Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (293) январь 2020 г.

Дата публикации: 15.01.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Яланская А. А. Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 467-471. — URL https://moluch.ru/archive/293/66322/ (дата обращения: 23.02.2020).



Современная концепция дополнительного образования рассматривает детский коллектив как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи. В настоящее время часто применяется такой метод поддержания социально-психологического климата в коллективе и сплочения команды как командообразование.

Сплочённый коллектив необходим и детям, и педагогам современной жизни. Основной социальной средой у детей младшего школьного возраста является школа и творческие объединения. В творческие объединения или говоря на простом языке «кружки», дети приходят совершенно не готовые к совместной деятельности. Проблема сплочения детского коллектива встаёт перед педагогом, как только начинаются первые занятия в младших группах. И перед хореографом стоит задача разглядеть в детях потенциальную творческую группу. Создать такие условия, в которых эта группа перерастёт в дружный и сплоченный коллектив, работающий на достижение общих целей.

В хореографическом коллективе при подготовке учащихся к отчетным концертам или конкурсам, часто проявляется нервозность и психологическое напряжение, которые могут перерастать в споры и конфликты. Педагоги вынуждены постоянно искать новые методы работы с детским коллективом, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним творческие и воспитательные задачи.

Проблема командообразования в хореографическом коллективе «стара как мир» и давно исследуется педагогами и общественными деятелями. Несмотря на то, что понятие командообразование достаточно новое и пришло к нам из бизнеса, проблема объединения участников групп в дружные эффективные команды стоит остро. Особую роль в развитии представлений о детском коллективе раскрыл А. С. Макаренко, который начал свою «педагогическую поэму» в 20-е годы. Основные составляющие этой концепции: закон движения коллектива, принципы перспективных линий, параллельного действия, сочетание требования и доверия. Он обосновал принцип параллельного воспитательного воздействия педагога и коллектива на личность воспитуемого.

Свою лепту в вопросе развития и становления детского коллектива внёс В. А. Сухомлинский. Он утверждал, что в коллективе создается единство индивидуального и общественного. Он писал: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». Внутренний мир каждого человека, его духовное богатство, составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни всего коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений.

Необходимость развития коллективизма у воспитанников в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировала Н. К. Крупская. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала первостепенное значение организационному единству детей в условиях коллективной и творческой деятельности.

Проблема сплочения детского коллектива и поиск эффективных решений является особенно востребованными в условиях современного спроса. Дети нуждаются в навыках взаимодействия, умению работать в команде, которые закладываются и развиваются у них в раннем возрасте.

В данной статье автор предпринимает попытку разработки целостной системы командообразования детского творческого коллектива как фактора его успешной жизнедеятельности, выделяя в структуре этого процесса три взаимосвязанные подсистемы:

− технологическую,

− социально-психологическую,

− этическую.

Целью данной статьи является систематизация педагогических технологий, форм и методов в командообразовании детского хореографического коллектива.

Технологическая подсистема, или, технология, представляет собой «систему точных средств воздействия на личность и коллектив, позволяющих педагогу экономить свои силы и добиваться желаемых результатов».

Важное место в технологической подсистеме занимают коллективные мероприятия. Владение технологией организации коллективного творческого дела даёт возможность управлять дисциплиной учащихся, вырабатывать крайне необходимую преподавателю гибкость, обеспечивает личностную включенность каждого воспитанника в жизнь объединения, стимулирует быстрый рост коллективных отношений.

Социально-психологическая составляющая подсистемы выражается совокупностью индивидуально-психологических, социально-психологических факторов. Сюда относятся межличностные отношения в коллективе, адаптационный период. Для быстрых результатов педагоги используют командообразующие упражнения. Для детей младшего возраста они могут быть игровые.

Этическая подсистема определяет взаимоотношения в коллективе и включает в себя требования норм поведения. Для хореографического коллектива в это дисциплину входит: пунктуальность, соблюдение дресс-кода.

В статье «Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования» рассматриваются и анализируются педагогические наработки и личный опыт работы педагога Яланской А. А. по командообразованию детского коллектива.

Яланская А. А. является основателем и руководителем Многопрофильной школы танцев «Releve» которая существует в городе Уфа 2 года. Коллектив начинался с 1 ребенка, затем увеличился до 8 человек, к концу первого учебного года в коллективе было 27 детей, сейчас же 50 воспитанников посещают и развивают свои данные в коллективе. Детский хореографический коллектив представляет собой творчески активное объединение детей, со своим учебным планом, режимом занятий, традициями. У коллектива есть своя история создания и развития, и уже имеются свои заслуженные дипломы и грамоты различных творческих фестивалей и конкурсов.

