреляции будем использовать критерий r-Спирмена, для оценки значимости различий у независимых выборок U-критерий Манна-Уитни, у зависимых — W-критерий Вилкоксона.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании пакета диагностических методик, направленных на выявление особенностей представлений о партнере и наличие элементов несформированности, искаженности, не позволяющих клиентам выстраивать гармоничные отношения с лицами противоположного пола, в разработке программы психолого-педагогического сопровождения развития представлений о партнере у клиентов психоневрологических интернатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены психологические особенности формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната.

Эмпирическую базу исследования составили получатели социальных услуг и сотрудники ГБУ СО ЯО Рыбинского психоневрологического интерната.

Выборка исследования — составила 76 человек в возрасте 35–55 лет из числа получателей социальных услуг (38 мужчин и 38 женщин) и 28 человек в возрасте 35- 55 лет из числа сотрудников психоневрологического интерната (14 мужчин и 14 женщин), общая численность выборки — 104 человека.

Результаты исследования

На первом этапе констатирующего эксперимента применялись методики Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений», авторский опросник «Какими качествами должен обладать партнер» и тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столина.

Исследование представлений получателей социальных услуг в период с 01.07.2019 по 05.07.2019. В исследовании приняли участие 76 получателей социальных услуг (38 женщин и 38 мужчин) ГБУ СО ЯО Рыбинский психоневрологический интернат.

Результаты выполнения методики Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений».

В ходе проведения исследования нами обнаружено отсутствие какой-либо дистанции в отношениях, как и в принципе второй окружности у 82 % (31 чел.) респонденток. Данный тип взаимоотношений не описан в работе Т. В. Румянцевой, но по своему содержанию близок к 4-му типу, который характеризует стремление индивида к слиянию, симбиозу со своим партнером, но стоит отметить, что в наш случай указывает все же на еще более глубокую зависимость, отсутствие осознания собственной индивидуальности, собственных личных границ и личных границ партнера. Оставшиеся 18 % клиенток изобразили на своих бланках симбиотическую связь с партнером на всех этапах развития отношений. Сами участницы интерпретируют свои рисунки следующим образом: «мы-одно целое», «мы неразделимы», «мы две половинки одного целого» и т. д.

В то же время 63 % (24 чел.) мужчин на своих бланках изображают 1-й тип дистанции на всех этапах развития отношений, когда имеет место быть отчужденность, отсутствие близких эмоциональных отношений с партнершей. Респонденты комментируют свои рисунки так: «мы самостоятельны», «мы (партнеры) имеем право на личную жизнь», «мы ничего друг другу не должны».

26 % (10 чел.) изображают 2-й тип дистанции на всех этапах развития отношений — это наиболее гармоничный вариант, т. к. при нем партнеры являются равными участниками отношений, однако сохраняют автономию и личные границы. По ходу выполнения методики, мужчины давали следующие комментарии: «мы любим друг друга, но у каждого из нас есть маленький свой мир», «мы вместе и любим, но имеем разные мнения, желания, мысли и это нормально», «в отношениях мы на равных правах находимся».

11 % участников изобразили на всех своих бланках 3-й тип дистанции, при котором имеется довольно высокая потребность в симбиотической связи, присутствует эмоциональная зависимость от партнера. Присутствовала следующая интерпретация рисунков: «мы, как супруги, едины», «муж и жена неразделимы».

Уже на этапе выполнения первой методики программы исследования можно заметить отсутствие адекватных представлений о межполовых отношениях: о дистанции, динамике, отсутствие способности чувствовать и улавливать мысли, намерения партнера по данному вопросу.

Результаты выполнения авторского опросника «Какими качествами должен обладать партнер».

Участницы опроса выделили крайне ограниченное количество качеств, которыми, на их взгляд должен обладать партнер, среди них: доброта, щедрость, честность, внешняя привлекательность (см. Табл. 1»).

Таблица 1

Качества партнера, выделяемые женщинами

Доброта

Внешняя привлекательность

Честность

Щедрость

%

100

82

95

74

У участников опроса мужского пола перечень качеств, которыми должна обладать партнерша несколько шире: ум, честность, внешняя привлекательность, хорошее чувство юмора, доброта, уважение к чувствам и мыслям партнера, увлечение рукоделием (см. Табл. 2).

