Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 1186 раз

Библиографическое описание:

Каминская, Е. Ю. Специфика социализации обучающихся в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования / Е. Ю. Каминская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2270/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрываются особенности социализации детей и подростков в условиях хореографического коллектива, описываются его преимущества в процессе дальнейшего профессионального и личностного становления обучающихся.

Ключевые слова: индивид, социализация личности, социум, социальная среда, социальная компетентность, учреждения дополнительного образования, хореографический коллектив

Проблема социализации детей и подростков в условиях высокого уровня информационных технологий и сложных социально-экономических процессов, становится все более актуальной и требует разработки и реализации новых механизмов социализации, соответствующих условиям социальной среды.

В настоящее время на первый план выходит серьезная работа социальных институтов по подготовке подрастающего поколения к продуктивной деятельности в социуме. Специфика данных учреждений позволяет им выступать основным социализирующим фактором детского и подросткового периода развития, рассматривая социализацию как подготовку к будущему и его изменениям, действуя на опережение и перспективу.

Система образования всегда занимала особое место в данной деятельности и обеспечивала становление личности, способствуя усвоению ролей, приобретению опыта, становлению в соответствии с принятыми общественными нормами и правилами. Именно в образовании имеется педагогический потенциал общества, способный разрешить проблемы социализации детей и подростков в процессе образовательной и воспитательной деятельности, благодаря слиянию знаний в области педагогики и социологии. Именно в системе образования вся деятельность коллективов построена на нравственном, духовном и физическом раскрытии молодых людей, и направлена на овладение подрастающим поколением высшими ценностями.

Обобщенно социализация понимается представителями педагогического сообщества как усвоение опыта социально правильной жизни, позволяющего детям впоследствии в качестве членов общества влиться в систему социальной жизни за счет активных действий и приобретенных навыков.

Социализация в научных кругах выступает как феномен, объединяющий социальную структуру общества, социальную жизнь людей, потребности и стремление личности к самореализации. Обобщая выводы психологической и педагогической литературы, социализацию можно определить как важный процесс вхождения личности в социокультурную среду общества при условии влияния среды на жизнедеятельность индивида.

Основами теории социализации, а также педагогическими, психологическими и социальными условиями этого процесса занимались многие ученые в нашей стране и за рубежом. Имеются научные описания и результаты в социально-педагогической и психолого-педагогической сфере по данному вопросу. Например, основательны, актуальны и практически востребованы труды профессора кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Анатолия Викторовича Мудрика. Являясь основателем научной школы, он проанализировал социально — педагогические механизмы социализации, выделил принципиальные условия повышения эффективности данного процесса, указал на роль социализации в педагогике, учитывая ее проблемы на разных этапах развития общества.

В последние годы в педагогических и общественных кругах возросло понимание актуальности и важности деятельности в области социализации подрастающего поколения образовательных учреждений.

Среди них все более востребованными социальными институтами, сумевшими в условиях постоянных изменений социума достаточно быстро отреагировать на сложную ситуацию в педагогической сфере и разработать социально необходимые направления своей деятельности, являются учреждения дополнительного образования детей. Рассматривая подрастающее поколение, как особую и важную группу социума, педагогический коллектив данных учреждений учитывает в своей работе происходящие перемены во взрослом обществе, в детской и подростковой среде, изменяя и координируя свою творческую и образовательную деятельность в соответствии с объективно сложившимися обстоятельствами.

Грамотно созданное образовательное, развивающее и воспитательное пространство учреждений, способствует развитию мотивации у детей, созданию педагогически осмысленных условий сопровождения социализации, обеспечивает регулярный процесс передачи социального опыта и продуктивное усвоение социальных ролей.

Взросление и становление личности детей и подростков в пространстве учреждения дополнительного образования происходит в условиях активной творческой деятельности, социально востребованного действия и естественного усвоения культуры предыдущих поколений. Учреждения дополнительного образования детей на данный момент — хорошо скоординированные социальные институты, обладающие большой социально-значимой творческой и интеллектуальной базой. Это учреждения, имеющие, в основном, богатую историю и создающие среду активной социализации подрастающего поколения, обеспечивая полноценную реализацию индивида.

