К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лыкова, Р. Р. К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1818/ (дата обращения: 20.04.2024).

Эффективность педагогического процесса во многом зависит от условий, в котором он протекает. Многие педагоги и ученые сходятся во мнении, что условия составляют ту среду, обстановку, в которых то или иное конкретное явление или процесс возникают, существуют и развиваются (Ю.К.Бабанский, Л.Ю.Лебедченко, В.С.Ильин, Л.М.Митяев и др.). В то же время, влияя на процессы и явления, условия сами подвергаются их воздействию.

В контексте нашего исследования под педагогическими условиями будем понимать взаимосвязанную совокупность мер, способствующих эффективному осуществлению процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии.

При выделении педагогических условий способствующих развитию социализации младших школьников в деятельности хореографической студии, мы опирались на работы Е.Н. Домбровской, О.Л. Карповой, Е.Н. Маньковской, Л.Г. Пак, И.В. Собяниной, А.Н. Шобоновой, и др., в которых рассматривались педагогические условия социализации личности младших школьников, а также на исследования А.Н. Шобоновой, О.Л. Карповой, Е.В. Вербовской, Н.Ю. Шепелевой, затрагивающих педагогическое обеспечение процесса социализации в системе дополнительного образования.

Анализ исследований показал, что авторы, как правило, исходят из того, что структура педагогических условий должна быть такой, чтобы их совместное действие способствовало эффективному осуществлению процесса социализации. Это и обуславливает стремление авторов включать в комплекс педагогических условий те факторы, которые бы отражали содержательную, организационную и процессуальную стороны процесса социализации младших школьников в системе деятельности образовательного учреждения.

Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что педагогическими условиями эффективной реализации модели развития процесса социализации младших школьников в детской хореографической студии являются:

  • выявление и реализация оптимальных средств педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии;

  • обоснование и реализация программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии;

  • поэтапное ролевое включение младших школьников в различные виды социальной деятельности в хореографической студии.

В первом педагогическом условии указывается ведущая роль реализации оптимальных средств педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии.

По определению В.А. Сластенина, И.В. Исаева и др. педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [4, с.24].

Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, по-мнению А.Н.Леотьева, является цель [3, с.13]. Целью педагогической деятельности в детской хореографической студии, становится: приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям и творческая самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.

Анализ научной литературы, исследующей педагогическую деятельность [1, 2, 4] показал, что изучение деятельности педагога рассматривают по трем направлениям:

  • самообразовательная деятельность педагога, отражающая повышение педагогического мастерства, профессиональной компетентности;

  • обучающе-образовательная деятельность (непосредственно обучение), направленная на учащихся;

  • воспитательно-образовательная деятельность, охватывающая формирование качеств личности учащегося.

На основании проведенного анализа литературы, нами были выделены средства педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии (см. Таблица 1).

Таблица 1. «Средства педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии»

Виды педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии

Оптимальные средства для реализации педагогической деятельности по социализации младших школьников в детской хореографической студии

самообразовательная деятельность педагога-хореографа

- повышение уровня знаний в отношении термина «социализация»

- научная литература по данной проблематике:

Г.М. Андреева «Социальная психология»;

Н.Ф. Голованова «Социализация и воспитание ребенка»;

А.В. Мудрик «Социализация человека»

- профессиональное развитие педагога в области хореографического искусства

- посещение семинаров, обучающих курсов, фестивалей (например, Международный летний фестиваль современного танца OPEN LOOK г.Санкт-Петербург; Летняя школа танца ЦЕХ г.Москва, Танц-Отель г. Новосибирск)

- просмотр обучающих фильмов (http://dancehelp.ru)

Углубление знаний:

- в области педагогики,

- психологии детского развития

Педагогика: учеб. пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко. — М., 1997

Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. Л.А.Регуш, А.В.Орловой. – СПб., 2010

Выгодский, В.С. Педагогическая психология.– М.,2005

Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000.

обучающе-образовательная деятельность педагога-хореографа

- выделение цели обучения


Средства определения цели образовательной деятельности:

- проверка начального уровня знаний обучающихся (методика: «Покажи, что ты знаешь», игры на определение позиций ног, рук, ритмическая игра «Эхо»);

- наблюдение за быстротой освоения нового учебного материала;

- определение качества физических данных для занятий танцами

-организация учебного процесса. Виды учебной деятельности:

- беседа;

- просмотр видеозаписей;

- урок-изучение нового материала;

- постановочная работа;

- репетиционная работа

- развивающие уроки


- контрольные уроки

Беседы с обучающимися на темы: «Поведение в хореографическом зале», «Что такое танец?». Знакомство с термином танцевальное искусство, «виды танцев».

Просмотр видеозаписей: отрывки из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Шесть танцев», мюзикл «Кошки».


Изучение движений классического танца и танца модерн согласно программе в соответствии с годом обучения.

Хореографические постановки «Дружный паровозик», «Сад скульптур».

Уроки, посвященные развитию физических данных, коммуникативных качеств, эмоциональности, креативности, творческому развитию обучающихся.