Таблица 2

Качества партнера, выделяемые мужчинами

Ум

Честность

Внешняя

привлекательность

Чувство

юмора

Доброта

Уважение кчувствам имыслям партнера

Увлечение рукоделием

%

35

74

100

18

100

45

84

Стоит отметить, что участницы женского пола осознают лишь ограниченное количество качеств, которыми должен обладать любимый мужчина, однако на практике, выясняется, что таких качеств намного больше, и требования к партнерам выше, но очевидным это становится лишь в ситуации конфликта. В спокойной обстановке, в ситуации опроса клиентки даже после тщательного размышления, находят лишь четыре параметра, которыми должен обладать мужчина. Данное явление можно объяснить выраженным когнитивным дефицитом у испытуемых, сниженной способностью вербализовать собственные мысли, скудным словарным запасом и скромным жизненным опытом. 94 % участниц опроса всю жизнь провели в учреждениях интернатного типа, не имеют даже школьного образования и никогда не пересекали порог учреждений социального обслуживания.

Несмотря на более широкий перечень качеств, которыми должна обладать партнерша, все участники опроса мужского пола, не примеряют их всех на женщин, с которыми вступают в отношения, т. к. осознают ограниченность выбора, обусловленную изоляцией от внешнего мира, но признают, что отсутствие указанных качеств значительно снижает их удовлетворенность отношениями, провоцирует конфликты с партнершами, измены, ухудшение психического состояния, проявление агрессии в адрес вторых половинок и работников интерната. 95 % испытуемых мужского пола находят отражение лишь 2 качеств из перечня у своих партнерш. Выбор чаще всего совершается на основе сексуальной и коммуникативной доступности женщин. Но об этом участники не сообщают во время выполнения методики. Данный факт отмечается на основе наблюдений и результатов индивидуальных консультаций. 84 % респондентов мужского пола позже признались, что при выборе опирались именно на этот критерий, 16 % мужчин выбирали, учитывая наличие хотя бы 2 критериев идеальной партнерши, основываясь в первую очередь на признаке внешней привлекательности. Также 74 % участниц отметили позже, что свой выбор в пользу конкретного партнера сделали только потому, что он обратил на них внимание, оставшиеся 26 % выбирали партнера, основываясь на признаке взаимной симпатии и хотя бы одном критерии из перечня качеств идеального партнера.

При выполнении адаптированного тест-опросника удовлетворенности браком В. В. Столина нами так же были выявлены важные аспекты отношений респондентов с партнерами (см. Табл. 3).

Таблица 3

Уровень удовлетворенности испытуемых

Полная неудовлетворенность

Значительная неудовлетворенность

Скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Частичная удовлетворенность, частичная

Скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Практически полная удовлетворенность

Женщины

50 %

21 %

15 %

9 %

5 %

0 %

0 %

Мужчины

55 %

25 %

10 %

5 %

5 %

0 %

0 %

Стоит отметить, что никто из участников опроса не удовлетворен отношениями, в которых он находится.

Таким образом, по результатам обследования получателей социальных услуг можно сделать следующие выводы: основными компонентами представления о партнере у клиентов психоневрологического интерната являются: представления о качествах партнера, дистанции и динамике отношений. Сформированные у респондентов мужского и женского пола представления, а также отсутствие способности чувствовать намерения партнера, тесно общаться с ним и знать его мнение по разным вопросам, снижение способности осознавать, вербализовать собственные мысли и намерения, снижают удовлетворенность клиентов отношениями. Никто из участников не доволен теми отношениями, в которых находится. Все это свидетельствует о том, что в данной ситуации актуальным становится сравнение представлений о партнере клиентов интерната с представлениями лиц группы нормы, выявление несоответствий, дисгармоничных аспектов и их устранение у клиентов в процессе коррекционной работы.

На втором этапе работы нами было проведено исследование представлений о партнере у лиц сотрудников психоневрологического интерната (лица группы нормы).

Исследование проводилось в период с 01.07.2019 по 05.07.2019. В исследовании приняли участие 28 сотрудников (14 женщин и 14 мужчин) ГБУ СО ЯО Рыбинский психоневрологический интернат.

Результаты выполнения методики Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений».

В 100 % случаев участники рисовали окружности соприкасающиеся друг с другом, комментируя это следующим образом: «супруги живут вместе и вместе справляются с повседневными вопросами, но у каждого из них есть свой мир», «супруги рядом и вместе идут по жизни, но не растворяются друг в друге», «мы равные партнеры с правом на свое личное пространство».

Данный тип изображения характеризуется высокой степенью автономии в отношениях и сохранением высокой дифференциации «Я» в отношениях.

Результаты выполнения авторского опросника «Какими качествами должен обладать партнер».

В своих бланках сотрудники отметили довольно большой спектр качеств, которыми должен обладать идеальный партнер.