Одним из эффективных средств социализации детей, воедино соединяющих процесс формирования индивида, наличие социума, проявление социальной реакции ребенком и результат его социального становления является хореографический коллектив в рамках учреждения дополнительного образования детей. Основной характеристикой хореографического коллектива является его способность гибко и мобильно приспосабливаться к потребностям социума, благодаря чему успешно создавать условия для саморазвития и своевременной самореализации детей и подростков. В хореографическом коллективе формируется необходимая социальная компетентность индивида, наблюдается его стремление и умение правильно, и результативно взаимодействовать с социальным окружением, закладывается основа дальнейшей успешной адаптации детей и подростков в обществе, выстраивается психологическая уверенность обучающихся в своем дальнейшем профессиональном и личностном становлении.

Именно в рамках хореографического коллектива на первый план выходит совместная деятельность детей по достижению конечного результата. Методически правильно организованная работа творческого коллектива способствует ознакомлению с основами коллективного действия на примере небольшого социума единомышленников по творчеству. Участниками коллектива приобретается бесценный опыт в сфере социализации, оцениваются, принимаются или отвергаются ценности, принятые данной группой сверстников. Деятельность хореографического коллектива — это постоянный, методически спланированный процесс, направленный на развитие личности в социокультурной среде, это реализация индивидуальных способностей детей и кропотливая работа по интеграции молодежи в жизнь общества.

Хореографический коллектив является одной из самых действенных форм социализации детей и подростков в системе дополнительного образования, потому что именно в коллективах данного направления создаются эффективные условия для самоопределения индивида в окружении творческой и культурно значимой атмосферы. В течение всего периода обучения педагогически тонко оказывается помощь детям и подросткам в поиске себя и в выражении своих культурных интересов в условиях постоянно меняющегося социального пространства. Хореографический коллектив является инструментом, реализующим естественную передачу культурного и социального опыта.

В структуре учреждения дополнительного образования детей хореографический коллектив — это продуманная программа действий, где активно используется институциональный механизм социализации детей, построенный на связи творческого коллектива с другими учреждениями, реализующими социализирующие функции. Эта работа способствует уменьшению проявлений стихийности в воспитательном процессе детей и ограничивает негативное влияние уличной среды на них. Деятельность, построенная на применении институционального механизма социализации эффективна и социально важна, благоприятно влияет на участников процесса и дает долгий положительный эмоциональный эффект, несмотря на то, что требует значительных временных и физических затрат.

Система организации работы хореографического коллектива позволяет поднять на высокую ступень межличностный механизм социализации. Дети и подростки постоянно находятся в процессе взаимодействия со значимыми для себя людьми, способствующими их развитию, воспитанию и расширению социальных связей. Происходит усвоение и закрепление норм поведения, принятых в социуме.

Хореографический коллектив в системе дополнительного образования — это совокупность параллельно идущих процессов, способствующих сложной, но интересной работе над собой каждого члена объединения как над субъектом социализации. Процесс подражания проходит одновременно неосознаваемому процессу отождествления ребенка с другими членами коллектива. Следование за своим «образцом» дает положительный творческий результат, приносит удовлетворение и признание со стороны сверстников и взрослого окружения. Постоянно идущий внутренний диалог, помогает индивиду оценить происходящее вокруг, задуматься о существующих ценностях, принятых в данном коллективе, проанализировать возникающие спорные ситуации в процессе творческой деятельности.

Особенностью постоянно действующего хореографического коллектива является наличие у всех воспитанников ярко выраженной мотивации. В таких условиях творческая и учебная деятельность коллектива характеризуется постоянной нацеленностью на достижение положительных результатов. Находясь в рамках социально одобряемой деятельности, каждый член коллектива программирует себя на дальнейшее развитие творчества и достижение успеха, на участие в реализации все более крупных творческих проектов, что способствует формированию умений конструктивного взаимодействия с окружающими и закреплению навыков совместной учебной работы. В рамках деятельности коллектива осуществляется планомерное, со стороны педагога, и добровольное, со стороны детей, решение творческих задач, которое способствует накоплению социально — значимого опыта личностного взаимодействия в детской и подростковой среде и реализации детей и подростков как личности в условиях приоритета демократических принципов образовательного процесса.

Социализация молодого поколения в хореографическом коллективе — это достаточно динамичный и многоплановый процесс. Участники коллектива все время находятся на передовой общественной жизни города и занимают активную позицию в различных аспектах жизнедеятельности. В результате насыщенной творческой жизни процесс приобретения социально-ценных качеств идет постоянно, у детей и подростков вырабатывается свое отношение к окружающим людям и к себе. Творческая деятельность хореографического коллектива способствует полноценной и своевременной реализации себя, тем самым влияя на самооценку индивида и степень его уверенности в среде общества.

Хореографический коллектив в качестве объединения творчески одаренных детей и подростков, с одной стороны, и детей, занимающихся не ради достижения высоких профессиональных результатов, с другой стороны, является структурой, имеющей возможность создания хороших условий для продуктивной адаптации обучающихся в социальной среде на протяжении многих лет. Возможность индивидуального наблюдения, сопровождения и коррекции со стороны педагога делает этот процесс систематическим, гибким, позитивным, интегрированным в жизнь общества и учитывающим многочисленные психологические факторы влияния на личность детей и подростков.

Хореографический коллектив в условиях дополнительного образования — это эффективный инструмент, с помощью которого осуществляется педагогическое социализирующее влияние на личность, создающее условия для саморазвития, самоуважения, самореализации детей и подростков, их позитивного взгляда на себя и общество. Это продуктивный механизм подготовки, развития и воспитания хорошо адаптированных, социально грамотных членов общества, имеющих свое мнение и индивидуально выраженную позицию, знающих свои права и обязанности, а также умеющих принимать решения, максимально учитывающие различные социальные и психологические факторы.

Литература:

  1. Маслова И. А. Особенности социализации подростков в воспитательном пространстве учреждений дополнительного образования детей / Маслова И. А. // Вестник Поморского университета. – 2006. – № 7. – С. 94–98 (Реестр ВАК).
  2. А. В. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): хореографический коллектив, дополнительное образование, подрастающее поколение, подросток, дополнительное образование детей, социальная среда, процесс, ребенок, подростковая среда, социальный опыт.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

дополнительное образование детей, образовательная среда учреждения, дополнительное образование, образование, самореализация личности, процесс развития, особый статус, деятельность...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Дополнительное образование детей — общепризнанный институт социализации детей и подростков. 4. Существующая практика, в том числе предложенный автором опыт, даёт основание рекомендовать развитие системы ДО в каждом детском доме.

Использование возможностей клуба как формы дополнительного...

- приобретение подростками опыта социального проектирования, самоорганизации, управления

1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / — М: Гуманит. изд.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Буйлова, Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М.: Знание, 2000. — 24с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский досуг, досуг, подрастающее поколение, подросток, общество, ребенок, процесс...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Как считает Т. Ф. Лошакова, обеспечение психологически безопасной образовательной среды в коллективе детей подросткового возраста очень важно. Для ее обеспечения в коллективе подростков необходимы определенные условия и факторы...

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков.

Развитие системы дополнительного образования детей шло в несколько этапов и достаточно длительно.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности.

Развитие творческого потенциала детей в сфере...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие...

Образовательная среда учреждения дополнительного...

дополнительное образование детей, образовательная среда учреждения, дополнительное образование, образование, самореализация личности, процесс развития, особый статус, деятельность...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Дополнительное образование детей — общепризнанный институт социализации детей и подростков. 4. Существующая практика, в том числе предложенный автором опыт, даёт основание рекомендовать развитие системы ДО в каждом детском доме.

Использование возможностей клуба как формы дополнительного...

- приобретение подростками опыта социального проектирования, самоорганизации, управления

1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. Образования / — М: Гуманит. изд.

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Буйлова, Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М.: Знание, 2000. — 24с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский досуг, досуг, подрастающее поколение, подросток, общество, ребенок, процесс...

Психолого-педагогические условия создания безопасной...

Как считает Т. Ф. Лошакова, обеспечение психологически безопасной образовательной среды в коллективе детей подросткового возраста очень важно. Для ее обеспечения в коллективе подростков необходимы определенные условия и факторы...

Становление социального партнерства в системе...

Становление социального партнерства в системе дополнительного образования детей и подростков.

Развитие системы дополнительного образования детей шло в несколько этапов и достаточно длительно.

Задать вопрос