Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мясарова, О. А. Инновационные методы преподавательской деятельности на уроках хореографии / О. А. Мясарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15304/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику инновационных методов преподавательской деятельности на уроках хореографии. Рассмотрены инновационные технологии, исследованы возможности инновационной деятельности педагога на уроках хореографии.

Ключевые слова: хореография, обучение, инновация, инновационная деятельность педагога.

The article deals with the introduction of innovative methods of teaching in the classroom choreography. Types of innovations are considered, possibilities of innovative activity of the teacher at choreography lessons are investigated.

Keywords: choreography, training, innovation, innovative activity of the teacher.

Незыблемым компонентом формирования устойчивой мотивации детей к занятиям хореографией является применение педагогом различных методов преподавания, включающих как традиционные, так и инновационные методы.

Важнейшей задачей преподавателя является объединение разнообразной творческо-педагогической деятельности в комплексный процесс, создание единой учебно-воспитательной и развивающей системы. Иначе говоря, правильным является мнение Р. С. Попова, что «деятельность педагога по хореографии является единством образования (накопления необходимых знаний, формирования танцевальных навыков и умений посредством обучения), воспитания (формирования ценностных ориентаций и установок, усвоения поведенческих правил и норм), созидания (самостоятельная художественно-практическая деятельность, в ходе которой происходит развитие совокупности способностей), распространения духовных ценностей и идей (общественно-полезная деятельность средствами искусства, показ результатов творческой деятельности аудитории) и организации (руководство, самоуправление, самоорганизация)» [5, c.45].

По мнению О. В. Буксиковой, к традиционным методам относятся методы изучения техники танца, стиля танца, манеры исполнения разных танцевальных видов, методику изучения и выполнения танцевальных движений по этапам, построения и разучивания комбинаций и композиций танца, методику владения основными формами и средствами постановочной, репетиторской деятельности [1, c.71].

Компоненты традиционных методов обучения хореографии представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты традиционных методов хореографии

Без сомнений, традиционные методы необходимы в процессе обучения танцу, но в системе с инновационными методами.

Инновации являются наиболее эффективным средством повышения качества образования. По мнению И. И. Цыркуна, «…нововведение всегда ориентировано на повышение эффективности и полезности практической деятельности…» [9, c.3]. Инновация означает новшество, новизну, изменение; а применительно к преподавательской деятельности — это введение нового во все компоненты педагогической системы.

Инновационными методами являются педагогические методы с использованием нововведений, направленные на получение более высоких результатов от образовательной деятельности [4, c.38].

Целями инновационных педагогических методов в преподавании хореографии являются:

– расширение диапазона получаемой детьми информации за счет внедрения в учебный процесс более широкого спектра учебного материала;

– формирование устойчивых знаниевых навыков и их успешное применение на практике;

– рост мотивации детей за счет внедрения в процесс обучения хореографическому искусству учебного материала отличного от традиционных, более интересного и насыщенного, основанного на тесной связи теории с практикой.

В основе инновационных технологий лежат принципы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Принципы инновационных педагогических технологий при обучении детей хореографии [6, c.24]

Принцип

Интерпретация

Целостность

Основывается на дуализме «Обучение, воспитание, развитие» — «Систематика».

Основательность

В основе обучения хореографии должен лежать тот базис знаний, который обучающиеся могут пополнять самостоятельно.

Инновационная культуросообразность

Процесс образования должен основываться на духовно-нравственных и ценностных факторах.

Гуманитаризация

При обучении танцевальному искусству дети должны получать не только практические знания, но и знать исторические, эволюционные закономерности танца

Инновационно-профессиональный подход к обучению

Знания, полученные теоретическим путем должны быть закреплены на практике с использованием современного оборудования (видеопроекторы, мультимедийные устройства и т. д.)

Непрерывность образовательного процесса

Дети должны быть готовы к постоянному усовершенствованию полученных знаний и навыков ввиду постоянной модернизации стилей в области хореографии

Таким образом, данные принципы направлены на создание целостной и эффективной системы инновационной педагогики.

Для достижения нового качества хореографического образования используются инновационные образовательные технологии, такие как [8, c.61]: обучение в сотрудничестве, игровое обучение, проектное обучение, здоровьесберегающее обучение, информационные технологии, технологии интегрированных занятий.

Рассмотрим данные технологии более подробно.

  1. Технология обучения в сотрудничестве.

Обучение детей хореографии в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ними в процессе достижения общей цели [3]. Технология обучения в сотрудничестве базируется на применении методов индивидуально-групповой и командно-игровой работы.

Индивидуально-групповая работа. Педагог делит детей на группы по четыре человека, объясняет новый материал, а затем предлагает детям закрепление материала в условиях групп. После выполнения заданий всеми группами преподаватель тестирует каждого ребенка на усвоение нового материала, танцевального движения, танцевальной композиции. Итоговая оценка выставляется группе.