Мужчины отметили следующий набор характеристик, которыми должна обладать идеальная партнерша: верность, доброта, честность, умение вести домашнее хозяйство, внешняя привлекательность, ум, уважение к чувствам и мыслям партнера, умение контролировать свои чувства и эмоции, умение следить за своей внешностью, трудолюбие, способность обеспечить будущую семью, физическая сила, любовь.

В случае с женщинами так же был отмечен широкий спектр характеристик партнера: верность, доброта, честность, умение вести домашнее хозяйство, искренность чувств к партнеру, внешняя привлекательность, ум, уважение к чувствам и мыслям партнера, умение контролировать свои чувства и эмоции, умение следить за своей внешностью, умение снисходительно относиться к чужим недостаткам и прощать ошибки, умение поддержать партнера в трудной ситуации.

Вспоминая ситуацию в группе мужчин получателей социальных услуг, нами был задан дополнительный вопрос сотрудникам мужского пола: «учитывали ли вы фактор сексуальной и коммуникативной доступности при выборе партнерши?». Только один человек из группы согласился с тем, что учитывал этот фактор, но не основывался на нем, наиболее важными он обозначил: любовь, внешнюю привлекательность партнерши, доброту, честность, верность и ум.

Стоит отметить, что многие пункты в образе идеального партнера совпадают у обеих групп и отмечаются высоким процентом выбора:

  1. Любовь к партнеру
  2. Доброта
  3. Честность
  4. Верность
  5. Внешняя привлекательность
  6. Умение вести домашнее хозяйство
  7. Ум
  8. Уважение к чувствам и мыслям партнера
  9. Умение контролировать свои эмоции
  10. Трудолюбие

Но есть и некоторые различия, которые обе группы считают достаточно важными. Так мужчины полагают, что для идеальной партнерши не менее важно:

  1. Умение следить за своей внешностью– 57 %;
  2. Умение снисходительно относиться к чужим недостаткам и прощать ошибки — 86 %;
  3. Умение поддержать в трудной ситуации — 100 %.

У женщин данные пункты отсутствуют, но есть следующие:

  1. Искренность чувств к партнеру — 86 %;
  2. Способность обеспечить будущую семью — 100 %;
  3. Физическая сила — 50 %.

Женщины отметили, что при выборе партнера нашли у него отражение не менее 9 качеств, заложенных в образе партнера, притом мужчины делали выбор на основе проявления не менее, чем 10 качеств.

Стоит отметить, что уровень удовлетворенности браком у сотрудников значительно выше, чем у получателей социальных услуг (см. Табл. 4)

Таблица 4

Удовлетворенность браком уиспытуемых группы норма

Полная неудовлетворенность

Значительная неудовлетворенность

Скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Частичная удовлетворенность

Скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность

Скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность

Практически полная удовлетворенность

Женщины

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

36 %

64 %

Мужчины

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

29 %

71 %

По результатам исследования психологических особенностей представлений о партнере у сотрудников психоневрологического интерната стоит сделать следующие выводы:

  1. Идеальная партнерша должна обладать такими качествами как верность, доброта, честность, умение вести домашнее хозяйство, внешняя привлекательность, ум, уважение к чувствам и мыслям партнера, умение контролировать свои чувства и эмоции, умение следить за своей внешностью, трудолюбие, способность обеспечить будущую семью, физическая сила, любовь.
  2. Идеальный партнер должен обладать следующими качествами: верность, доброта, честность, умение вести домашнее хозяйство, искренность чувств к партнеру, внешняя привлекательность, ум, уважение к чувствам и мыслям партнера, умение контролировать свои чувства и эмоции, умение следить за своей внешностью, умение снисходительно относиться к чужим недостаткам и прощать ошибки, умение поддержать партнера в трудной ситуации.
  3. Оптимальный тип дистанции в отношениях сохраняет высокий уровень автономии обоих партнеров и сохраняет высокую дифференциацию «Я» в отношениях, делая обоих партнеров равномправными, и не нарушает их личных границ.
  4. Образы идеального и реального партнера не должны иметь больших расхождений. В случае гармоничных отношений реальный партнер всегда обладал не менее, чем 80 % качеств идеального партнера.
  5. Учет более широкого набора качеств идеального партнера при выборе спутника жизни создает предпосылки для более комфортных и устойчивых отношений, повышает уровень удовлетворенности браком у обоих супругов.

В ходе работы с сотрудниками и получателями социальных услуг психоневрологического интерната, нами были замечены некоторые сходства в представлениях об образе идеального партнера. Так в обеих группах мужчины большое внимание уделяют следующим критериям: ум, честность, доброта, внешняя привлекательность, уважение к чувствам и мыслям партнера.

