Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 2544 раза

Библиографическое описание:

Бексултанова, А. И. Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе / А. И. Бексултанова, Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/103/22816/ (дата обращения: 16.04.2024).



 

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого, определены перспективы развития малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, проблемы развития малого бизнеса, перспективы развития малого бизнеса

 

В последние десятилетия деятельность малых предприятий привлекает к себе внимание исследователей, ученых-экономистов и политиков в различных странах. Это связано с тем, что сектор малого бизнеса производит значительную часть ВВП многих стран (в развитых странах от 30 до 60 %), вносит существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей.

Переход к рыночным отношением негативно сказался на экономике нашей страны, принеся с собой большой круг проблем. Решение данных проблем включало в себя определение прав собственности, т. е. принять решение, кому будут переданы во владение предприятия, которые находятся в государственной собственности и выбрать механизм и цены, по которым будет осуществляться передача прав собственности.

Необходимо было также сформировать рынки капитала, финансовую, валютную и банковскую системы. Разработка эффективных систем планирования и прогнозирования, а также бухгалтерского учета, была необходимым условием для проведения стоимостной оценки предприятий и возможности объективного суждения о результативности их деятельности. Пересмотр законодательства был важен для легализации новых форм экономических взаимоотношений и типов собственности. Задача выработки политики в сфере конкуренции и регулирования и поиск способа урегулирования проблем, которые возникали вследствие приватизации крупнейших предприятий, которые не обладали достаточной эффективностью, стояла наиболее остро, так как возникала угроза возникновения крупных и неэффективных предприятий — монополистов.

Органам государственной власти было крайне необходимо определить порядок, в соответствии с которым государство прекращало бы процесс субсидирования и организовать систему налогов, которая была бы способна обеспечить финансовую деятельность государства.

Большая доля этих проблем в полной мере приходится на малый бизнес. Сейчас проблемы, препятствующие активному развитию малого предпринимательства в нашей стране, полностью совпадают с теми проблемами, которые были отмечены во время 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно:

                    отсутствие достаточного количества стартового капитала и оборотных средств у малых предприятий;

                    сложный процесс получения заемного капитала;

                    негативное влияние со стороны криминальных структур;

                    дефицит работников, обладающих необходимой квалификацией;

                    трудности в аренде производственных площадей (высокая плата за аренду);

                    ограниченность в получении услуг лизинговых компаний;

                    отсутствие системы социальной безопасности для владельцев и работников малых фирм.

По данным специалистов, которые проводили анализ оборота теневой экономики, известно, что на долю предприятий, занятых в такой сфере приходится около 40 % валового национального продукта (ВНП).

Некоторые авторы считают правильным рассматривать данные проблемы с учетом степени их важности, а именно в таком порядке:

        высокие ставки по налогам;

        трудности в получении заемного капитала;

        административные препятствия.

Как можно увидеть из перечня проблем, представленного выше, на второе место отнесли проблемы, связанные с труднодоступностью финансовых средств, а именно заемного капитала. Председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства А. В. Рунов приводит следующие данные о доступности малых предприятий к финансовым ресурсам: каждый год около 15 тысяч предприятий малого бизнеса имеют возможность получить финансовые ресурсы в банке. Из этого можно сделать вывод, что в нашей стране доля рынка, охваченная представителями банковской системы, составляет лишь 1 %.

Осуществляя свою деятельность, представители малого бизнеса сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная из них — недостаточность ресурсной базы, как в материально-техническом, так и в финансовом плане. В данном случае говорится о возможности создания новой сферы экономики, которая отсутствует в нашей стране вот уже в течение нескольких десятилетий, что означает также и отсутствие квалифицированных и опытных предпринимателей. Большинство населения просто не могло начать свое дело, так как из-за не большой заработной платы у них отсутствовала возможность для накопления достаточного количества средств. В данной ситуации предельно ясным является тот факт, что источником таких средств государственных бюджет стать не может ввиду отсутствия у него такой возможности, которая обусловлена его напряженностью. Единственным выходом из данной ситуации остается банковская система с ее кредитными ресурсами. Но как известно их также не хватает, а в купе с инфляцией они становятся крайне трудно реализуемы.

Следующей проблемой является несовершенство действующего законодательства в области регулирования деятельности представителей малого и среднего бизнеса. Трудность также же заключается в отсутствии единой законодательной базы в сфере регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, а также имеющихся разрозненных установлениях, которые претворяются в жизнь, но далеко не полностью.

На данный момент малый бизнес находится в таких условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Кроме того, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее практически всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в несвоевременно и в недостаточном объеме. Отсутствуют машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику. Для них ограничен доступ к высоким технологиям, так как их покупка означает значительные одноразовые финансовые затраты.

Еще одна проблема — кадровая. В настоящее время в экономике гораздо меньше квалифицированных предпринимателей, чем действительно нужно.

Непростой проблемой является социальная защита предпринимательской деятельности. Известно, что в настоящее время практически подорвана ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения. Следовательно необходимо начать с нуля при постройке данной системы по отношению ко всему обществу, и тем более по отношению к предпринимателям, как к новому социальному слою.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, — запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другой проблемой развития малого бизнеса в России, выявленной в ходе исследования является взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями.

