Статья посвящена исследованию теоретических основ сущности и регулирования занятости населения, анализу эффективности применения основных методов регулирования занятости населения в условиях реализации государственной демографической политики, а также позволяет уточнить научные подходы современных российских и зарубежных ученых на понятия «труд» и «занятость населения».
Ключевые слова: труд, занятость населения, спрос, предложение, рынок труда, заработная плата, безработица, теории занятости населения, методы регулирования занятости населения.
Процесс регулирования занятости населения всегда являлся актуальным, особенно для специалистов и практиков, занятых в социальной сфере. Теоретические исследования конструкта «занятость», а также формирование и регулирование рынка труда во все времена интересовали исследователей (А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Б. Кларк).
Под занятостью населения мы понимаем деятельность, которая, в свою очередь, не противоречит законам и направлена на удовлетворение личных и общественных потребностей граждан, а также приносит им доход в виде заработной платы. В рамках анализа различных подходов и концепций к исследованию понятия «занятость» мы обращаем внимание, прежде всего, на идеи представителей классических, неоклассических, кейнсианских, институциональных, монетаристских и неоклассической школ.
Ученые из классической школы, такие как А. Смит и Д. Риккардо, а также либеральной школы Ж. Б. Сэя, впервые проанализировали безработицу и ее противоположность — занятость. Согласно А. Смиту, Д. Риккардо и Ж. Б. Сэю, в рамках рассмотрения занятости это означает то, что рынок является сбалансированным, а спрос и предложение находятся в равновесии, при этом обеспечивается полная занятость, что, в свою очередь, устраняет влияние государственного регулирования экономики на рынке труда [3].
Д. Рикардо считает, что накопления капитала основаны на тенденции снижения нормы доходов, что приводит к снижению накопления капитала и, как следствие, — снижению производства и занятости. К. Маркс рассматривает теорию занятости на трех основах: теории повышения стоимости капитала, теории увеличения органической структуры капитала, и закона народонаселений. В «либеральной школе» Ж. Б. Сэй доказал, что каждый фактор производства приносит своему владельцу соответствующий доход. Наиболее полно проблема рынка труда изучена в работах экономистов-неоклассиков А. Маршалла, А. Пигу и Дж. Б. Кларка, которые ввели понятия «предельная производительность факторов производства», «предельный продукт труда» и «предельный работник» и определили границы применения рабочей силы. Кейнсианская теория регулирования занятости основана на идее недостаточного эффективного совокупного спроса как основной причины безработицы [2]. В своей теории регулирования занятости Дж.М. Кейнс анализирует механизм восстановления экономического равновесия, исходя из необходимости проведения государственной, бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики, стимулирующей эффективный спрос и новые инвестиции [3].
Изучение теоретического аспекта отечественных школ управления занятостью населения сформировалась на базе национальных и народнохозяйственных направлений. Среди маркетинга инструктивной модификации экономики загруженность рассчитывалась отношением, в котором труд предоставлялся тем гражданам, которые осуществляют коллективно-полезные дела. Данное направление с 30-х годов ХХ века прослеживалось во всех литературных источниках того времени [3]. Конфигурацией регулятора и регулирования становился сам рынок труда.
В научном понимании конструкт «занятость» в советский период был практически игнорирован из-за положений о всеобщем труде и ликвидации безработицы в условиях социализма. Квантитативный коэффициент занятости населения предусматривает обилие трудящихся ресурсов, участвующих в общественном производстве. Количественный показатель занятости как категории учитывает количество трудовых ресурсов, участвующих в общественном производстве. В середине 1970-х годов стало общепринятым определение занятости как производственных отношений между людьми, участвующими в воспроизводстве общественного продукта. Это понятие и сформировало подход к пониманию конструкта «занятость». [1].
