Особенности управления финансами в организациях малого бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 марта, печатный экземпляр отправим 11 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (292) январь 2020 г.

Дата публикации: 09.01.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Волкова А. А. Особенности управления финансами в организациях малого бизнеса // Молодой ученый. — 2020. — №2. — С. 242-244. — URL https://moluch.ru/archive/292/66113/ (дата обращения: 23.02.2020).



В статье проанализированы преимущества и недостатки малых фирм относительно крупного производства. Определена роль финансов для любого предприятия. Дано определение рентабельности, установлены ее функции и факторы, которые влияют на показатель рентабельности. Рассказывается о разнице между крупными и малыми предприятиями в вопросе финансового планирования. Даётся оценка значимости финансового планирования для малых предприятий. Приводятся схемы планирования финансов.

Ключевые слова: финансы, малый бизнес, управление финансами, финансовый план. эффективность финансового планирования.

На сегодняшний день малый бизнес является главным сектором в рыночной экономике, потому что именно он определяет качество и структуру валового национального продукта и темпы экономического роста. Главной задачей всякого предпринимателя считается доходное ведение дела за счет рационального применения имеющихся ресурсов, минимизации потерь и максимизации вероятностей удовлетворения социально-экономических потребностей. Шаткая организация экономической работы стала одной из ключевых оснований разрушения компаний малого бизнеса.

Значимость финансов малых предприятий в общегосударственной финансовой системе также подтверждается их долей в ВВП, которая на протяжении нескольких лет составляет около 20 % и долей этого сегмента в общей занятости, который составляет около 25 %.

Современная рыночная экономика предоставляет свободу действий в отношении бизнеса и предпринимательства, но, в то же время, это влияет на рост конкуренции между предприятиями малого бизнеса. Независимо от масштабов организации ее система управления должна положительно влиять на эффективность работы фирмы. Например, Майкл Мескон писал: «...цель управления — это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически — превращается в действие — результативно и эффективно» [7].

Для малого бизнеса свойственно единоличное владение, собственно, это говорит о том, что предприниматель автономно занимается деньгами, обеспечением, сбытом, рекламой и т. д. Впрочем, владелец не всякий раз имеет возможность исполнять все функции автономно, за это время ему приходится делегировать собственные возможности и транслировать ведение бухгалтерского и денежного учета на аутсорсинг. По мере подъема фирмы формируется управленческая группа, охватывая бухгалтера, что ведет к отказу от аутсорсинга. Но даже при подобной структуре организации почти всем малым предприятиям приходится сталкиваться с нелегкими задачами. Как демонстрирует опыт, один из ведущих моментов, который содействует разорению — недостаток знаний. Вследствие этого для выживания они рано или же поздно обязаны адресоваться в консалтинговые компании. Как ведомо, достоверной методикой управления потоком валютных средств, считается экономический проект. В случае если не брезговать этим достоверным инвентарем управления, оформлять проект на месяц, год и большой период, то можно уверенно двигаться в избранном направленности.

Экономический проект крупной фирмы представляет собой обширный документ, но содержать меньше деталей и вспомогательных документов.

Экономический проект подключает:

– проект активов и пассивов;

– расчет точки безубыточности;

– мониторинг перемещения наличности.

У малых фирм относительно крупного производства существует ряд преимуществ: исключением лишних звеньев в управлении, возможность изготовления маленьких партий без финансовых потерь, близость к местным рынкам и запросам клиентов. В современной рыночной экономике страны малым предприятиям необходимо конкурировать как с крупными производствами, так и между собой. Малые компании в отличие от крупных более подвержены таким факторам как высокая конкурентность, недостаток оборотных средств, угроза быстрого разорения. Конкурентоспособность добавляет рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его использовании. Финансы имеют наиважнейшее значение, так как денежные средства необходимы для деятельности фирмы и ее развития, также благодаря грамотному управлению финансами, организация преодолевает конкурентные преграды на рынке. Следовательно, актуальность работы определяется тем, что эффективность деятельности организации лучше их рассматривать во взаимосвязи с различными показателями, которые характеризуют денежные средства, вложенные в организацию. Таковыми, например, являются показатели рентабельности (доходности).

