На протяжении последних двух десятилетий отечественный законодатель концентрировал внимание исключительно на коммерческой несостоятельности. Образование правового вакуума в решении вопроса несостоятельности физических лиц связывают с целым рядом обстоятельств: неготовность субъектов правоотношений к введению института потребительского банкротства, низкие показатели задолженности потребителей, недостаточная проработанность правовых конструкций. Но современные реалии таковы, что социально-экономические проблемы проецируются на сферу потребительского кредитования. Развитие хозяйственного оборота, расширение сферы кредитования, проблема отсутствия механизма урегулирования конфликтов между должником и кредиторами породили необходимость создания реабилитационного института, защищающего неимущие слои населения и позволяющего должнику вновь стать полноценным членом социума.
Банкротство физических лиц, как и любой правовой институт, требует своего рассмотрения в исторической ретроспективе, ведь его формирование — закономерный процесс развития экономической и правовой системы страны.
По мнению С. И. Мамаева исторический путь развития банкротства физических лиц можно разделить на три этапа: дореволюционный, советский и современный [1, c. 40–41].
Отличительные черты развития российского права и государства стали объективными предпосылками к тому, что в России вплоть до XVIII столетия конкурсное право было не сформировано, а существующие нормы о банкротстве носили бессистемный характер. Однако уже в то время выделялись виновное и невиновное банкротство, определялись преимущества в удовлетворении требований кредиторов [2, c. 44–47].
Истоки отечественной нормативной правовой базы института банкротства физических лиц лежат в таком старейшем источнике российского права, как «Русская Правда».
Часть её статей содержали нормы о банкротстве купцов (например, статьи 68–69).
В «Русской Правде» был закреплен дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Так, отдельно выделялась несчастная несостоятельность, которая появлялась не по вине должника, и злонамеренное банкротство, возникающее в результате «бегства» должника.
В «Русской Правде» был определен и порядок удовлетворения требований кредиторов.
В первую очередь получал удовлетворение князь, далее иностранные либо иногородние торговцы (купцы), затем местные кредиторы [3, c. 30].
Следующим важнейшим нормативным актом, регламентирующим правоотношения в исследуемой сфере, стало Соборное уложение 1649 года.
Отличительной особенностью стало изменение конкуренции прав, вызванное банкротством должника.
Так, преимущественное право на удовлетворение требований имели иностранные кредиторы перед русскими, государственная казна перед гражданами государства (ст. 210 гл. X Соборного уложения) [4. c.75].
Первым нормативным актом, устанавливающим конкурсный процесс, стало положение о Комиссии коммерции 1720 года, содержащее отдельные положения о конкурсном производстве.
Первым отечественным актом, разделившим торговую и неторговую несостоятельность, стал «Устав о банкротах» 1800 года. Вторая часть устава «Для дворян и чиновников» непосредственно касалась лиц, несвязанных с торговой деятельностью [5, c. 25].
Важнейшим решением в формировании базы отечественного конкурсного производства стало утверждение Устава о торговой несостоятельности 1832 года. В нем продолжили развитие основные принципы предыдущих уставов и других нормативных актов, определяющих правоотношения между должником и кредитором.
Кроме того, в кодификационном плане он был совершеннее предыдущих источников. Так, в нем содержалось 9 глав, состоящих из 138 статей.
Устав о торговой несостоятельности 1832 года отделил понятия несостоятельность и банкротство. Банкротство определялось только как одна из разновидностей несостоятельности. В указанном нормативном акте законодатель впервые стал понимать несостоятельность как «неоплатность», т. е. такое положение дел должника, при котором он не только не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов, но и всего его имущества для полной их уплаты будет недостаточно [6, c. 52].
Следующий этап развития отечественной модели банкротства физических лиц — советский.