Рассматривая современные подходы к занятости населения как социально-экономической категории, можем сказать, что она определяется как составная часть макроэкономики и затрагивает не только каждого человека, но и общество в целом. Важным аспектом, который раскрывает социальное развитие личности, таким как удовлетворение личной и общественной потребности в сфере труда, выступает именно занятость населения. Рассмотрение ее актуальности обусловлена тем, что основная проблема занятости в современной России — противоречие между ростом экономики и сокращением общей численности населения, а особенно населения трудоспособного, экономически активного. Снижение безработицы в свою очередь оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность государства и уровень экономического развития [5]. В нашей стране необходима модернизированная система образования и профессионального развития. Однако мы считаем, что прогноз на период до 2030 года предполагает сохранение низких темпов роста производительности труда.
По оценкам Министерства труда Российской Федерации, в настоящее время и в среднесрочной перспективе Россия по-прежнему испытывает дефицит работников со средним профессиональным образованием [4]. Этот список частично совпадает с перечнем профессий, которые необходимо сократить (например, специалистов по реализации товаров и услуг массового спроса, продавцов-консультантов, операторов колл-центров, специалистов с ограниченным и механистичным функционалом, чья работа легко поддается автоматизации), как отмечают академические исследователи в области цифровизации. Также полагаем, что звучащие предложения по замене роботами/ автоматизированными системами представителей квалифицированных рабочих профессий являются спорными.
Вместе с тем, в последнее десятилетие стало прорывным, в условиях развития технологического прогресса в области цифровых технологий. Появление новых высокотехнологичных продуктов, включая электромобили, беспилотные автомобили, дроны, носимые устройства, искусственный интеллект, дополненную/виртуальную реальность, Интернет вещей, 3D-печать и блокчейн, требуют пересмотра подхода к методам регулирования занятости населения в условиях реализации государственной демографической политики Понимание того, как профессии и отрасли подвергаются воздействию этих новых цифровых технологий, имеет решающее значение для политиков, ответственных за формирование политики в области образования, обучения и труда в ожидании технологических переходов. Более того несмотря на то, что существует значительный объем данных о влиянии на рынок труда более устоявшихся технологий, таких как информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и промышленные роботы, до сих пор мало что известно о том, как эти новые цифровые технологии влияют на занятость.
Если рассматривать проблему занятости с различных ракурсов, то можно сделать вывод о том, что она может быть рассмотрена как на макро- так и на микроуровнях. Это означает, что способы продвижения ее результативности будут находится в некой дифференциации в предопределённости от той, какие задачи стоят перед каждым рассматриваемым элементом. Научные исследования в области занятости и рынка труда охватывают широкий спектр тем, при этом особый интерес уделяется государственному регулированию процессов, которые имеют отношение к этой сфере, что, в свою очередь, является важным фактором. Одновременно существенно необходимо определить факторы, которые способствуют повышению эффективности управления процессом занятости на микроуровне (прозрачность процессов; доступность финансовой и иной информации; наличие внутренних рычагов контроля работы персонала; защищенные права и интересы; разработанная стратегия управления). Установлено, что в последние годы наблюдается тенденция к развитию гибкой занятости и повышения мобильности рабочей силы. Однако эти темы нуждаются в более детальном рассмотрении с целью разработки механизмов, которые обеспечат эффективную и успешную занятость в нынешних состояниях.
Литература:
- Германова, В. А. Занятость населения в мире / В. А. Германова // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 16–17 мая 2022 года / Под научной редакцией П. А. Гагаева, Е. П. Белозерцева. — Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. — С. 106–110
- Зверева, Е. В. Методические подходы к сущностной природе понятия «рынок труда» / Е. В. Зверева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 9–1(60). — С. 145–148
- Зверева, Е. В. Некоторые подходы к исследованию понятия «занятость населения» в анализе различных концепций и школ / Е. В. Зверева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 9–1(79). — С. 86–8
- Каканова, К. В. Занятость населения / К. В. Каканова // Наука и общество в условиях глобализации. — 2018. — Т. 2, № 1(5). — С. 73–76
- Кирилина, В. А. Процесс регулирования занятости населения в РФ / В. А. Кирилина, В. И. Якубовская // Матрица научного познания. — 2021. — № 5–2. — С. 178–185