Урок как средство обучения публичному выступлению.

- формирование познавательных потребностей

Рассказ педагога о развитии танцевального искусства, сопровождающийся видеопоказом мирового классического танцевального искусства. Посещение концертов, детских фестивалей.

- создание благоприятного психологического климата в коллективе

Создание «ситуаций успеха» в процессе обучения, игры на развитие коммуникативных качеств («Корабль-капитан», «Зеркало» и др.), на сплочение коллектива («Цифра-группа за», «Цепочка» и др.).

Обсуждение выступлений, открытых уроков.

Воспитательно-образовательная деятельность

- выделение цели воспитательной работы (цели социализации)

Средства определения цели воспитательной деятельности:

- диагностика коммуникативных качеств обучающихся (тест Кетелла), мотивационной базы для занятий танцами (методика незаконченных предложений, опрос «Почему я занимаюсь танцами…»), социальных знаний ребенка (методика Р.Немова), уровня включенности ребенка в групповую деятельность (игровые методики: «Цифра-группа», «Крокодил»)

- наблюдение за поведением обучающихся, за стилем их общения;

- создание воспитывающих ситуаций

Изучение танцевальных упражнений в паре со сменой партнеров, танцевание в общем круге, задание обучить партнера выполнению танцевальных движений.

- организация тематических уроков, направленных:

а) на развитие

коммуникативных качеств

б) на развитие

эмоциональности;





в) творческое развитие

Беседа о правилах общения в группе, на репетиции, на сцене. Объяснение принципов общения на сцене, в процессе исполнения танцевального номера, взаимодействие в паре.

Развивающие игры-упражнения «Корабль-капитан», «Зеркало», «Цифра-группа», «Поводырь», «Восковые палочки», «Хотьба+», «Цепочка».

Беседа на тему: «Что такое эмоции, какие виды эмоций вы знаете?», «Может ли танец существовать без эмоций?».

Развивающие игры- упражнения «Маска колдуньи», «Передай маску», «Встреча», «Большой театр эмоций», «Злой скульптор», «Эстафета чувств». Создание образа в танцевальном произведении.

Беседа на определения понятия «импровизация в танце».

Задания на самостоятельное сочинение танцевальных комбинаций из проученных движений на заданную музыку.

Развивающие игры- упражнения «День-ночь», «Волшебные позы», «Скульптура», «Делай как я» (по 2, 3 человека и группой), «Волшебная шляпа»

- формирование культуры поведения в общественных местах

Посещение театра, концертов, фестивалей творчества («Хрустальная капель»), хореографических конкурсов («Детство», «ЕвразияШанс»).


- формирование активной жизненной позиции

Вовлечение учащихся в обсуждение пошива новых костюмов, организации открытого урока, концерта.

Организация творческого поздравления для друзей и родителей на праздники.

- формирование мотивации к занятиям танцами

Концертные выступления, открытые уроки.

- развитие нравственности

Коллективные виды деятельности, взаимодействие в паре, изучение основ национального танцевания.

- формирование эстетических качеств личности

Воздействие музыкального сопровождения урока, наличие единой формы, требования опрятного вида на уроке, умение двигаться красиво, в том числе в процессе импровизации.

Следует отметить, что реализация представленного данных средств педагогической деятельности педагога-хореографа возможна лишь в комплексе и в соответствии с программой обучения в хореографическом коллективе. Поэтому, во втором педагогическом условии нами будет рассмотрено обоснование и реализация программы по социализации младших школьников в детской хореографической студии.

Внедрение и разработка программы проходили на базе хореографической студии «Магия» МОУ СОШ № 104 г. Челябинска. Программа хореографической студии «Магия» ориентирована на занятия детей классическим и современным танцем модерн. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 3 года и нацелена на социализацию участников студии в процессе хореографической деятельности.

Целью программы является приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, самореализация младших школьников через овладение основами хореографии.

На основании выделенной цели нами были разработаны следующие группы задач:

Обучающие: знакомство с историей возникновения классического танца и танца модерн; изучение основ классического танца; изучение основ современного танца модерн; углубление социальных знаний;

Развивающие: развитие навыков межличностной коммуникации обучающихся как в группе, так и за ее пределами; развитие способности четко и кратко формулировать свои мысли, высказывать собственное мнение; физическое, умственное, эмоциональное развитие обучающихся;

Воспитывающие: создание у обучающихся мотиваций для занятий танцами, саморазвития, работы в коллективе; формирование волевых и трудовых качеств личности; воспитание культуры поведения в коллективе и общественных местах; формирование активной жизненной позиции младших школьников;

Результативность обучения выявляется в ходе открытых уроков, концертных выступлений. Уровень социализации обучающихся по каждому году обучения определяется диагностикой по следующим компонентам: когнитивный (наличие социальных знаний), мотивационный (мотивы деятельности), коммуникативный (умение общаться как в группе так и за ее пределами), поведенческий (творческая актуализация опыта ребенка, активность самостоятельность ребенка в творчестве).

Третье педагогическое условие заключается в поэтапном ролевом включении младших школьников в различные виды социальной деятельности, происходящей в хореографической студии.