Банкротство — институт исключительно рыночный, несовместимый с административно командной экономической системой, ввиду этого на ранних этапах Советской власти существование неторговой несостоятельности отрицалось. Переход к новой экономической политике продиктовал необходимость вспомнить о нормах, регулирующих банкротство: Гражданский кодекс 1922 года ввёл понятие несостоятельности, но не предложил механизм его реализации. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 28 ноября 1927 года, дополнивший ГПК РСФСР главой «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических» ярко продемонстрировал влияние государства на экономические отношения субъектов: отстранение кредиторов от конкурсного производства, главенствующая роль государственных учреждений в процедуре, невозможность повлиять на выбор кандидатуры управляющего. Законодательство о банкротстве советского периода было далеко от идей защиты интересов должников и кредиторов, ибо его целью был общий хозяйственный результат. Социалистическая доктрина не признавала экономических кризисов: рост безработицы, падение производства и спроса — явления, присущие капиталистической системе. Ввиду этого на протяжении 70 лет законодательство о банкротстве фактически не развивалось.
Законодательство о банкротстве советского периода предоставляло преференции государственным предприятиям и учреждениям по сравнению с частными.
Отсюда следует вывод, что законодательство о банкротстве советского периода представляло собой аномалию конкурсных отношений, так как профилировало не законные интересы кредиторов и должника, а общий хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному конкурсному праву.
Переход к рыночной экономике, распространение механизма кредитования, активизация роли гражданина-потребителя в экономической сфере предопределили необходимость распространения норм о несостоятельности на непредпринимательские отношения.
С 1992 года с принятием Президентом РФ Указа № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» начался следующий этап развития отечественной модели банкротства физических лиц.
Однако, вопреки историческому наследию и общемировым тенденциям, законодатель регламентировал несостоятельность исключительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, Закон от 19 ноября 1992 года № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не установил механизм банкротства лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность [7, ст. 6].
Безусловно, Закон имел множество недостатков, которые выявились в ходе его пятилетнего применения. Достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными [8, c. 78].
Первым шагом к формированию механизма банкротства именно физических лиц было введение Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы, касающиеся физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, были весьма проработанными и обеспечивали достаточное регулирование данных отношений, судя по активному применению процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей. В отношении граждан-потребителей положения Закона должны были действовать с момента вступления в силу изменений в ГК, появление которых так и не последовало [9, ст. 222].
Вместе с тем названный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области банкротства.
Вторым шагом можно обозначить принятие Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [11]. Глава X, продублировавшая нормы предыдущего Закона в части банкротства граждан, не была задействована на практике и осталась «спящей нормой», так как требовала «внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы». Данная формулировка отложила введение механизма потребительского банкротства ещё на 13 лет до принятия Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ [10, c. 29].
Анализируя всё вышесказанное, можно прийти к выводу, что современное российское законодательство имело предпосылки для функционирования механизма потребительского банкротства, однако введён он был с большим запозданием. Основная причина столь длительного воплощения в жизнь нового института состоит, прежде всего, в том, что законодатель мыслил категориями банкротства коммерческого. Институт банкротства физических лиц — институт, концептуально отличающийся от банкротства юридических лиц или субъектов, обладающих специальными статусами: его социально-реабилитационный характер принципиально неприемлем к отношениям, субъектом которых является юридическое лицо.
Литература:
- Мамаев С. И. Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) // Закон и право. — 2006. — № 11.
- Самохвалова Н. В. История развития института несостоятельности (банкротства) физических лиц в России // Арбитражный и гражданский процесс. — 2009. — № 10.
- Русская Правда // Российское законодательство X-XX пп.: B 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: Юридическая литература. 1984.
- Соборное Уложение 1649 г. // Российское законодательство X-XX вв.: B 9 т. T 3. Акты Земских соборов. М.: Юридическая литература. 1985.
- Устав о банкротах от 19 декабря 1800 года // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. СПб.: Типография 2-го отделения Собственной его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. 26.
- Устав о торговой несостоятельности от 25 июня 1832 года // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе. СПб.: Типография 2-го отделения Собственной его Императорского Величества Канцелярии, 1833. Т. 7.
- Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992 № 3929–1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993 г. — № 1.
- Белых B. C., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). — М.: Норма, 2001.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998 г. — № 2.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» от 29.12.2014 № 476-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015 г. — № 1.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 43. - Ст. 4190