Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайнуллина, А. А. Особенности диагностики виктимного поведения как формы аутодиструктивного поведения у подростков из неблагополучных семей и ее профилактика / А. А. Зайнуллина, Г. Р. Фаттахова, А. Н. Арсланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96489/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимности. Далее нами представлена профилактическая работа, которая включает цели, задачи, диагностический инструментарий и интерактивные методы работы по трем направлениям: учащиеся, родители и педагоги (классные руководители, учителя-предметники, администрация).

Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, виктимизация, подросток, социально-психологическая профилактика.

The article concretizes the results of diagnostic work, according to the results of which the subjects were divided into three groups: «risk group», a group with a tendency to develop and manifest victimization, a group of subjects with a low level of victimization. Next, we are presented with a draft program that includes goals, objectives, diagnostic tools and interactive methods of work in three areas: students, parents and teachers (classroom teachers, subject teachers, administration).

Keywords: family, family trouble, victimization, adolescent, social and psychological prevention.

Актуальность исследования. Профилактика виктимности является одной из важнейших проблем в настоящее время.

Виктимность — это склонность человека становиться жертвой различных жизненных ситуаций. Подростки в возрасте от 12 до 14 лет чаще всех сталкиваются с данной проблемой. Именно поэтому стоит более внимательно относиться к их активному созреванию, попыткам идентификации себя со сверстниками, взаимоотношениям с членами семьи. Наибольшее влияние на развитие виктимного поведения в подростковом возрасте оказывает негативное воздействие взрослых. Стоит подчеркнуть, что формирование личности подростка, его самооценка, самоощущение, самосознание и способы поведения зависят как от отношения родителей к самому подростку, так и от обстановки и климата в семье. Негативное влияние семьи на восприимчивую личность подростка может привести к осуществлению антиобщественных поступков, делая его жертвой.

Необходимо отметить, что поведение подростков в основном направлено на противостояние чему-либо или кому-либо в связи с особенностями развития личности, и характера. Зачастую это происходит в направлениях подросток-родитель, подросток-семья особенно, если в данной семье присутствует авторитарный стиль воспитания. Прежде чем начать рассматривать восприятие семейных отношений подростками, склонных к виктимному поведению, и виктимное поведение в целом, необходимо остановиться на конкретном определении каждого понятия темы.

Целью нашей диагностической работы является выявление склонности к виктимному поведению у подростков. Нами было проведено тестирование среди 35 учащихся-подростков в возрасте от 13 до 14 лет на базе МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы.

В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

1. Опросник «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова) [2],

Результаты диагностики по методике «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова) представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики по методике «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова)

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова)

По результатам исследования испытуемые были разделены на 3 группы: во-первых, так называемая «группа риска», которая составила 9 человек (24 %), у таких подростков наблюдаются высокие показатели по шкалам реализованной виктимности и агрессивного поведения; во-вторых, группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности — 19 человек (55 %), у таких подростков наблюдаются в основном средние показатели по шкалам, но также присутствует агрессивное поведение; и, в-третьих, группа испытуемых с низким уровнем виктимности — 7 (22,3 %), у таких подростков наблюдаются низкие показатели по шкалам, именно такие подростки чаще всего стараются избегать опасных ситуаций, но попадают в них не по своей вине.

2. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях).

Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны сына представлены на рисунке 2.

По результатам методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер) в отношениях между сыном и матерью были выявлены высокие показатели по таким шкалам как «враждебность» — 10 человек (28 %), «автономность» — 11 человек (32 %) и «непоследовательность» — 13 человек (36 %). Между сыном и отцом высокие баллы были получены по шкалам «позитивного интереса» — 13 человек (36 %) и «непоследовательности» — 14 человек (40 %).

Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны сына

Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны сына

Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны дочери представлены на рисунке 3.

Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны дочери

Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны дочери

По результатам диагностики отношений девочек и матерей, высокие баллы были получены по таким шкалам как «автономность» — 12 человек (35 %) и «позитивный интерес» — 15 человек (42 %). По результатам диагностики отношений девочек и отцов, были выявлены высокие баллы по таким шкалам как «позитивный интерес» — 22 человека (64 %), «директивность» — 17 человек (48 %), а также «непоследовательность» — 22 человека (64 %).

Таким образом, те подростки, которые находятся во враждебных отношениях с родителями находятся в «группе риска» или же имеют склонность к развитию и проявлению виктимности.

При создании профилактической работы нами были учтены результаты диагностической работы.

Целью профилактической работы с учащимися является формирование умений противостоять деструктивному воздействию, способствующему созданию ситуаций провокационного характера.

Методы работы:

  1. Проведение собраний, на которых будет происходить информирование педагогов с помощью лекций, аудио или видео материалов на темы: «Почему становятся жертвой?», «Способы разрешения конфликтов», «Успейте услышать, о чем молчит подросток» и т. п.
  2. Тренинги на тему: «Способы разрешения конфликтных ситуаций», «Как помочь ученику в трудной ситуации», «Стили педагогического общения» и т. п.

Ожидаемые результаты профилактической программы:

1) снижение уровня виктимности подростков;

2) сформированность у подростков умения контролировать свои эмоции и поведение;

3) повышение информированности родителей об особенностях подросткового возраста, сущности виктимного поведения;

4) налаживание доверительных взаимоотношений в семье;

5) сформированность навыков конструктивного взаимодействия педагогов с учащимися в различных ситуациях риска;

6) владение педагогами методами психолого-педагогической поддержки как родителей, так и учащихся-подростков.

Результаты программы во много будут зависеть от исходных диагностических параметров, длительности и систематичности профилактических мероприятий.

Литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2016. 244 с.
  2. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Новосибирск, 2017. — 197с.
  3. Биктина Н. Н., Баймешова А. Б. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: сущность, виды, факторы возникновения и причины проявления // Современные проблемы науки образования. — 2015. — № 2. — С. 542–549.
  4. Довгая Н. А. О влиянии факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. 2018. № 12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17070171_43187997.pdf (дата обращения: 07.11.2022)
  5. Ждакаева Е. И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. — № 4 (43). — С. 56–59
  6. Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 739–742.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 200 с.
  8. Павлова Т. И. Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. — 2019. — № 12. — С. 383–386.
  9. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М.: Эксмо, 2019. — 325 с.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение подростков, Поведение родителей, результат диагностики, подросток, диагностическая работа, поведение, профилактическая работа, родитель, высокий балл были, подростковый возраст.


Ключевые слова

семья, подросток, виктимизация, семейное неблагополучие, социально-психологическая профилактика

Похожие статьи

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Похожие статьи

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Становление и развитие детских домов в 1920–1940-е годы в Казахстане

Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. В работе рассмотрены...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с сем...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взросл...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Задать вопрос