Согласно определению, данному в Энциклопедическом социологическом словаре, «социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации» [5, с. 174].

Итак, к видам социальной деятельности, происходящим в хореографической студии можно отнести такую деятельность, которая направлена на решение социальных, общественно-значимых целей. На наш взгляд, социальную деятельность в хореографической студии следует разделять по форме проявления на мелкогрупповую, групповую и общественную.

К мелкогрупповой форме социальной деятельности относятся виды деятельности, направленные на воспитание обучающихся, привитие им гуманистических и толерантных качеств личности: игры на взаимодействие; исполнение парных танцевальных композиций; обучение отстающих; импровизация в паре, сочинение совместных танцевальных композиций; взаимодействие в паре, направленное на развитие физических данных партнера (растяжка).

Социально-значимой целью групповых форм социальной деятельности в хореографической студии является воспитание целостной личности младшего школьника – участника хореографической студии. К данным видам социальной деятельности в хореографической студии следует отнести: эмоциональные тренинги; создание воспитывающих ситуаций на уроке; использование танца в качестве психологической коррекции обучающихся; посещение концертов детских танцевальных студий, а также профессиональных коллективов; посещение выставок, театров.

Организация общественных форм социальной деятельности в хореографической студии предполагает своей целью вовлечение в деятельность студии родителей, классных руководителей, дирекцию школы. Данными видами деятельности в хореографической студии являются концертные выступления; открытые уроки для родителей; совместные уроки по танцам для детей и их родителей; привлечение родителей к пошиву костюмов, организации праздников, утренников; привлечение классных руководителей к совместному творчеству с детьми; организацию встреч с известными творческими людьми города (композиторами, артистами балета, художниками и т.д.).

Выделенный комплекс педагогических условий, реализованный в практической деятельности хореографической студии, может явиться залогом успешной социализации младших школьников в творческом коллективе. А именно социализация личности обучающихся, на сегодняшний день, становится приоритетной целью деятельности системы дополнительного образования детей.


Литература:

  1. Бордовская, Н.В., Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан, С. И. Розум. – М.: ПИТЕР, 2010. – 432с.

  2. Дуранов М.Е., Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация. Монография. / М.Е.Дуранов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 365с.

  3. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие / А.А. Леонтьев. – 4-е издание. – Москва: Академия, 2007. – 368 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:Школа-Пресс, 1997. — 512с.

  5. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — М.: Проспект, 2005. – 496с.



Основные термины (генерируются автоматически): хореографическая студия, детская хореографическая студия, социальная деятельность, педагогическая деятельность, школьник, социализация, урок, занятие танцами, педагогическое условие, танцевальное искусство.

Похожие статьи

Специфика социализации обучающихся в хореографическом...

Основами теории социализации, а также педагогическими, психологическими и социальными условиями этого процесса занимались

Именно в рамках хореографического коллектива на первый план выходит совместная деятельность детей по достижению конечного результата.

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении

Концертно-исполнительскую деятельность детского хореографического коллектива следует планировать.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Кемеровской области

В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей различных возрастов велика, наблюдается постоянный...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

Основные термины (генерируются автоматически): народный урок, танцевальный коллектив, станок, исполнительская деятельность, танец, танцевальное искусство, движение, коллектив, занятие, танцор.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Методические аспекты применения различных технологий на...

На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Многие воспитанники поступили в колледж культуры на хореографическое отделение. И сейчас успешно преподают в детских садах...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

...учащихся на отделении хореографического искусства детских школ искусств.

Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и...

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Танцевальные занятия имеют также педагогическое значение.

Хореографические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учащихся.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Основные термины (генерируются автоматически): народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Социальные комментарии Cackle.

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения... народный танец, воспитательная работа, ребенок...

Похожие статьи

Специфика социализации обучающихся в хореографическом...

Основами теории социализации, а также педагогическими, психологическими и социальными условиями этого процесса занимались

Именно в рамках хореографического коллектива на первый план выходит совместная деятельность детей по достижению конечного результата.

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского...

Дети любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении

Концертно-исполнительскую деятельность детского хореографического коллектива следует планировать.

Перспективы развития культуры посредством детского...

Ø позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада в культурном пространстве Кемеровской области

В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей различных возрастов велика, наблюдается постоянный...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

Основные термины (генерируются автоматически): народный урок, танцевальный коллектив, станок, исполнительская деятельность, танец, танцевальное искусство, движение, коллектив, занятие, танцор.

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Методические аспекты применения различных технологий на...

На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Многие воспитанники поступили в колледж культуры на хореографическое отделение. И сейчас успешно преподают в детских садах...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении...

...учащихся на отделении хореографического искусства детских школ искусств.

Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.

Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и...

Хореографическая подготовка детей младшего школьного...

Танцевальные занятия имеют также педагогическое значение.

Хореографические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение учащихся.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Основные термины (генерируются автоматически): народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Социальные комментарии Cackle.

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения... народный танец, воспитательная работа, ребенок...