Автоматизация обработки данных системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Федорченко, В. А. Автоматизация обработки данных системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга / В. А. Федорченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66808/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены проблемы автоматизации обработки информации о системе внутренних контролей участников налогового мониторинга. Приведено обоснование необходимости предоставления в рамках налогового мониторинга полных и систематизированных сведений о хозяйственных операций налогоплательщиков, транзакционных налоговых данных. Даны рекомендации по автоматизации обработки данных системы внутреннего контроля налогоплательщиков.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, СВК, налоговый мониторинг, автоматизация.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик ведения финансово-хозяйственной деятельности и непрерывных контрольных процедур, утвержденных руководством экономического субъекта, направленных на обеспечение:

упорядоченного ведения финансово-хозяйственной деятельности организации;

правильности, полноты и своевременности отражения результатов финансово-хозяйственной; деятельности в бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, а также учета ее результатов при исчислении налогов, сборов, страховых взносов;

соблюдение законодательства Российской Федерации (ссылка на Приказ).

С 2015 г. у российских налогоплательщиков появилась возможность применять режим налогового контроля в форме налогового мониторинга, если результаты их хозяйственной деятельности удовлетворяют требованиям ФНС России [1]. В рамках режима налогового мониторинга налогоплательщик, в том числе:

предоставляет налоговому органу сведения о своей системе внутренних контролей (далее — СВК) (в том числе, о рисках и связанных с ними контрольных процедурах (далее — КП)). Требования к организации СВК и форме предоставления отчетов, содержащих сведения о ней, регламентируются Приказом ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7–15/509 (далее — Приказ) [2];

обеспечивает контролирующему органу доступ к данным своих информационных систем (ИС) [1], содержащим бухгалтерскую и налоговую информацию, в целях подтверждения корректности сведений, отраженных в налоговой отчетности налогоплательщика за соответствующий период.

Согласно законодательной инициативе, на основе полученных данных осуществляется совместная оценка рисков в налоговом мониторинге, в том числе налоговый орган:

проводит оценку отраслевых рисков и составляет Карту рисков отрасли;

проводит анализ матрицы рисков и контрольных процедур организации;

составляет риск-профиль налогоплательщика;

формирует план проведения налогового мониторинга и определяет объём контрольных мероприятий [3].

Однако особенности сложившейся бизнес-практики режима мониторинга накладывают на контролирующие органы ряд ограничений, в том числе:

  1. в решениях по обеспечению доступа к ИС в лучшем случае предусмотрена возможность автоматического установления взаимосвязей между рисками и КП и соответствующими налоговыми показателями только на уровне деклараций [2]. При этом:

участники налогового мониторинга раскрывают налоговому органу информацию о транзакционных данных в ограниченном объеме; с ограниченной возможностью автоматизированной обработки;

значительная часть рисков и КП связана с транзакционным уровнем данных налогоплательщика. В том числе с данными, которые налогоплательщик не раскрывает налоговому органу;

объем запрашиваемых у налогоплательщика первичных учетных документов (далее — ПУД) определяется в зависимости от уровня организации системы внутреннего контроля, который присваивается отчитывающейся организации, в том числе по результатам анализа отчетов о рисках и КП, и может составлять не более 5 процентов ПУД [2].

Таким образом, отчеты СВК налогоплательщика содержат информацию о рисках и КП, связанных с транзакционными данными, к которым налоговый орган имеет ограниченный доступ. При этом выявить подобные элементы СВК можно только путем неавтоматизированного анализа соответствующих отчетов об СВК, а проконтролировать — либо в процессе выездных проверок, применение которых ограничено в рамках налогового мониторинга [4], либо запросив соответствующие транзакционные данные, объем истребования которых также ограничен [2]. В результате информация о подобных рисках и КП наиболее вероятно не может быть использована контролирующим органом, усложняет процесс анализа отчетов о СВК, но запрашивается у налогоплательщика и анализируется сотрудниками контролирующего органа.

  1. в Приказе «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» отсутствуют требования к систематизированному описанию (групп) операций налогоплательщика. В связи с этим контролирующий орган имеет ограниченное понимание бизнес-процессов налогоплательщика, формируемое на основе информации, содержащейся в отчетах о СВК участника мониторинга. При этом риски возникают в процессе осуществления хозяйственных операций. Как следствие, у налогового органа ограничена возможность проверки полноты перечня рисков, указанных налогоплательщиком в отчетах о СВК; проверки корректности указанных параметров рисков; проверки полноты КП, осуществляемых налогоплательщиком;

Решением данных проблем может стать выставление требования об обязательном предоставлении в рамках налогового мониторинга:

информации о структуре и последовательности осуществления (групп) хозяйственных операций налогоплательщика;

полного объема транзакционных данных, использованных налогоплательщиком при формировании отчетности за данный период.

Описанные выше данные, а также информация о рисках и КП должны предоставляться в унифицированном электронном формате, удобном для обработки программами, для целей обеспечения возможности их автоматизированной обработки. При этом формат должен быть также удобен для заполнения и чтения человеком. При этом для целей обеспечения возможности автоматизированного установления соответствий между рисками, КП, (группами) операций и транзакционными данными (ПУД, проводками, справочниками экономических объектов налогоплательщика и другими) необходимо предусмотреть хранение данной информации в единой модели данных. На рисунке 1 в виде сущностей представлена целевая взаимосвязь описанных ранее категорий данных; для целей примера описаны только ключевые атрибуты сущностей.