Командно-игровая работа. Дети делятся на две группы. Педагогом предлагается задание, например, построить хореографическую фигуру (игра «Построим звезду поперечными шпагатами»). В конце выполнения задания дается оценка каждой группе. Далее группы объединяются, и дается следующее задание: изображение тоннеля (дети выстраиваются мостиками друг за другом). В конце дается общая оценка группе.

Можно выделить следующие плюсы в использовании технологии сотрудничества:

  1. При работе в группах дети выясняют друг у друга все, что им не ясно. Если им все равно, что-то непонятно, то они не боятся все вместе обратиться за помощью к педагогу.
  2. Каждый ребенок понимает, что успех группы зависит от умения применять полученные навыки в конкретных заданиях.
  3. У детей происходит устойчивое формирование своего мнения, своего видения танцевального движения или танцевальной композиции.
  4. Работая в сотрудничестве, дети развивают свои коммуникативные навыки.

Таким образом, обучение в сотрудничестве дает возможность сформировать у детей самостоятельность, индивидуальные возможности, толерантность, креативность, чувство товарищества.

  1. Технология игрового обучения (дети дошкольного и младшего школьного возраста).

Л. С. Выготский [2, c.56], Д. Б. Эльконин [11, c.38] изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно, она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.

Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей младшего школьного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями.

На занятиях по хореографии в работе с детьми эффективно применять игры-превращения. В процессе таких игр дети перевоплощаются в животных, птиц и т. д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их.

В качестве игровых методов можно отметить следующие:

– игры-стретчинги;

– фантазийные игры-перевоплощения;

– сюжетные игры с центральным персонажем.

Таким образом, занимаясь хореографией играя, дети раскрываются, увлеченно взаимодействуют друг с другом, что благотворно влияет на будущую результативность.

  1. Технология проектного обучения.

По мнению Т. П. Самоволиковой проект состоит из 5 «П» [7]:

  1. Проблема;
  2. Проектирование или планирование;
  3. Поиск информации;
  4. Продукт;
  5. Презентация.

Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам — средство, способное обеспечить высокую эффективность эстетического воспитания, ведь главная особенность проектной деятельности — осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся, повышает самостоятельность мышления.

Н. Ф. Яковлева выделяет следующие виды проектов в изучении танца [12, c.38]:

– проекты конструктивно-практического характера, например, трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и семантическое описание.

– сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо мероприятия, например, «Недели национального хореографического искусства»;

– проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального материала, подготовке материала для создания хореографической постановки.

  1. Технология здоровьесберегающего обучения.

В настоящее время, к сожалению, такие факторы, как: неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы, социальные потрясения, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание за компьютером и телевизором, некомпетентность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, увеличение учебной нагрузки в школе, падение уровня жизни приводят к ослаблению детского организма и к дальнейшему ухудшению здоровья, влечет к серьезным функциональным заболеваниям. Поэтому, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Согласимся с О. Г. Шиляковой, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем воспитанников [10]. Необходима организация и стимулирование личностного развития детей, развитие творческого потенциала; поиск и организация новых сценариев, мероприятий, которые способствовали бы творческому росту воспитанников, бесконечному стремлению к большему совершенствованию, умению и возможности проявить свое «Я».

  1. Информационные технологии.

Использование информационных технологий в процессе преподавания хореографии стало характерной чертой современности, необходимой для материально-технического оснащения работы хореографического коллектива. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:

– обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям,

– создавать базы музыкальных файлов;

– менять темп, звук и высотность музыкального произведения;

– производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

– хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;

– эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной деятельности и т. д.

  1. Технология интегрированных занятий.

На интегрированных занятиях по хореографии происходит синтез двух и более учебных предметов. При подготовке к такому занятию необходимо:

– ознакомление с психолого-дидактическим базисом протекания интеграционных процессов в содержании образования;

– выделение в программе по каждому предмету сходных тем или тем, имеющие общие аспекты;

– определение связи между сходными элементами знаний;

– изменение последовательности изучения тем, если в этом есть необходимость.

В результате применения интеграции в процессе преподавательской деятельности на уроках хореографии учебная программа становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.

Таким образом, завершая наше исследование, необходимо отметить, что, применяя инновационные методы, нельзя пренебрегать традиционными, так как опыт всегда несет в себе накопленные за долгие годы знания, которые должны передаваться из поколения в поколение.

Конечно же необходимо помнить, что в основе занятия по хореографии должны лежать, тем не менее, традиционные методы. Однако следует констатировать необходимость применения инновационных методов, их эффективность. В результате внедрения инновационных методик обучения повышается посещаемость детьми хореографических кружков, реализуются новые художественные проекты и формируются устойчивые коллективы.