Практический опыт работы по формированию и реализации комплексных программ социально-экономического развития взаимодействия власти и бизнеса в муниципалитетах показал, что их эффективной реализации препятствуют: отсутствие гарантий покрытия издержек частного предпринимателя; недоверие бизнеса и населения ко всем институтам власти; административные барьеры, создаваемые налоговой инспекцией, полицией и мэрией города; осложненный доступ к производственной инфраструктуре; низкие доходы населения; отсутствие привлекательных заемных ресурсов и незаинтересованность в участии в муниципальном заказе.

Можно утверждать, что основными причинами, препятствующими эффективному взаимодействию власти и бизнеса на муниципальном уровне являются неосведомленность (не информированность) в общих вопросах межсекторного взаимодействия и неумение сотрудничать, а также несовершенная нормативно — правовая база.

И все же главная проблема малого бизнеса — недостаток как собственного стартового капитала, как и капитала для развития. Низкие возможности отдельных кредиторов по распределению и принятию рисков, связанных с невозвратом кредитов, и долгосрочное отвлечение значительных банковских ресурсов на сделки преимущественно спекулятивного характера (например, с государственными ценными бумагами) приводят к ограничению числа бизнес-проектов, которые могли бы получить финансирование. Это, естественно, тормозит развитие малых предприятий.

Для изменения подобной ситуации необходимо проводить комплексную программу поддержки малых предприятий, создавать и популяризировать единое информационное пространство для органов власти и предпринимателей, упрощать законодательство и снижать административные барьеры.

Малый бизнес играет достаточно важную роль в рыночной экономике. Прежде всего, он придает необходимую гибкость рыночной экономике в целом за счет оперативной реакции на изменение конъюнктуры рынка, а также способствует развитию конкурентной среды и тем самым снижению степени монополизации экономики. В силу своих небольших размеров и многочисленности, малый бизнес намного труднее монополизировать, чем массовое производство на крупных предприятиях. Следовательно, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса, в каких сферах он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг и обеспечить достижение целевых показателей экономического роста. Малое предпринимательство способствует развитию предприимчивости, практически дает возможность каждому человеку проявить себя, воплотить свои идеи в жизнь.

 

Литература:

 

  1. Просветов Г. И. Управление малым бизнесом. Задачи и решения: Учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 320 с.
  2. Экономика фирмы: учеб. пособие / [под ред. Н. П. Иващенко]. — М.: ИНФРА, 2006. — 528 с.
  3. Ялмаев, Р. А. Динамика и специфика развития торговли и сферы услуг в ЧР/ Р. А. Ялмаев // «ФГУ Science». –2014. — № 3. -с
  4. Ялмаев, Р. А. Малый бизнес: место и роль в экономике Чеченской Республики/ Человеческий и социальный капитал как фактор развития региона (на примере Чеченской Республики) [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции (г.Грозный, 31 марта — 1 апреля 2012г.)/ под. Ред. А. А. Вартумяна. — М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. -190 с.
  5. Эскиев М.А,Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2014 Гайрбекова Р. С.
  6. Юсупова Т. А.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, банковская система, заемный капитал, малое предпринимательство, проблема развития, возможность, отсутствие, перспектива развития, предприятие, рыночная экономика.


Ключевые слова

малый бизнес, проблемы развития малого бизнеса, перспективы развития малого бизнеса

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Радикальные трансформации, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, значительно преобразили её экономический уклад.

Проблемы развития малого бизнеса в России

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

Проблемы и перспективы развития современного малого...

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, экономические связи, рыночные интересы, малый бизнес. Введение. Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России?

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.

Проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса

Источники финансирования необходимы малым предприятиям, как в период становления, так и в процессе развития. Если крупные предприятия могут позволить себе финансирование за счет собственной прибыли и займов на рынке капитала путем выпуска ценных бумаг...

Перспективы развития малого предпринимательства...

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году.

Роль банковского сектора в развитии малого и среднего...

В данной статье анализируется роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства в России и Китае. Выявлены основные проблемы и тенденции в сфере данных отношений.

Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса

Крупные предприятия пользуются заемными средствами с целью поддержки и развития бизнеса гораздо чаще, чем малые.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, малый бизнес, малое предпринимательство, средство, доля рынка, малый...

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы...

Похожие статьи

Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития

Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Радикальные трансформации, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, значительно преобразили её экономический уклад.

Проблемы развития малого бизнеса в России

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

Проблемы и перспективы развития современного малого...

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, экономические связи, рыночные интересы, малый бизнес. Введение. Что мы знаем o проблемах развития нынешнего малого бизнеса в России?

Проблемы малого бизнеса в России | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, предприятие, проблема, предприниматель, малое предпринимательство, пенсионный фонд, предпринимательская

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России.

Проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса

Источники финансирования необходимы малым предприятиям, как в период становления, так и в процессе развития. Если крупные предприятия могут позволить себе финансирование за счет собственной прибыли и займов на рынке капитала путем выпуска ценных бумаг...

Перспективы развития малого предпринимательства...

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году.

Роль банковского сектора в развитии малого и среднего...

В данной статье анализируется роль банковского сектора в развитии малого и среднего предпринимательства в России и Китае. Выявлены основные проблемы и тенденции в сфере данных отношений.

Финансирование малого бизнеса в условиях кризиса

Крупные предприятия пользуются заемными средствами с целью поддержки и развития бизнеса гораздо чаще, чем малые.

Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, малый бизнес, малое предпринимательство, средство, доля рынка, малый...

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных приоритетов государственной политики, направленной на создание эффективной конкурентной экономики, модернизацию и технологическое обновление производственной сферы...

Задать вопрос