И в то же время различий обнаруживается гораздо больше. Мужчины из группы получателей социальных услуг полагают, что для идеальной партнерши важно хорошее чувство юмора и увлечение рукоделием, хотя важность последнего пункта они так и не смогли объяснить, но настояли на его сохранении. Сюда же стоит добавить фактор сексуальной и коммуникативной доступности, на котором, как позже выяснилось, основывали свой выбор большинство респондентов.

А для мужчин из группы сотрудников важными оказались такие качества как: любовь к партнеру, умение вести домашнее хозяйство, Умение контролировать свои эмоции, трудолюбие, умение снисходительно относиться к чужим недостаткам и прощать ошибки, умение поддержать в трудной ситуации.

При выборе партнерши участники из группы сотрудников искали отражение у избранницы не менее, чем 10 качеств идеальной партнерши, а участники из числа получателей социальных услуг — хотя бы двух качеств.

По результатам выполнения методики Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений» видно, что 63 % мужчин из группы получателей социальных услуг на своих бланках изображают 1-й тип дистанции на всех этапах развития отношений, когда имеет место быть отчужденность, отсутствие близких эмоциональных отношений с партнершей; 11 % участников изобразили на всех своих бланках 3-й тип дистанции, при котором имеется довольно высокая потребность в симбиотической связи, присутствует эмоциональная зависимость от партнера. Присутствовала следующая интерпретация рисунков: «мы, как супруги, едины», «муж и жена неразделимы»; и только 26 % (10 чел.) изображают 2-й тип дистанции на всех этапах развития отношений — это наиболее гармоничный вариант, т. к. при нем партнеры являются равными участниками отношений, однако сохраняют автономию и личные границы. По ходу выполнения методики, мужчины давали следующие комментарии: «мы любим друг друга, но у каждого из нас есть маленький свой мир», «мы вместе и любим, но имеем разные мнения, желания, мысли и это нормально», «в отношениях мы на равных правах находимся».

В группе сотрудников 100 % респондентов изображали 2-й тип дистанции в отношениях. Это говорит о том, что представления о необходимости соблюдения личных границ, равенства и автономности партнеров наиболее адекватны у сотрудников.

Удовлетворенность браком и отношениями в группе сотрудников мужского пола довольно высокая, в группе получателей социальных услуг — никто не удовлетворен ими. Стоит отметить высокую статистическую значимость уровня удовлетворенности (уровень значимости p≤0,001) браком у получателей социальных услуг и сотрудников (см. Табл. 5).

Таблица 5

Сравнение результатов диагностики получателей социальных услуг исотрудников до начала коррекционно-развивающей работы

Особенности взаимоотношений (до проведения коррекционно-развивающей работы)

Удовлетворенность браком (до проведения коррекционно-развивающей работы)

Статистика U Манна-Уитни

784,000

0,000

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

0,031*

0,000***

Примечание:

* — низкий уровень значимости p≤0,05

** — достаточный уровень значимости p≤0,01

*** — высший уровень значимости p≤0,001

В женских группах получателей социальных услуг и сотрудников, так же есть сходства в критериях идеального партнера: честность, доброта, внешняя привлекательность. Кроме того, участницы из группы сотрудников указали такие качества как: умение вести домашнее хозяйство, искренность чувств к партнеру, ум, уважение к чувствам и мыслям партнера, любовь к партнеру, физическая сила, способность обеспечить будущую семью и трудолюбие.

У участниц из числа получателей социальных услуг нашло отражение только одно качество дополнительно — «щедрость».

Женщины из группы получателей социальных услуг нуждаются в симбиотической связи с партнером, а сотрудницы интерната считают необходимым сохранение высокой автономности партнеров, равноправия в отношениях. Так же, как и в случае с участниками мужского пола, никто из женщин получательниц социальных услуг не удовлетворен своими отношениями, сотрудницы напротив участницы из числа сотрудников довольны существующими отношениями.

По итогам сравнения результатов выполнения методик респондентами, становится очевидным, что наиболее комфортно в отношениях со своим партнером себя считают именно сотрудники, т. к. при выборе партнера предъявляли к нему более широкий спектр требований и искали отражение не менее, чем 7–10 качеств. Респонденты из групп получателей социальных услуг искали отражение хотя бы 1–2 качеств идеального партнера, мужчины основывались при выборе в основном на факторе сексуальной и коммуникативной доступности, а женщины на факторе инициативы со стороны лица противоположного пола.

До начала коррекционно-развивающей работы по формированию адекватного представления о партнере у получателей социальных услуг, в отличие от сотрудников, был крайне низкий уровень удовлетворенности отношениями, поскольку представления клиентов мужчин и женщин с расстройствами психики о дистанции в отношениях совершенно не совпадали.

Мужчины-получатели социальных услуг обнаруживали необходимость в отчужденности и большой дистанцированности в отношениях со своими партнершами, а женщины, наоборот, требовали симбиотической связи. Это провоцировало регулярные конфликты и низкую удовлетворенность браком.

Напротив, более адекватные представления о дистанции у сотрудников создавали условия для высокого уровня удовлетворенности браком.

Женщины и мужчины из числа сотрудников интерната состоят в равных партнерских отношениях со своими избранниками, сохраняя высокую автономность и личные границы обоих партнеров.

Из всего выше обозначенного можно сделать вывод о том, что отношения получателей социальных услуг психоневрологического интерната приносят им много разочарований, ухудшая их психическое состояние, т. к. основаны на искаженных и крайне скудных представлениях о партнере противоположного пола.

На третьем этапе работы, в период с 01.08.2019 по 30.08.2019, нами были проведены коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование адекватного представления о партнере для получателей социальных услуг психоневрологического интерната. Все участники, 76 человек, из них: 38 женщин и 38 мужчин, были разделены на две группы по 38 человек, в одну группу входили мужчины, в другую — женщины. Занятия проводились отдельно для женских и мужских групп.

Всего было проведено восемь занятий для каждой группы.

Первое занятие из серии было посвящено рассмотрению образа женщины/мужчины, описанному в русских и зарубежных сказках, мифах и сагах; поиску тех реальных качеств, которые неизбежно встречаются в большинстве литературных источников и формированию портрета женщины/мужчины, которые делали своих партнеров счастливыми.

Во время второго занятия нами проводилась работа по воссозданию портрета современных партнеров в лице женщины и мужчины, которые так же являются хорошими супругами для своих избранников, через просмотр отрывков из современных художественных кинофильмов.

На третьем занятии, клиенты провели сравнительный анализ качеств партнеров противоположного пола из сказок и кинофильмов с собственными представлениями об идеальном партнере, были найдены сходства, отличия, а также новые черты, которые ранее участники групп не учитывали совсем.

Во время четвертого занятия, получатели социальных услуг, на первом этапе совершали индивидуальную работу по созданию нового, более совершенного образа партнера противоположного пола. На втором этапе состоялось групповое обсуждение результатов индивидуальной работы каждого участника и создание обобщенного образа идеального партнера.

У женщин новый образ идеального партнера представлял собой набор следующих качеств: доброта, верность, честность, внешняя привлекательность, ум, умение контролировать собственные эмоции, умение вести домашнее хозяйство, умение поддержать партнера в трудный момент жизни, любовь к партнеру (результаты опроса см. Прил. 3).

У мужчин новый образ идеальной партнерши представлял собой набор следующих качеств: доброта, верность, уважение к чувствам и мыслям партнера, внешняя привлекательность, ум, умение контролировать собственные эмоции, трудолюбие, умение поддержать партнера в трудный момент жизни, умение вести домашнее хозяйство, умение принять недостатки партнера, любовь к партнеру (результаты опроса см. Прил. 4).

Обе группы сделали вывод о том, как важно, чтобы образ идеального и реального партнера не имели сильных различий.

92 % женщин полагают, что их избранник должен соответствовать не менее, чем 70 % критериев идеального партнера; 18 % женщин согласны выбрать мужчину, соответствующего образу идеального партнера не менее, чем на 50 %.

94 % мужчин полагают, что их избранница должна соответствовать не менее, чем 80 % критериев идеального партнера; 16 % мужчин согласны выбрать женщину, соответствующую образу идеального партнера не менее, чем на 70 %.

На пятом занятии, каждый участник сравнил собственного партнера с обобщенным образом идеального партнера. Все участники обнаружили, что их партнеры соответствуют не менее, чем половине пунктов обобщенному образу идеального партнера, но в то же время отсутствие фактора любви присутствует у 50 % мужчин и 26 % женщин.

На шестом занятии во время групповой работы участниками были обозначены основные причины отсутствия любви к своим партнерам, которые базировались на присутствии у партнеров некоторых привычек в поведении (обусловленных в большинстве случаев особенностями болезни) и частыми конфликтами на этой почве.

Во время седьмого занятия клиенты были ознакомлены с психологическими особенностями людей с разными психическими расстройствами и проявлениями этих особенностей в жизни, отсутствием возможности излечения или коррекции. Участники признали, что многого не знали о своих партнерах и их болезнях, а потому всегда бурно реагировали на определенные проявления их поведения. 81 % участников мужского пола и 87 % женщин обозначили необходимость и готовность к принятию особенностей своих партнеров.

На восьмом занятии клиенты были ознакомлены с тактиками бесконфликтного поведения в брачных отношениях и опробовали новые знания, работая по кейс-методу.

В период с 02.09.2019 по 28.10.2019 все участники групп посещали индивидуальные и совместные со своим партнером консультации психолога, направленные на решение конфликтных ситуаций и принятие партнера.

Отдельно для участников мужской и женской групп было проведено дополнительно занятие для отслеживания динамики в их отношениях с партнерами. Занятие для мужской группы проводилось 28.10.2019, для женской группы 30.10.2019. Участникам было предложено выполнить методики, которые они выполняли на этапе исследования представлений об идеальном партнере. На дополнительные занятия явились 64 человека, 32 женщины, 32 мужчины. Остальные участники групп (12 человек, 6 женщин и 6 мужчин) прекратили свои отношения с партнерами.

Нами были выявлены значительные изменения, внесенные в представления о партнере у всех участников групп, изменение представлений о дистанции в отношениях, а также повысился уровень удовлетворенности отношениями.

Особую значимость приобретают различия в уровне удовлетворенности браком до и после коррекционно-развивающих мероприятий и их зависимость от представлений о дистанции в отношениях (см. Табл. 6). Формирование схожих представлений о дистанции в отношениях, о высоком уровне автономности каждого партнера и равной ответственности привели к повышению уровня удовлетворенности браком у участников с расстройствами психики.

Таблица 6

Значимость различий вуровне удовлетворенности браком до ипосле коррекционно-развивающих мероприятий по формированию представлений опартнере уполучателей социальных услуг

Особенности взаимоотношений

Удовлетворенность браком

W-Вилкоксона

-7,595a

-7,068b

Асимптотическое значение (двухсторонняя)

0,000***

0,000***

* — низкий уровень значимости p≤0,05

** — достаточный уровень значимости p≤0,01

*** — высший уровень значимости p≤0,001

Стоит так же отметить высокую значимость критериев представлений об идеальном партнере у испытуемых женской и мужской групп до и после коррекционно-развивающих мероприятий (см. Табл. 7 (в таблице указаны только значимые различия). Произошли весомые изменения в принятии качеств идеального партнера: у представителей обеих групп расширился спектр качеств идеального партнера, участились случаи принятия качеств, которые ранее считались актуальным для меньшего процента респондентов (честность, ум, инициатива в отношениях со стороны партнера, умение вести домашнее хозяйство).

Таблица 7

Сравнение представлений окачествах идеального партнера умужчин иженщин из группы респондентов получателей социальных услуг психоневрологического интерната

Параметры

Статистика UМанна-Уитни

Р-уровень

Честность

38,000

0,000***

Ум

456,000

0,000***

Щедрость

437,000

0,000***

Инициатива в отношениях со стороны партнера (до проведения коррекционно-развивающей работы)

95,000

0,000***

Доброта (после проведения коррекционно-развивающей работы)

191,000

0,000***

Честность (после проведения коррекционно-развивающей работы)

121,000

0,000***

Умение вести домашнее хозяйство (после проведения коррекционно-развивающей работы)

264,000

0,000***

Щедрость (после проведения коррекционно-развивающей работы)

17,000

0,000***

* — низкий уровень значимости p≤0,05

** — достаточный уровень значимости p≤0,01

*** — высший уровень значимости p≤0,001

Так до начала коррекционно-развивающих мероприятий для женщин значимым был критерий «щедрость», но по окончанию эксперимента его значение было нивелировано, так же, как и значение критерия «инициатива со стороны партнера». Особую значимость для обеих групп по завершению эксперимента приобрели такие качества партнера противоположного пола как умение вести домашнее хозяйство, честность, доброта, верность, любовь к партнеру, умение поддержать партнера в трудный момент, умение контролировать свои чувства и эмоции (см. Табл. 8 (указаны только значимые различия)). Данные качества были обозначены сотрудниками интерната в их анкетах.