Литература:

  1. Буксикова О. Б. Традиционные и инновационные подходы к обучению специалистов в области хореографического искусства в ВУЗЕ культуры и искусств / О. Б. Буксикова // Вестник восточно-сибирской государственной академии культуры и искусств. — Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2014. — № 1. — С. 70–73.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. — СПб: Питер, 2018. — 512 с.
  3. Камаева Г. Г. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии / Г. Г. Камаева. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://metod-sbornik.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/1892–05912.
  4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Панфилова. — М.: Академия, 2017. — 192 с.
  5. Попов Р. С. Хореографическое искусство как объект научного исследования / Р. С. Попов // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы / Сборник научных трудов. — СПБ: БПА, 2018. — 408 с.
  6. Пуляева Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л. Е. Пуляева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. — 80 с.
  7. Самоволикова Т. Л. Инновационные технологии обучения детей хореографического коллектива / Т. Л. Самоволикова. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://psihdocs.ru/innovacionnie-tehnologii-obucheniya-detej-v-horeograf.
  8. Фасхиева Л. Р. Инновационные методы обучения на уроках хореографии / Л. Р. Фасхиева // Тенденции и пути развития хореографического искусства в условиях стандартизации системы образования: Материалы республиканского семинара от 14 ноября 2015 года г.Набережные Челны –88с.
  9. Цыркун И. И. Педагогическая инноватика: научно-методическое пособие / И. И. Цыркун. — Минск: БГПУ, 2016. — 136с.
  10. Шилякова О. Г. Хореография как элемент здоровьесберегающих технологий / О. Г. Шилякова. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://izron.ru/articles/pedagogika-i-psikhologiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-10-pedagogicheskoe-masterstvo-i-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga/khoreografiya-kak-element-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy/
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 228с.
  12. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении / Н. Ф. Яковлева. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, обучение, преподавательская деятельность, урок хореографии, хореография, игровое обучение, командно-игровая работа, младший школьный возраст, музыкальное произведение.

Ключевые слова

инновация, обучение, хореография, инновационная деятельность педагога

Похожие статьи

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, это часто

На основании полученных показателей исследования детей младшего школьного возраста

В первую очередь занятия хореографией направлены на работу над спиной и осанкой, так как...

Особенности планирования занятий по хореографии для...

Ключевые слова: искусство, хореография, программа, методическое пособие, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Своими корнями искусство хореографии уходит глубоко в прошлое. Танец, в различном своем проявлении присутствует у любого народа, у...

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Занятия хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.

− расширение музыкального кругозора детей. В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности.

В обязанности концертмейстера на уроках хореографии входит

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей...

В младшем школьном возрасте дети (учащиеся младших классов) обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст...

"Температура тела" страны танцев | Статья в журнале...

Дисциплина на занятиях хореографией — это бич многих педагогов дополнительного образования. К сожалению, это достаточно распространенная проблема и связана она может быть с разными причинами, от нежелания заниматься хореографией вообще, когда родители...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами...

Детское творчество на уроках хореографии, в ракурсе данной темы, постоянно заставляет преобразовывать содержание программы. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках хореографии, может послужить основой...

Специфика педагогической деятельности хореографа в работе...

Обучение хореографии неслышащих детей — сложный и многогранный процесс, который включает в себя

Библиографическое описание: Черепанова Н. Ю. Специфика педагогической деятельности хореографа в работе с детьми, имеющими нарушения слуха (из опыта работы)...

К вопросу об определении комплекса педагогических условий...

Целью педагогической деятельности в детской хореографической студии, становится: приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям и творческая самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Технологии игровой, музыкальной, ритмической деятельности позволяют корректировать

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной

Мурыгина Г. П. «Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии.

Похожие статьи

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, это часто

На основании полученных показателей исследования детей младшего школьного возраста

В первую очередь занятия хореографией направлены на работу над спиной и осанкой, так как...

Особенности планирования занятий по хореографии для...

Ключевые слова: искусство, хореография, программа, методическое пособие, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Своими корнями искусство хореографии уходит глубоко в прошлое. Танец, в различном своем проявлении присутствует у любого народа, у...

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на...

Занятия хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале.

− расширение музыкального кругозора детей. В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности.

В обязанности концертмейстера на уроках хореографии входит

Развитие музыкальных и ритмических творческих способностей...

В младшем школьном возрасте дети (учащиеся младших классов) обладают большими резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст...

"Температура тела" страны танцев | Статья в журнале...

Дисциплина на занятиях хореографией — это бич многих педагогов дополнительного образования. К сожалению, это достаточно распространенная проблема и связана она может быть с разными причинами, от нежелания заниматься хореографией вообще, когда родители...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами...

Детское творчество на уроках хореографии, в ракурсе данной темы, постоянно заставляет преобразовывать содержание программы. Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей на уроках хореографии, может послужить основой...

Специфика педагогической деятельности хореографа в работе...

Обучение хореографии неслышащих детей — сложный и многогранный процесс, который включает в себя

Библиографическое описание: Черепанова Н. Ю. Специфика педагогической деятельности хореографа в работе с детьми, имеющими нарушения слуха (из опыта работы)...

К вопросу об определении комплекса педагогических условий...

Целью педагогической деятельности в детской хореографической студии, становится: приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям и творческая самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.

Методические аспекты применения различных технологий на...

Технологии игровой, музыкальной, ритмической деятельности позволяют корректировать

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной

Мурыгина Г. П. «Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии.