Статья посвящена анализу основных проблем оптимизации уровня занятости населения в России и определение путей ее совершенствования. Актуальность научного исследования связана с текущими тенденциями на рынке труда России, где среди задач Правительства РФ оптимизация уровня и структуры эффективной занятости, которая учитывает наличие фактора безработицы, как постоянного индикатора, отражающего движение экономически активного населения из одного места работы на другое. Гипотеза заключается в том, что основными проблемами оптимизации уровня и структуры эффективности занятости в России является особенность ее экономики, которая включает в себя, как переориентацию отраслей, так и развитие теневого бизнеса. В виду этого, дальнейшие перспективы оптимизации политики занятости населения страны зависят от государственных мероприятий, основными направлениями которых должны выступать стимулирование роста профессиональной квалификации сотрудников отечественных предприятий.
Ключевые слова: рынок труда, структура занятости, безработица, занятость, государственное регулирование, управление занятостью.
A scientific article is devoted to the analysis of the main problems of optimizing the level of employment in Russia and identifying ways to improve it. The relevance of the research is related to current trends in the Russian labor market, where among the tasks of the Government of the Russian Federation is to optimize the level and structure of effective employment, which takes into account the presence of the unemployment factor as a constant indicator reflecting the movement of economically active people from one place of work to another. The hypothesis is that the main problems of optimizing the level and structure of employment efficiency in Russia is a feature of its economy, which includes both the reorientation of industries and the development of shadow business. In view of this, further prospects for optimizing the country's employment policy depend on government measures, the main directions of which should be stimulating the growth of professional qualifications of employees of domestic enterprises.
Keywords: labor market; employment structure; unemployment; employment; state regulation; employment management.
В условиях переходного периода экономики РФ, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью разумной политики занятости населения. Политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью. Важнейшим индикатором на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы.
Актуальность научного исследования на выбранную тематику связана с текущими тенденциями на рынке труда России, где среди задач Правительства РФ оптимизация уровня и структуры эффективной занятости, которая учитывает наличие фактора безработицы, как постоянного индикатора, отражающего движение экономически активного населения из одного места работы на другое.
Также, актуальность исследования в вопросе оптимизации уровня и структуры эффективной занятости в России связана с тенденцией роста численности экономически активного населения в среднем за год (таблица 1).
Таблица 1
Численность экономически активного населения Российской Федерации всреднем за год [5]
Год |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Тис. человек |
72357 |
72273 |
72984 |
73581 |
74418 |
75288 |
75700 |
75694 |
|
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Тыс. человек |
75477 |
75779 |
75676 |
75528 |
75428 |
76587 |
76636 |
76108 |
76190 |
Целью научной статьи является анализ основных проблем оптимизации уровня занятости населения в России и определение путей ее совершенствования.
Гипотеза научного исследования заключается в том, что основными проблемами оптимизации уровня и структуры эффективности занятости в России является особенность ее экономики, которая включает в себя, как переориентацию отраслей, так и развитие теневого бизнеса. В виду этого, дальнейшие перспективы оптимизации политики занятости населения страны зависят от государственных мероприятий, основными направлениями которых должны выступать стимулирование роста профессиональной квалификации сотрудников отечественных предприятий.
Безработица — экономическая категория, которая является составляющим элементом экономически активного населения страны и определяет общую величину трудоспособных лиц, которые по каким-либо причинам не смогли найти применения своим трудовым способностям. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость [1, с.41].
На сегодняшний день различают следующую классификацию разновидностей безработицы [2]:
– фрикционная безработица;
– структурная безработица;
– сезонная безработица;
– циклическая безработица;
– институциональная безработица.
Современной проблемой в сфере трудовых отношений являются ситуации, связанные с угрозой массового высвобождения занятого населения, сокращением рабочих мест, ростом скрытой безработицы, ростом занятости в теневом секторе экономики, высоким уровнем безработицы среди неконкурентоспособных категорий населения и другими факторами [3].
По этой причине, в рамках перспективы оптимизации уровня и структуры эффективности занятости в экономике России необходимо выделить следующие меры по основным направлениям государственного управления в сфере трудовой деятельности населения [4]:
– повышение уровня эффективности использования трудовых ресурсов предприятиями, при помощи повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников, подпадающих под риск увольнения или сокращения;
– введение гибких и дистанционных форм трудовой деятельности, что позволит решить проблему занятости для неконкурентоспособной категории населения;
– совершенствование системы профессионального образования в высших учебных заведениях России;
– повышение уровня трудовой мобильности населения России, включая возможность гибкой переорганизации населения с одной категории/сферы трудовой деятельности на другую;
– стимулирование активности самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности, путем совершенствования законодательства о регулировании самозанятых и формирования льготных условий кредитования и налогообложения микропредприятий.
Именно последняя мера — стимулирование активности самостоятельной занятости может выступать наиболее эффективной перспективой дальнейшей оптимизации занятости на территории России.
Тенденция роста популярности самозанятости среди населения России может быть обусловлена не только личными причинами, но и предпочтениями предприятий страны, которые все чаще используют услуги копирайтеров, маркетологов и программистов со стороны, не нанимая их к себе в штаб.
Если анализировать ключевые преимущества самозанятостиа для самих фрилансеров, то на первом месте стоит гибкий график (81 %). Вопрос тайм-менеджмента жизни каждого человека стоит на критическом уровне [7].
67 % респондентов считают, что положительной стороной выступает возможность работать дома. Работая дома, можно устанавливать удобное для себя время, есть возможность переключаться на другие дела и не нужно тратить время на дорогу, что очень важно для каждого человека.
Для того, чтобы урегулировать процесс деятельности самозанятых, 27 ноября 2018 года Президентом РФ был подписан пакет законов о регулировании рынка самозанятых, поскольку уже по состоянию последних лет в России функционирует рынок труда самозанятых из 30 млн человек, 21,7 млн человек из которых совмещают свою самозанятость из постоянным местом работы [6].
Таким образом, основными проблемами оптимизации уровня и структуры эффективности занятости в России является особенность ее экономики, которая включает в себя, как переориентацию отраслей, так и развитие теневого бизнеса. Немаловажную роль играет и структурная безработица, особенность которой заключается в изменении структуры экономики страны, где из-за применения тех или иных инновационных технологий, снижается спрос на рабочую силу определенной трудовой квалификации. В виду этого, дальнейшие перспективы оптимизации политики занятости населения страны зависят от государственных мероприятий, основными направлениями которых должны выступать стимулирование роста профессиональной квалификации сотрудников отечественных предприятий, введение гибких и дистанционных форм трудовой деятельности, совершенствование системы профессионального образования в высших учебных заведениях и повышение уровня трудовой мобильности населения.
Литература:
- Воронина Е. Б. Проблемы безработицы в России // Территория науки. — 2012. — № 1. — С.41–44.
- Виды безработицы. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/bezrabotica.html (дата обращения: 25.12.2019).
- Живалева Е. А., Горбуля Н. Ю. Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8. — С. 10–12.
- Мурашов С. Г. Проблемы и перспективы государственного управления рынком труда России // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. № 2.
- Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/# (дата обращения: 04.01.2020).
- Самозанятых обложат авансом. URL: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/05/12/59149f579a794720de95be58 (дата обращения: 04.01.2020).
- Ведомости. Две трети заказчиков обманывают внештатных сотрудников. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2010/02/12/dve-treti-zakazchikov-obmanyvayut-vneshtatnyh-sotrudnikov (дата обращения: 04.01.2020).