Таблица 8

Сравнение представлений окачествах идеального партнера уиспытуемых до ипосле коррекционно-развивающих мероприятий

W-Вилкоксона

Р-уровень

Доброта После — Доброта До

-5,568

0,000***

Верность После — Верность До

-8,367

0,000***

Трудолюбие После — Трудолюбие До

-8,185

0,000***

Умение вести домашнее хозяйство После — Умение вести домашнее хозяйство До

-7,000

0,000***

Ум После — Ум До

-6,877

0,000***

Любовь к партнеру После — Любовь к партнеру До

-8,185

0,000***

Умение поддержать партнера в трудной ситуации После — Умение поддержать партнера в трудной ситуации До

-8,124

0,000***

Умение контролировать свои чувства и эмоции После — Умение контролировать свои чувства и эмоции До

-8,000

0,000***

* — низкий уровень значимости p≤0,05

** — достаточный уровень значимости p≤0,01

*** — высший уровень значимости p≤0,001

Таким образом, стоит сделать выводы о том, что уровень удовлетворенности браком зависит от того насколько адекватны и схожи представления партнеров о дистанции в отношениях и о качествах идеального партнера и учета этих факторов при выборе спутника жизни.

Адекватные представления об идеальном партнере противоположного пола включают такие качества партнера как умение вести домашнее хозяйство, честность, доброта, верность, любовь к партнеру, умение поддержать партнера в трудный момент, умение контролировать свои чувства и эмоции.

На основе данных, полученных в ходе исследования и их актуальности, можно представить рекомендации для психологов психоневрологических интернатов по формированию представлений об образе партнера у получателей социальных услуг.

  1. Работа по коррекции представлений об образе партнера у получателей социальных услуг должна начинаться с предварительной диагностики, методики к которой подобраны с учетом актуального психического состояния клиентов и особенностей функционирования когнитивной сферы.
  2. Оптимальными методиками диагностики представлений о партнере являются проективный тест Т. В. Румянцевой «Круги взаимоотношений», авторский опросник «Какими качествами должен обладать партнер», тест удовлетворенности браком В. В. Столина.
  3. Занятия по формированию представлений об образе партнера должны стимулировать получателей социальных услуг к построению собственных выводов и предположений на основе полученной информации, которая должна быть представлена им в доступной форме (сказки, мультфильмы, кинофильмы, мини-лекции и т. д.).
  4. Занятия по формированию представлений об образе партера лучше всего проводить в групповой форме, т. к. на индивидуальных занятиях получатели социальных услуг более пассивны, группа же будет стимулировать их активность.
  5. Программа формирования представлений об образе партнера должна давать получателям социальных услуг представление об особенностях психических расстройств от которых страдают их избранники и способствовать формированию навыков преодоления конфликтных ситуаций.
  6. Занятия по программе формирования представлений об образе партнера должна строиться на материалах доступных для понимания получателям социальных услуг психоневрологического интерната (сказки, мультфильмы, кинофильмы, иллюстрации, мини-лекции и т. д.).
  7. Особое внимание стоит уделить коррекции представлений о дистанции в отношениях между партнерами. Оптимальна дистанция, при которой оба партнера сохраняют высокий уровень личной автономности и равноправие.
  8. При работе с группами необходимо стремиться к осознанию важности и принятию участниками необходимости учета таких качеств при выборе партнера как умение вести домашнее хозяйство, честность, доброта, верность, любовь к партнеру, умение поддержать партнера в трудный момент, умение контролировать свои чувства и эмоции. Поскольку наличие данных качеств свидетельствует о достаточном уровне социальной адаптированности личности.
  9. По окончанию программы получатели социальных услуг и их партнеры нуждаются в сопровождении и индивидуальной психологической помощи процесса принятия нового образа партнера и принятия особенностей нынешнего партнера; а также преодолению негативных состояний, спровоцированных конфликтами с избранниками.
  10. По окончанию программы, следует провести повторную диагностику для оценки эффективности программы.

Выводы

Полученные позитивные изменения представлений о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната позволяют констатировать эффективность разработанной программы коррекционно-развивающей работы.

Но на этом исследовательская работа по заявленной проблематике не является окончательно завершенной. Проблема исследования и коррекции представлений о партнере у лиц с расстройствами психики сохраняет свою актуальность для психологической науки поскольку ранее никогда не изучалась, однако клиенты с психическими заболеваниями, как и самые обычные люди, испытывают потребности в любви, причастности и общении и, вступают в отношения брачного типа, поскольку только в них возможно удовлетворить эти важнейшие для человека потребности. Кроме того, согласно рекомендациям ФГБУ «Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава России по реабилитации инвалидов с расстройствами психики, необходимым условием является максимальная социально-психологическая адаптация инвалидов с расстройствами психики и возвращение их в общество.