На данный момент в коллективе 4 возрастные группы. В каждой возрастной группе 15 человек. Учебный процесс осуществляется по программе «детская и народная хореография», рассчитанной на полный курс обучения детей от 3,5 до 18 лет. В коллективе разработан и утверждён план воспитательной и досуговой деятельности, который редактируется и дополняется каждый учебный год. Данный документ включает в себя коллективные досуговые мероприятия, организацию и анализ совместных дел, как в детском коллективе, так и учащихся с родителями. Основополагающей задачей данного планирования является коллективное творческое дело.

Таблица 1

План мероприятий командообразования коллектива

Родительское собрание

3 и 4 сентября 2019 г.

Праздник в честь 2-летия МШТ «Releve»

7 ноября 2019 г.

Праздник в честь нового года

24 и 25 декабря 2019 г.

Открытые уроки

26 и 27 декабря 2019 г.

Поход в кино

Январские праздники

Участие в конкурсе

Январь 2020 г.

Родительское собрание

Февраль 2020 г.

Мастер-класс по сценическому макияжу

Февраль 2020 г.

Участие в конкурсе

Март 2020 г.

Отчетный концерт

30 апреля 2020 г.

Ежегодные концерты, посвященные праздникам 1 и 9 мая и 1 июня

Май-июнь 2020 г.

Дети, приходящие заниматься в коллектив, не проходят отбор, так как одной из задач обучения является не только достижение профессионального уровня, но и развитие в ребенке творческих способностей. Обязательным требованием для всех воспитанников является медицинское заключение о допуске к занятиям хореографии.

Автор статьи считает, что сплоченность коллектива — важнейшая составляющая успешного коллектива. Так как именно сплоченность всего коллектива определяет главные факторы успеха: техническое мастерство танцора, синхронность и чистота танцевального номера.

Сплоченность коллектива состоит в грамотном составлении видов коллективной деятельности:

− мероприятия по нравственному воспитанию;

− командообразующие игры и проведение праздничных мероприятий;

− совместный общественно-полезный труд;

− концертная деятельность;

− взаимодействие педагога с родителями.

Автор статьи, анализируя первый этап создания детского коллектива, выделяет сложности и проблемы в адаптации учащихся в объединении. Сложность на данном этапе определяется тем, что дети в коллектив приходят различного уровня культуры и воспитания, и сосредоточить их интересы в одно целое порой непросто. Воспитанники дружат потом ссорятся затем мирятся, бывает обижаются и ревнуют, возможно, помогают друг другу. Не все дети младшего возраста быстро и комфортно адаптируются к условиям жизни хореографического коллектива, где существуют свои правила и традиции.

В нашей школе танцев есть традиции:

  1. Каждый год 1 ноября мы устраиваем праздник с весельем, конкурсами, вкусностями посвященный дню рождения коллектива.
  2. Мы устраиваем обнимашки после каждого занятия, тактильные ощущения благоприятно влияют на психику ребенка.
  3. Мы любим поздравлять членов нашей группы с днем рождения.
  4. Два раза в год проводим открытые уроки для родителей и других педагогов, делимся опытом, находками и показываем наши результаты.
  5. Ежегодно мы проводим большой отчетный концерт для родителей, друзей и всех желающих на котором показываем свое мастерство.
  6. Каждый год мы делаем пальчиковое дерево. Каждый наш воспитанник окунает пальчик в краску и ставит свой отпечаток на дереве, тем самым создается листва из отпечатков пальцев. Дети любят эту традицию, они чувствуют себя частью целого коллектива.

Еще одним из многих методов является ежегодная номинация детей на премию «За упорство и труд» возможно кому-то она покажется не на сплочение, а наоборот на выделение лидерства в группах, но это не так.

Номинация представляет собой приз и грамоту ребенку за выполнение и достижений поставленных руководителем целей. В течение всего учебного года руководитель оценивает детей по критериям: посещаемость, выступления на концертах, дисциплина, форма, трудолюбие.

Для получения приза ребенок должен:

− не пропустить ни одного занятия в учебном году (допускается 3 пропуска);

− принимать участие во всех концертах, в которых выступает его группа;

− на всех занятиях быть в форме;

− усердно выполнять все упражнения;

Все эти критерии настраивают ребенка на плодотворную работу на весь учебный год, не позволяя себе мысли о лени. Дети упорно стараются, но так как главный критерий этой номинации — это всё-таки посещаемость дети не соревнуются между собой, только с самим собой и своей ленью, и конечно же ленью родителей, которые водят своих детей на занятия.

Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих хореографию и занимающихся ею профессионально. Это объединение людей, которое базируется на общей идее, этике и творчестве, оно непосредственно связано с такими понятиями как взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество и дружба. И главной общей идеей такого коллектива является возможность реализовать свой творческий потенциал, природные данные и творческие желания, развития духовно и профессионально. Поэтому важно создать идеальную модель современного образования используя все возможные реально работающие методики. Мир развивается с непомерной скоростью, в том числе и в хореография, так почему мы должны воспитывать и учить детей по-старому, когда нам доступны невероятные ресурсы, которые могут улучшить нашу систему образования, хотя бы на этапе небольших коллективов дополнительного образования.

Автор статьи считает, что только систематизированная, упорядоченная работа по нравственному воспитанию учащихся позволяет развивать и формировать культуру личности ребёнка. Путём системного целенаправленного воспитательного процесса в ребёнке закладываются важнейшие качества доброты и любви к людям и окружающему нас миру, заботу об окружающих, что в дальнейшем способствует развитию у детей элементов общественной направленности, а также сплочению коллектива.

Из личных наблюдений за воспитанниками автор исследования делает вывод, что в процессе учебных занятий после коллективных праздников, воспитанники показывают значительный рост дружеских, товарищеских отношений между собой. Дети становятся более раскрепощённые и открытые к общению, 70 % детей приобретают себе друзей на всю жизнь творческом коллективе и особенно после командообразующих мероприятий.

Таким образом, объединение детей в группы для совместного выполнения заданий это сложная и кропотливая работа всех членов коллектива (руководителя, педагогов, самих детей и их родителей), что сформировывает у них прочные способы сотрудничества, профессиональный компетенции, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.

Литература:

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М.: Знание, 2002.
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 2007.
  3. Давыдова Е. В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. — № 8. — 2005.
  4. Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  5. Лутошкин Л. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 2001.
  6. Макаренко А. С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: политическая литература:, 1975.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. — М.: Генезис, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): детский коллектив, ребенок, коллектив, хореографический коллектив, педагог, воспитанник, детский хореографический коллектив, дополнительное образование, младший возраст, отчетный концерт.


Похожие статьи

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Детский хореографический коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Специфика социализации обучающихся в хореографическом...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): хореографический коллектив, дополнительное образование, подрастающее поколение...

Социализация детей в условиях разновозрастного творческого...

Итак, обучаясь в разновозрастном коллективе «Хок» воспитанники вовлекаются в целенаправленную продуманную работу по

Политнева Н. Э.Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей...

К вопросу об определении комплекса педагогических условий...

Концертно-исполнительскую деятельность детского хореографического коллектива следует планировать.

Основные термины (генерируются автоматически): народный урок , танцевальный коллектив, станок, исполнительская деятельность , танец , танцевальное...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях...

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Воспитанники хореографической школы «Фуэте» занимаются в инклюзивных группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

Руководитель коллектива потом педагоги коллектива, затем воспитанники коллектива. Анализ последних исследований.

Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих хореографию и занимающихся ею профессионально.

Деятельность хореографического коллектива — это постоянный...

Хореографический коллектив — это группа, которая отличается подготовленностью к танцевальной деятельности, коммуникативной

Технология организации коллективной творческой деятельности — организация совместной деятельности взрослых и детей, при...

Инновационные методы преподавательской деятельности на...

Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями.

Пуляева Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л. Е. Пуляева.

Похожие статьи

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Детский хореографический коллектив — это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Специфика социализации обучающихся в хореографическом...

Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): хореографический коллектив, дополнительное образование, подрастающее поколение...

Социализация детей в условиях разновозрастного творческого...

Итак, обучаясь в разновозрастном коллективе «Хок» воспитанники вовлекаются в целенаправленную продуманную работу по

Политнева Н. Э.Социализация школьников в разновозрастном коллективе учреждения дополнительного образования детей...

К вопросу об определении комплекса педагогических условий...

Концертно-исполнительскую деятельность детского хореографического коллектива следует планировать.

Основные термины (генерируются автоматически): народный урок , танцевальный коллектив, станок, исполнительская деятельность , танец , танцевальное...

Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях...

В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Воспитанники хореографической школы «Фуэте» занимаются в инклюзивных группах с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

Руководитель коллектива потом педагоги коллектива, затем воспитанники коллектива. Анализ последних исследований.

Хореографический коллектив — это не просто «какое-то» объединение людей, любящих хореографию и занимающихся ею профессионально.

Деятельность хореографического коллектива — это постоянный...

Хореографический коллектив — это группа, которая отличается подготовленностью к танцевальной деятельности, коммуникативной

Технология организации коллективной творческой деятельности — организация совместной деятельности взрослых и детей, при...

Инновационные методы преподавательской деятельности на...

Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями.

Пуляева Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л. Е. Пуляева.

Задать вопрос