Рентабельность — это соотношение дохода с капиталом, который был вложен в создание данного дохода. Общая рентабельность рассчитывается по формуле:

https://studfile.net/html/2706/665/html_NEVrddon0E.7NUO/img-V2MxU5.png

где R — уровень рентабельности, %;

П — прибыль;

Оф — среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

Об — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Рентабельность помогает соотнести доходность предприятия с альтернативным вложением капитала или доходностью, которую получила бы организация при похожих условиях риска. Чтобы рискованные инвестиции стали выгодными, они требуют более высокой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. Она характеризует результат деятельности: от использования ресурсов предприятия: успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. Также рентабельность — это разница между ценой товара и его стоимостью, между объемом продаж и его себестоимостью, это характеризует ее как количественный показатель. Показатель рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления, потому что с помощью нее оценивается эффективность управления предприятия в целом, прибыльность во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Экономический интерес любого предприятия — увеличить долю рентабельности, которая остается в его распоряжении. Для сотрудников предприятия рост уровня рентабельности является укреплением финансового положения, и как следствие, увеличение средств для материального стимулирования их труда, а для управляющих эта информация — показатель тактики и стратегии компании. Рентабельность означает, насколько прибыльна деятельность компании, а значит, чем выше значение коэффициентов рентабельности, тем деятельность является эффективней.

Совершенно очевидно, что цель финансового планирования заключается в получении прибыли, которая основывается на анализе расходов и доходов. Для того, чтобы сделать цель любого бизнеса — прибыль наиболее весомой необходимо проанализировать пути расходования средств и найти способы увеличения доходов.

В настоящее время на первый план выходят технологии. Технологии могут быть самые различные, могут применяться в самых разных областях, но самым важным является то есть ли технологии у предприятия в принципе. Те, предприятия, которые обладают новыми технологиями управления, которые позволяют планировать бизнес, контролировать финансовые и товарные потоки, наиболее достоверно анализировать различные показатели, они — то и идут впереди остальных предприятия. И тут ни для кого не секрет, что большие предприятия в силу их масштабов и количества каналов финансирования имеют преимущество перед малыми предприятиями. Соответственно для малых предприятий на первый план выходит выстраивание эффективной финансово-экономической политики, которая позволит оптимальным образом распределить экономические ресурсы.

Малые предприятия, как никакие другие, подвержены рискам изменения рыночной среды и её негативному влиянию. Финансовое планирование позволяет таким предприятиям значительно сократить риски, помогает предприятию развиваться, внедрять и развивать новые концепции производства и т. д. Характерной чертой малых предприятий является то, что как на стадии становления, так и в периоды развития и роста предприятие испытывает трудности с формированием финансовых ресурсов. В таких условиях необходимо разрабатывать систему финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Финансовый план является лицом вашего бизнеса. Опираясь на него, можно планировать прибыль и мероприятия по её повышению. План необходимо подвергать корректировкам в соответствии с реалиями. Если план не выполняется, прибыль нет, то в срочном порядке нужно предпринимать меры по улучшению работы бизнеса и стабилизации финансов. Если же план выполняется — в бизнесе всё хорошо.

Учитывая проблему ограничения возможности привлечения заемного капитала и отсутствие собственного капитала, возникает необходимость управления структурой капитала в рамках финансовой политики малого предприятия. В рамках финансового менеджмента малого предприятия одной из проблем является процесс налогового менеджмента, включающий в себя управление объектами налогообложения, порядок исчисления и уплаты налогов. При осуществлении налогового планирования финансовому менеджеру необходимо четко различать агрессивное планирование, направленное на минимизацию налоговых платежей и оптимизацию налогообложения, с учетом возможностей, предоставляемых нормами налогового права.

Еще одна проблема заключается в финансовом анализе и оценке финансового состояния малого предприятия. Малые предприятия менее ликвидны, чем крупные, потому что им трудно иметь наиболее ликвидные активы, меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность, что также подтверждается более длительным оборотом активов. В то же время в структуре капитала малых предприятий высока доля заемного капитала. Соответственно, уровень предпринимательского риска на малом предприятии значительно выше (почти в 3 раза), чем на крупном. Поэтому считаю возможным разработать систему нормативных значений показателей финансового анализа на малых предприятиях, которая будет незначительно отличаться от общепринятых стандартов.

Актуальной проблемой является отсутствие грамотных финансовых менеджеров. Решение этой проблемы многие представители малого бизнеса видят в совмещении позиций. Но такая экономия в финансовом обслуживании приводит к ухудшению качества управленческих решений. Создание специального финансового подразделения или финансового положения обойдется дорого, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого. Остается вариант эффективного финансового менеджмента путем передачи финансового менеджмента специализированной организации, так называемого аутсорсинга или субподряда.

Литература:

  1. Балашова Н. Н., Токарева Е. В., Горьковский Д. В. Особенности бухгалтерского учета процессов инновационной деятельности. В сборнике: Современные тенденции в научном обеспечении агропромышленного комплекса. Коллективная монография. Под редакцией В. В. Окоркова. Иваново, 2019. с. 359–362.
  2. Балашова Н. Н., Чекрыгина Т. А., Горбачева А. С. Роль и место контроля затрат труда и его оплаты в системе управления экономического субъекта аграрного бизнеса. Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). с. 508–512.
  3. Биткина И. К. Финансы организаций. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 123 с.
  4. Мелихов В. А. Модель информационного обеспечения системы интегрированной отчетности для устойчивого развития субъектов агробизнеса. В сборнике: развитие АПК на основе принципов рационального природопользования и применения конвергентных технологий. Материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию образования Волгоградского государственного аграрного университета. 2019. с. 80–84.
  5. Чалдаева Л. А. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Л. А. Чалдаевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 439 с.
  6. Чернованова Н. В., Ягупова Е. В. Совершенствование учета финансовых результатов в организациях АПК. В сборнике: Развитие АПК на основе принципов рационального природопользования и применения конвергентных технологий. Материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках Международного научно-практического форума, посвященного 75-летию образования Волгоградского государственного аграрного университета. 2019. с. 105–110.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992. - 7 С. 51
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, малый бизнес, финансовое планирование, малое предприятие, экономический проект, малый, современная рыночная экономика, среднегодовая стоимость, крупное производство, заемный капитал.


Похожие статьи

Особенности менеджмента и экономики малого предприятия

Среднегодовая стоимость ОПФ.

Предприятия малого бизнеса: современное состояние... малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический...

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

Малое предпринимательство выполняет чрезвычайно важную роль как в экономической, так и в социальной жизни развитых стран. Исходя из мировой практики, проблема государственного поощрения малого бизнеса в интересах общества и самого государства...

Особенности финансирования малого и среднего бизнеса

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса — проблема, требующая комплексного подхода.

Важность поиска оптимальных источников финансирования непосредственно для предприятий малого и среднего бизнеса объясняется следующими их...

Предприятия малого бизнеса: современное состояние...

Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ, они имеют свои отличительные особенности, преимущества и недостатки...

Роль малого предпринимательства в экономике России

Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование [6]. Правительство Российской...

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, которая может осуществляться субъектами рыночной...

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на...

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого...

Современное состояние и тенденции развития предприятий...

Современное состояние итенденции развития предприятий малого бизнеса. Лопухова Маргарита Андреевна, студент; Крупнова Алена Александровна, студент. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В экономически развитых странах удельный вес малого бизнеса в экономике довольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так...

Похожие статьи

Особенности менеджмента и экономики малого предприятия

Среднегодовая стоимость ОПФ.

Предприятия малого бизнеса: современное состояние... малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический...

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

Малое предпринимательство выполняет чрезвычайно важную роль как в экономической, так и в социальной жизни развитых стран. Исходя из мировой практики, проблема государственного поощрения малого бизнеса в интересах общества и самого государства...

Особенности финансирования малого и среднего бизнеса

Финансирование предприятий малого и среднего бизнеса — проблема, требующая комплексного подхода.

Важность поиска оптимальных источников финансирования непосредственно для предприятий малого и среднего бизнеса объясняется следующими их...

Предприятия малого бизнеса: современное состояние...

Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ, они имеют свои отличительные особенности, преимущества и недостатки...

Роль малого предпринимательства в экономике России

Из-за того, что малый бизнес в России развит не на столько эффективно, как, например, в США, где от малого предпринимательства рыночная экономика получает в целом около 35 %, государство вводит дополнительные льготы и финансирование [6]. Правительство Российской...

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, которая может осуществляться субъектами рыночной...

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на...

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого...

Современное состояние и тенденции развития предприятий...

Современное состояние итенденции развития предприятий малого бизнеса. Лопухова Маргарита Андреевна, студент; Крупнова Алена Александровна, студент. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева.

Анализ развития малого предпринимательства Российской...

Предприятия малого бизнеса являются более гибкими и динамичными в условиях рынка и конкуренции. В экономически развитых странах удельный вес малого бизнеса в экономике довольно значительный и государство всячески стимулирует и способствует его развитию, так...

Задать вопрос