Одним из аспектов социально-психологической адаптации инвалидов с расстройствами психики является подготовка их к созданию семьи. В таких условиях необходимым является изучение психологических особенностей формирования представления о партнере и ведение психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адекватного представления о партнере у клиентов психоневрологических интернатов.

Исследования в сфере психологических особенностей формирования представления о партнере у получателей социальных услуг психоневрологического интерната могут быть продолжены на основе охвата иных содержательных областей межполовых отношений, учета различных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на формирование данных представлений у клиентов с расстройствами психики, привлечения другого психодиагностического инструментария.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1985. -24с.
  3. Андреева, Т. В. Психология современной семьи [Текст] / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005. — 434 с.
  4. Анташко Ю. А. Представления об идеальном романтическом партнёре у современной молодёжи Москвы //Вестник МГОУ. 2012. — № 1. — С.23–26.
  5. Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1992. — 21 с.
  6. Бендас Т. В. Гендерная психология, [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. В. Бендас. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  7. Бережная А. М., Представления как основа формирования будущего поведения, [Текст] / А. М. Бережная // Профессиональные представления: Южный федеральный университет. — 2015. — № 1 (7). — С. 31–38.
  8. Берулава Г. А. Стереотипы психической активности человека // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stereotipy-psihicheskoy-aktivnosti-lichnosti/viewer (дата обращения: 27.12.2019).
  9. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика [Текст]: Учебное пособие / Г. А. Берулава. — Москва.: Педагогическое общество России, 2001. — 235 с.
  10. Гаврилова Е. А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера — основа для развития гармоничных отношений в браке // Актуальные вопросы современной психологии: Материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 17–22.
  11. Домбровская А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в современном российском обществе, [Текст] / А. Ю. Домбровская. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки: ТулГУ. — 2013. — № 3. — С. 88–94.
  12. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности, [Текст]: учебное пособие / Н. А. Коваль. — М.: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с.
  13. Коваль, В. В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения, [Текст] / В. В. Коваль. // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2. — С. 32–43.
  14. Кон И. С. Психология юношеского возраста, [Текст]: учебное пособие для педагогических институтов / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. — 173 с.
  15. Лабунская В. А., Невербальное поведение: социально-перцептивный подход, [Текст] / В. А. Лабунская; Отв. ред. И. П. Шкуратова; Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. — 135 с.
  16. Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Т.2. — 247 с.
  17. Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст]: учебное пособие / Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. — 136 с.
  18. Т. В. Румянцева Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст]: учебное пособие / Т. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2006. — 166 с.
  19. Тарасевич Т. В. Мотивы выбора брачного партнёра [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД». — 2016. С36- 38.
Основные термины (генерируются автоматически): партнер, идеальный партнер, психоневрологический интернат, домашнее хозяйство, отношение, умение вести, услуга, расстройство психики, внешняя привлекательность, мужчина.


Ключевые слова

брачный партнер, представление о партнере, отношения брачного типа, лица с расстройствами психики

Похожие статьи

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессионал...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье раскрываются особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня, дана их качественн...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям

Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача и...

Проблема формирования межкультурной толерантности у детей дошкольного возраста в современной образовательной ситуации

В статье рассматривается проблема формирования межкультурной толерантности у детей дошкольного возраста в современной образовательной ситуации. Развитие межкультурной толерантности у детей является значимой проблемой современной системы дошкольного о...

Похожие статьи

Психологические механизмы взаимодействия молодой и родительской семей

В статье приведены результаты исследования, целью которого явилось изучение психологических механизмов взаимодействия между молодой и родительской семьями. В качестве испытуемых были выбраны молодые семьи, состоящие в браке не более 1–2 лет, не имею...

Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика

В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимност...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессионал...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Особенности формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье раскрываются особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В результате проведенного экспериментального исследования выявлены уровни развития связной речи у детей с ОНР 3 уровня, дана их качественн...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Личностные особенности юношей и девушек, их намерения и ожидания в ситуации социального обмена с партнером по близким эмоциональным отношениям

Фундаментальная научная проблема, в рамках которой проведено исследование, заключается в выявлении и анализе социально-психологических свойств личности, выступающих регуляторами ее поведения в межличностном взаимодействии. Конкретная научная задача и...

Проблема формирования межкультурной толерантности у детей дошкольного возраста в современной образовательной ситуации

В статье рассматривается проблема формирования межкультурной толерантности у детей дошкольного возраста в современной образовательной ситуации. Развитие межкультурной толерантности у детей является значимой проблемой современной системы дошкольного о...

Задать вопрос