Рис. 1. Концептуальная модель взаимосвязи рисков, контрольных процедур, (групп) операций и сущностей транзакционных данных

Предоставление участниками налогового мониторинга налоговых данных и сведений о хозяйственных операциях, достаточных для обеспечения возможности автоматизированного контроля элементов СВК налогоплательщиков, и реализация единой модели данных для централизованного хранения и обработки информации о рисках, КП, хозяйственных операциях и транзакционных данных позволит:

повысить эффективность использования данных, содержащихся в отчетах о СВК налогоплательщиков, за счет сокращения трудозатрат со стороны налоговых органов на обработку данных СВК налогоплательщика;

повысить результативность использования данных, содержащихся в отчетах о СВК, за счет увеличения объема данных, который может быть использован контролирующим органом, и, как следствие, составления более полных риск-профиля налогоплательщика и карты рисков отрасли.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс, — ст. 105.26. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  2. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7–15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля” [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  3. Налоговый мониторинг [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 23.01.2020);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс, — ст. 89. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.01.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый мониторинг, контролирующий орган, налоговый орган, внутренний контроль, данные, налогоплательщик, обеспечение возможности, риск, единая модель данных, карт рисков отрасли.


Похожие статьи

Автоматизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно МСФО и РСБУ

В статье рассматривается автоматизация бухгалтерского учета, которая охватывает решение вопросов информационного, программного и технического обеспечения. Представлено формирование первичной информации, регистрируемой в бухгалтерских программах для с...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Разработка системы автоматизации информационных процессов службы сбыта

Статья посвящена рассмотрению вопросов разработки системы автоматизации информационных процессов службы сбыта продукции торгово-закупочного предприятия. Определяются требования к разрабатываемой системе, ее основные функции. Обосновываются средства р...

Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО

В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента системы внутреннего контроля

Статья посвящена развитию внутреннего налогового контроля. Рассмотрев основные этапы развития внутреннего налогового контроля, обоснуется, что внутренний контроль позволяет руководству быть уверенным, что специалисты внутреннего налогового контроля п...

Мониторинг состояния расчетов с контрагентами

В данной статье освещается проблема организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Проведена оценка преимуществ и недостатков внутреннего контроля, определены возможности его организации и предложен план проведения внутреннего а...

Автоматизация проведения внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры предприятия

В статье определяется необходимость проведения внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры. Указываются основные стандарты к проведению внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры, проводится их сравнительный анализ. Подводятся итоги анализа и делаются выводы по п...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Оценка эффективности внедрения информационных технологий в систему бухгалтерского учета на предприятии

В статье рассмотрены основные подходы к использованию информационных технологий в рамках автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Представлены результаты оценки экономической эффективности внедрения бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия»...

Автоматизация бухгалтерского учета

Различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации находят свое отражение в бухгалтерском учете, который, представляет собой информационную основу для принятия эффективных управленческих решений, а так же необходим для оценки деятельн...

Похожие статьи

Автоматизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно МСФО и РСБУ

В статье рассматривается автоматизация бухгалтерского учета, которая охватывает решение вопросов информационного, программного и технического обеспечения. Представлено формирование первичной информации, регистрируемой в бухгалтерских программах для с...

Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Разработка системы автоматизации информационных процессов службы сбыта

Статья посвящена рассмотрению вопросов разработки системы автоматизации информационных процессов службы сбыта продукции торгово-закупочного предприятия. Определяются требования к разрабатываемой системе, ее основные функции. Обосновываются средства р...

Разработка стандартов трансфертного ценообразования в системе управленческого учета, с целью обеспечения информацией субъектов и объектов внутрифирменного менеджмента в период перехода на МСФО

В статье рассмотрены вопросы необходимости детализации информации управленческого учета, в частности, показателей трансфертного ценообразования в период перехода на МСФО.

Развитие внутреннего налогового контроля как элемента системы внутреннего контроля

Статья посвящена развитию внутреннего налогового контроля. Рассмотрев основные этапы развития внутреннего налогового контроля, обоснуется, что внутренний контроль позволяет руководству быть уверенным, что специалисты внутреннего налогового контроля п...

Мониторинг состояния расчетов с контрагентами

В данной статье освещается проблема организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Проведена оценка преимуществ и недостатков внутреннего контроля, определены возможности его организации и предложен план проведения внутреннего а...

Автоматизация проведения внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры предприятия

В статье определяется необходимость проведения внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры. Указываются основные стандарты к проведению внутреннего аудита ИТ-инфраструктуры, проводится их сравнительный анализ. Подводятся итоги анализа и делаются выводы по п...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Оценка эффективности внедрения информационных технологий в систему бухгалтерского учета на предприятии

В статье рассмотрены основные подходы к использованию информационных технологий в рамках автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Представлены результаты оценки экономической эффективности внедрения бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия»...

Автоматизация бухгалтерского учета

Различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации находят свое отражение в бухгалтерском учете, который, представляет собой информационную основу для принятия эффективных управленческих решений, а так же необходим для оценки деятельн...

Задать вопрос