История становления института банкротства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 21.01.2020

Статья просмотрена: 3547 раз

Библиографическое описание:

Коноплева, М. И. История становления института банкротства в России / М. И. Коноплева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66579/ (дата обращения: 17.12.2024).



Исследуя явление банкротства и нормативно-правовые основы регулирования отношений, связанных с ним, на современном этапе, обратимся к истории становления института банкротства (несостоятельности) в России. Законодательство о банкротстве сформировалось в нашей стране на основании той базы, которая была заложена на протяжении многих веков. Первые упоминания о нормах регулирования взаимоотношений кредитора и должника можно наблюдать в:

− древнерусском законодательном источнике Русской Правде (XIв.);

− Псковской Судной грамоте (1467 г.);

− Судебнике 1497 г.;

− Судебнике 1550 г;

− Соборном уложении 1649 г [1, с. 85].

Уже тогда на должника возлагалось ответственность за растрату или потерю долга (имущества, товара, денег). Процедура расследования должностным лицом причин несостоятельности (банкротства) и скрепление полетной грамоты великокняжеской печатью гарантировали защиту интересов кредиторов. В средневековом праве против несостоятельности должника применялось уголовное наказание, так как в основе банкротства видели его злонамеренность. Только с течением времени был признан факт существования несостоятельности без вины должника, к которым стали применяться правовые средства имущественного характера. Но это не означало, что уголовное преследование полностью исключалось. Наиболее активными и полными периодами по формированию института банкротства можно отметить XVIII–XIXвв., что было связано с развитием торговли, реформами Петра 1, укреплением внешнеэкономических связей. Были сформированы признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов. Законодательство определяло разные меры воздействия в зависимости от причин возникновения банкротства: «несчастное», «неосторожное», «злостное» банкротство. В дореволюционной России предусматривалось существование таких различных правовых институтов, как несостоятельность и банкротство. Институт несостоятельности назывался конкурсным правом, а процедура, определявшая порядок равномерного распределения имущества несостоятельного должника между кредиторами — конкурсным производством. И если несостоятельность относилась к сфере гражданского права, то банкротство в дореволюционной России всегда рассматривалось как преступление. Оно понималось как неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества [2, с. 26].

В конце XIX — начале XX вв. развитие производственных сил, изменение содержания централизации и концентрации производства и капитала, а также появление крупных монополий потребовали адекватного реформирования законодательства о несостоятельности. Тем не менее, процедура конкурсного производства была невыгодна, по той причине, что получаемая при реализации всего имущества крупного должника стоимость была всегда значительно меньше прибыли «работающего» бизнеса. В этих условиях, как писал М. И. Кулагин, стали появляться более «смягченные» правовые формы: лицу, испытывающему финансовые затруднения, предоставлялась возможность избежать окончательного краха. Правовыми средствами реализации такой возможности явились широкое применение мировых соглашений, а также предоставление должнику различного рода льгот, например, освобождение в виде отсрочки платежей по долгам, снижения долгов, автоматическое освобождение от обязательств при определенных условиях [3, с. 173].

Таким образом, на тот момент утвердилась точка зрения, что процедура конкурсного производства не является обязательным последствием признания должника банкротом, предполагающее ликвидацию имущества должника — юридического лица и прекращение его правоспособности. Стали актуальными процедуры реабилитационного характера, направленные на восстановление платежеспособности должника, повышение производительности организации (предприятия).

Согласно историко-правовому анализу Ю. С. Сперанской после 1832 года были изданы следующие акты, касающиеся конкурсного права: Положение об утверждении временной Комиссии по делам об имениях и долгах Принцев Александра и Эрнеста Виртембергских от 5 сентября 1839 г., Положение о содержании под стражею за счет казны несостоятельных должников, признаваемых в злонамеренном банкротстве от 13 ноября 1839 г., Положение о предоставлении Сенату права приводить в исполнение определения свои о переводе торгов на продажу имений из губерний в столицу от 12 декабря 1839 г., Указ о порядке удовлетворения долгов несостоятельных купцов — золотопромышленников от 6 марта 1858 г., Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях 1868 г., Правила о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита от 22 июня 1884 г [4, с. 33].

В конце XIX в. — начале XX в. готовилась серьезная реформа законодательства о банкротстве, были разработаны проекты нового Устава, один из которых, составленный сенатором Н. А. Туром, являлся весьма обширным и интересным. Однако, задуманной реформе так и не удалось осуществиться вследствие смены государственного строя — власти Советов [5, с. 3].После отмены частной собственности актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. В период НЭПа судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из устава 1832 года. С 1922 года нормы правового регулирования несостоятельности отражались в отдельных главах Гражданского кодекса и Гражданско-процессуального кодекса РФ. По мере установления монополии государственной собственности институт банкротства перестал быть актуальным правовым явлением. В начале 60-х годов общие нормы о банкротстве были исключены из законодательства. Государство не признавало этот институт, считая его чужеродным для советской экономики [6, с. 80].

