Ангина у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 27.01.2020

Статья просмотрена: 653 раза

Библиографическое описание:

Аванесянц, А. С. Ангина у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы) / А. С. Аванесянц, Д. З. Шерхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66803/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ангина (от лат. angere — сжимать, сдавливать) — инфекционно-аллергическое заболевание с местными проявлениями, которое характеризуется воспалением небных миндалин или других компонентов глоточного кольца. общие симптомы, но различающиеся по этиологии и течению. В связи с тем, что в основе заболевания лежит поражение миндалин ангина имеет второе название — острый тонзиллит.

Возбудитель ангины чаще всего (93–95 %) бета-гемолитический стрептококк группы А (Streptococcus pyogenes), в других случаях — золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), пневмокок.

Источник инфекции-больной или носитель вируса, после заболевания человек является заразным еще в течении 10–12 дней, что имеет значение при заражении в детских организованных коллективах. Механизм передачи аэрогенный, путь передачи воздушно-капельный. Но кроме того, инфекция может исходить из полости рта, например, кариозные зубы или из полости носа. Для заболевания характерна сезонность — осенне-весенний период.

Ангина занимает второе по частоте место среди детских заболеваний и уступает лишь ОРВИ. Частота заболевания колеблется от 4,2 до 6,7 %. Тонзиллит — высоко контагиозное заболевание, восприимчивость к нему среди детей особенно велика.

В связи с этим ангина является важной проблемой педиатрии и требует пристального внимания.

Классификация:

С учетом причин воспаления миндалин у детей выделяют три группы ангин:

  1. Первичная: при первичной ангине инфекция изначально развивается в миндалинах. Такая ангина еще называется простой или банальной.
  2. Вторичная: такая ангина носит название симптоматическая. Она связана с поражением миндалин при острых инфекционных заболеваниях (скарлатина, дифтерия) или при системных заболеваниях крови (лейкоз, агранулоцитоз).
  3. Специфическая: причиной такой формы ангины может являться грибковая инфекция.

По течению ангина делится на:

  1. Острую
  2. Рецидивирующую
  3. Хроническую

По характеру изменения миндалин:

  1. Катаральная: самая легкая форма ангины, характеризуется увеличением и гиперемией миндалин и небных дужек. Присутствует белесоватый налет.
  2. Фолликулярная: начальные проявления некроза, «картина звездного неба» так как через эпителий просвечивают точечные гнойные фолликулы до 3мм. Нагноившиеся фолликулы вскрываются, образуя гнойный налёт, не распространяющийся за пределы миндалин.
  3. Лакунарная: имеется линейный гнойный налет желтоватого цвета, склонна к слиянию гнойных очагов. Гнойное расплавление фолликулов.
  4. Фибринозная: миндалины покрываются пленчатым полупрозрачным налетом. Гнойное расплавление миндалин и формирование интратонзиллярного абсцесса.
  5. Гангренозная: самая тяжелая и опасная форма ангины. Характеризуется язвенно-некротическим изменением паренхимы миндалин и эпителия.

Клиника. Заболевание у детей протекает намного тяжелее, чем у взрослых и часто дает осложнения. Кроме того, переход от одной формы в другую происходит легче и быстрее.

Общими являются повышение температуры тела до 38–39 градусов, общее недомогание и головная боль. При фолликулярной ангине проявляются признаки интоксикации, выраженные в большей степени отсутствие аппетита и артралгии. Лихорадка сопровождается ознобами, рвотой.

При более тяжелых формах ангины прибавляется гнусавость голоса, ребенок с трудом открывает рот.

Осложнения. Довольно часто у детей возникают осложнения ангины. Их можно разделить на две группы:

  1. Местные — острый паратонзиллярный абсцесс, отит (преимущественно средний), острый ларингит, шейный лимфангит.
  2. Общие — ревматизм, равматоидный артрит, острый аппендицит, острая пневмония, СКВ, миокардит, полиартрит, гломерулонефрит острый.

Диагностика. Обычно постановка диагноза затруднений не вызывает. Врач ставит диагноз на основании типичной клинической картины и фарингоскопии.

Обнаруживаются изменения в общем анализе крови: нейтрофильный лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг влево, увеличение СОЭ.

Кроме того, применяют бактериологические (мазок с последующим посевом) и серологические (нарастание титров антител к возбудителю) методы исследования.

Фарингоскопия позволяет выявить гиперемию миндалин и дужек, налет (гнойный или серозный, что имеет важное значение в диагностике формы ангины). Важным дифференциально диагностическим отличием ангины от дифтерии является то, что гнойный налет легко снимается шпателем и не оставляет кровоточащей поверхности.

Лечение. Ангину легкой и средней степени тяжести можно лечить на дому. В случае тяжелой ангины (гангренозной или неротической) необходима госпитализация в детское инфекционное отделение.

Важным компонентом лечения является постельный режим и покой. Постельный режим продолжается до снижения температуры. Назначают диету с высоким содержанием белка, обилие молочных продуктов и растительной пищи. В качестве детоксикационной терапии назанчают обильное питье (минеральная воды, морсы).

Основу лечения составляет антибактериальная терапия. Применяют феноксиметилпенициллин, амоксиклав, цефалоспорины II и III поколения, макролиды (эритромицин, азитромицин), сульфаниламиды (котримаксозол). Продолжительность курса лечения — 5–7 дней.

Для местного лечения используют фузафунгин (противопоказан детям до 2,5 лет), амбазон, грамидин С, орошение миндалин. Все это сочетают с физиопроцедурами.

Профилактика. Общие мероприятия по закаливанию организма (контрастные души, холодные обтирания), занятия физической культурой и спортом, утренняя гимнастика. Устранение очагов хронической инфекции в организме.

Литература:

  1. Детские болезни: учебник / Под ред. А. А. Баранова — 2-е изд., — 2009. — 1008 с.
  2. Инфекционные болезни у детей: учебник. Учайкин В. Ф., Нисевич Н. И., Шамшева О. В. 2013. — 688 с.: ил.
  3. Детские болезни. Учебник для вузов. Том 2. Шабалов Н. 2014г.- 688с.
Основные термины (генерируются автоматически): ангина, III, гиперемия миндалин, поражение миндалин, постельный режим, ребенок.


Похожие статьи

Скарлатина у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Краснуха у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Менингококковая инфекция у детей: классификация, диагностика и лечение (обзор литературы)

Синдром мальабсорбции у детей: классификация, диагностика и диетотерапия (обзор литературы)

Инфекционный мононуклеоз у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Пиелонефрит: этиология, клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Гестационный пиелонефрит: диагностика, лечение, профилактика (обзор литературы)

Бешенство: отличительные особенности течения у детей, диагностика, профилактика (обзор литературы)

Гестационный сахарный диабет: факторы риска, диагностика, лечение (обзор мировой литературы)

Галактоземия у детей (краткий обзор литературы и анализ клинического случая)

Похожие статьи

Скарлатина у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Краснуха у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Менингококковая инфекция у детей: классификация, диагностика и лечение (обзор литературы)

Синдром мальабсорбции у детей: классификация, диагностика и диетотерапия (обзор литературы)

Инфекционный мононуклеоз у детей: клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Пиелонефрит: этиология, клиника, диагностика, лечение (обзор литературы)

Гестационный пиелонефрит: диагностика, лечение, профилактика (обзор литературы)

Бешенство: отличительные особенности течения у детей, диагностика, профилактика (обзор литературы)

Гестационный сахарный диабет: факторы риска, диагностика, лечение (обзор мировой литературы)

Галактоземия у детей (краткий обзор литературы и анализ клинического случая)

Задать вопрос