В статье рассматриваются основные особенности игровых технологий, применяемых в младшем школьном возрасте и описана специфика построения данных технологий.
Ключевые слова: игра, инновационные технологии, игровые технологии.
Что может быть ближе ребёнку, нежели игра?! Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.
Можно выделить несколько основных функций игры: развлекательная-это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать; коммуникативная-ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения.
Структуру игры составляют следующие компоненты: сюжет-это отражение действительности, которая воспроизводится детьми с помощью ролей; роль, которую берет на себя ребенок; действия, через которые происходит реализация взятых ролей; правила-это то, на чем основываются и чем определяются отношения и действия в игре.
Для того или иного возраста характерны различные виды игры. То есть, можно сказать, что вид игры напрямую зависит от уровня знаний и умений ребёнка. Младшие школьники (от 6–7 до 10 лет), в отличие от дошкольников, уже владеют навыками игровой деятельности в совершенстве. Ученики начальной школы уже могут организовывать различные игры, не прибегая к помощи педагога. В основу сюжета дети чаще всего кладут отрывок из прочитанной ими книги, просмотренного мультфильма или же из ситуации, произошедшей в жизни, которую наблюдал ребёнок, и т. д. Применение на себе роли различных героев вызывает у ребенка неподдельный интерес. То есть, игровая деятельность в период младшего школьного возраста не теряет своей актуальности, хоть и уступает место для новой ведущей деятельности-учебной. По мере расширения знаний и умений ребёнка игра постепенно усложняется, но по-прежнему остаётся направленной на развитие психических и физических качеств детей.
Игровые технологии-составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным. Грамотно и обдуманно используя эти технологии, учитель превращает обыденный процесс обучения в нечто сказочное, красочное, что непременно вызовет восторг у ребёнка.
Игровые ситуации и приёмы способствуют выработке мотивации и побуждению к дальнейшей учебной деятельности. Немаловажную роль в обучении младших школьников играют проблемные ситуации, создание которых часто требует использования игровых технологий. Проблемная ситуация не просто решается детьми, она ими проживается, благодаря чему ребенок не просто получает новые знания, но и осваивает необходимый практический опыт.
Выделяют некоторые требования к игровым технологиям, применяемым в начальной школе. Одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым участником. К маловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений.
Соблюдение правил является важным условием включения игр в обучение в начальной школе. Правила определяются видом игры, через которую педагог реализует игровые технологии. Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.
В начальной школе игровые технологии применяются как способ эффективного достижения следующих результатов: расширение и закрепление речевых навыков, развитие представлений о числах, познавательной активности, памяти, мышления, а также развитие общего кругозора. Для достижения этих результатов необходима системность и последовательность использования игровых технологий и насыщение их разными играми.
Для каждого этапа учебного занятия необходимо подбирать игру, соответствующую той или иной цели урока. При получении новых знаний более характерны традиционные формы обучения, поэтому чаще всего игры применяются с целью проверки знаний, для их обобщения и закрепления. С помощью дидактической игры у ребенка открывается простор для личной активности и проявления творчества. Необходимо отметить, что включение игры в ходе урока должно приносить не только учебные результаты, но и доставлять удовольствие ее участникам, поэтому игра обязательно должна опираться на интересы детей. Еще одним немаловажным аспектом является то, что в игровую технологию обязательно должен быть включен элемент соревнования, именно это будет побуждать детей и мотивирует на учебную деятельность.
Можно выделить несколько видов дидактических игр:
− Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.
− Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.
− Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Характерной чертой является то, что ученики соревнуются, разделившись на команды.
Также существует урок-ролевая игра. Эти игры проводятся в форме различных дискуссий, конференций, где участникам игры раздаются определенные роли.
Разнообразие применяемых на уроках игр способствуют повышению заинтересованности в учебной деятельность, снижению утомляемости, и формируют умение проявлять себя.
Проанализировав все вышесказанное можно определить каково значение игровых технологий для педагога, работающего с детьми любого возраста. Особенно актуально применение этих технологий в начальной школе. Игра является наиболее близкой и естественной формой обучения и ее включение в образовательный процесс способствует легкой адаптации ребенка к новым условиям в школе. По мимо этого включая игровую деятельность в структуру урока, педагог мотивирует детей на учебную деятельность, делает процесс получения новых знаний и освоение новых навыков и умений более интересным и увлекательным. Благодаря использованию игровых технологий в учебный процесс можно проводить занятия в нетрадиционной форме.
Литература:
- Бекиш М. А. «Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности», Начальная школа. — 2011
- Войтенко Т. П. «Игра как метод обучения и личностного развития», Калуга: Адель, 2008.
- Плешакова А. Б. Игровые технологии в учебном процессе. Пенза, 2002.
- Финогенов А. В. Игровые технологии в школе: Краснояр. гос. ун-т, 2001.