С начала 1990-х годов с интенсивной модернизацией плановой экономики, развитием предпринимательской деятельности и частной собственности возникла необходимость возрождения института банкротства в новых экономических условиях.

Первый законодательный акт, посвященный проблеме банкротства, был Указ Президента РФ № 623 (от 06 июня 1992 года) «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Он действовал до принятия в ноябре 1992 года закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Отдельные нормы, связанные с процедурой банкротства уточнялись в многочисленных нормативных документах: Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, распоряжениях Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. 8 января 1998 года был принят второй Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ [7, с. 59].

Период 1990-х годов характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации. Институт банкротства в России использовался либо как способ перераспределения (захвата, удержания, приватизации) собственности, либо как способ политического и экономического давления на предприятия со стороны государства. По оценкам Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), каждое пятое банкротство имело признаки преступных преднамеренных действий (в частности, банкротство для списания долгов).

Со всей очевидностью необходимо было признать неэффективность законодательства о банкротстве и потребность внесения качественных изменений его положений. Учитывая практический опыт применения предыдущих законов о несостоятельности (банкротстве) 1992г. и 1998г., принятый в октябре 2002 г. третий Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ был направлен на оздоровление экономики. Введение процедуры финансового оздоровления новым законом предоставило дополнительную возможность для восстановления юридических лиц — должников, стабилизацию платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства [8, с. 91].

Весь период истории правового регулирования банкротства условно можно подразделить на три этапа в таблице 1.

Таблица 1

Этапы становления института банкротства всовременной России

Этапы развития

Год

Законодательство

1. Дореволюционный

1729

«Вексельный Устав»

1740

«Банкротский Устав»

1800

«Устав о банкротах»

1832

«Устав о торговой несостоятельности»

1905

«Устав Судопроизводства Торгового» (не только физическое, но и юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным)

2. Советский

1922

Нормы о несостоятельности были включены в Гражданский кодекс РСФСР, был введен раздел, посвященный регламентированию процедур несостоятельности

1927

Нормы о несостоятельности были включены в Гражданско-процессуальный кодекс

3. Постсоветский

14 июня 1992

Указ Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»

19 ноября 1992

Первый послереволюционный Закон № 3929–1«О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (не доработанный, множество Указов Президента и Постановления правительства)

8 января 1998

Второй Федеральный закон Российской Федерации № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

26 октября 2002

Третий Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Итак, институт банкротства прошел длительный путь развития. Он возник в результате необходимости урегулировать взаимоотношения между теми, кто берет средства в долг, и теми, кто предоставляет эти средства, то есть между заемщиками (должниками) и кредиторами. Основной акцент ставился на интересах кредиторов. Но впоследствии стали защищаться и интересы должников (в случаях непредвиденных событий).

В начале 90-х гг. XX в. самая большая сложность состояла в том, что необходимо было разработать нормативный акт, который регулировал бы только-только нарождающиеся рыночные отношения в России в условиях, когда современный отечественный опыт правоприменения рыночного, по сути, института несостоятельности(банкротства) отсутствовал.

Литература:

  1. Радыгин А. Д. Институт банкротства: становление, проблемы, направления реформирования / А. Д. Радыгин, А. Е. Гонтмахер, М. Г. Кузык, И. В. Межераупс и др. М.: ИЭПП, 2015.
  2. Беркович Н. В. Уголовная ответственность за банкротство по законодательству дореволюционной России // История государства и права. 2005. № 6. С. 26.
  3. Кулагин М. И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1997.
  4. Сперанская Ю. С. Институт несостоятельности (банкротства) В России XI — нач. XXI века (историко-правовое исследование): уч.пособие. — Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия [изд.], 2009.
  5. Трайнин А. несостоятельность и банкротство. С.-Петербург. Изд. Юридического Книжнаго склада «Право», 1913.
  6. Кальварский Г. В. Становление института банкротства в России / Г. В. Кальварский. — СПб.: Вестник СПбГУ. 2006. № 3.
  7. Гаврилова В. Е. Банкротство в России. Вопросы истории, теории и практики. Учебное пособие / В. Е. Гаврилова М.: ТЕИС, 2003.
  8. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб.-практ. пособие / С. А. Карелина. М.: ВолтерсКлувер, 2014. С. 91.
Основные термины (генерируются автоматически): банкротство, несостоятельность, Россия, институт банкротства, конкурсное производство, указ Президента РФ, финансовое оздоровление, дореволюционная Россия, частная собственность, юридическое лицо.


Задать вопрос