Авторы: Лопухова Маргарита Андреевна, Крупнова Алена Александровна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 711 раз

Библиографическое описание:

Лопухова М. А., Крупнова А. А. Современное состояние и тенденции развития предприятий малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 576-578.



В статье представлено современное состояние предприятий малого бизнеса в России, а также определенные положительные и отрицательные тенденции в их развитии. Рассматриваются важные проблемы развития малого предпринимательства и сформулированы направления их урегулирования.

Ключевые слова:основные показатели деятельности, предприятия малого бизнеса, тенденции в экономике.

Малый бизнес способствует ускорению преобразований в рыночной экономике и является залогом социально-экономического развития современного общества. Появление и количественное расширение «среднего класса» в обществе, который является основной политической стабильности и демократического развития общества, происходит благодаря развитию малого предпринимательства. Малый бизнес является источником средств существования и методом повышения производительности трудовых ресурсов. В настоящее время большое распространение получила реструктуризация крупных и средних предприятий, которая способствует росту числа людей, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность [1].

Предприятия малого бизнеса представляют собой совершенно самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ. Малое предпринимательство имеет свои характерные признаки, преимущества и недостатки, а также характеризуется наличием своих особенностей развития в России.

Достоинствами малого бизнеса являются:

 быстрая адаптация под изменяющуюся конъюнктуру рынка;

 непосредственная связь с покупателями;

 функционирование на конкретном сегменте рынка;

 малый размер стартового капитала и др.

Проведем анализ современного состояния малого бизнеса в России. Ниже приведен рисунок 1, демонстрирующий о динамике численности предприятий малого бизнеса в РФ за 2011–2014 гг.

Рис. 1. Количество предприятий малого бизнеса в Российской Федерации за 2011–2014 гг., ед. [5]

Из рисунка 1 видно, что по состоянию на 1 января 2015 г. численность малых предприятий составила 2 103,8 тыс. единиц, что практически на 2,0 % больше, чем годом ранее. В целом за последние четыре года численность предприятий малого бизнеса выросла на 14,0 %.

Рис. 2. Оборот малых предприятий в Российской Федерации в динамике за 2011–2014 гг., в млрд. руб. [5]

Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 2014 год составил 26 392,2 млрд. рублей, что на 6,5 % превышает показатель прошлого года. В целом за период 2011–2014 гг. рост показателя составил 16,7 %.

Таблица 1

Показатели деятельности малых предприятий вРФ [5]

Показатели

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Средняя численность работников, занятых в малых предприятиях, тыс. чел.

11480,4

11683,9

11695,7

11744,2

Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых, %

16,20

16,33

16,38

16,42

Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, млн. руб.

431551,3

521544,8

574933,7

664431,5

По данным таблицы 1 видно, что среднесписочная численность занятых на малых предприятиях из года в год демонстрирует рост и в целом за последние четыре года выросла на 15,1 %. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за период 2011–2014 гг. вырос с 16,20 % до 16,42 %. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в 2014 г. увеличились по сравнению с прошлым годом на 15,5 %, по сравнению с 2011 г. — на 54,0 % [5].

Таким образом, в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства.

Необходимо также отметить, что РФ на долю малого бизнеса приходится около 17 % ВВП, в тоже время в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70 % ВВП [5].

В кризисный и посткризисный период малому предпринимательству необходима поддержка государства в целях сохранения и стабилизации своих позиций на российском рынке. Поэтому в настоящее время возникает необходимость в четкой государственной политике, направленной на поддержку и развитие предприятий малого бизнеса и подкрепленной нормативно-правовой базой.

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства зависят главным образом от государственной политики. Самая важная проблема современных предприятий малого бизнеса в России — дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. Также не менее важными проблемами современного предпринимательства в России являются общее падение спроса в отраслях экономики, недобросовестная конкуренция, высокая процентная ставка на кредиты, административные барьеры, коррупция, высокие тарифы.

В целом необходимо отметить, что роль предприятий малого бизнеса в удовлетворении потребностей покупателей должна возрастать, особенно это касается в период финансового кризиса.

В целях обеспечения исполнения программ развития малого предпринимательства необходимо определить и законодательно закрепить правовые механизмы оказания различных видов поддержки (например финансово-кредитной, технической, консультационно-информационной, имущественной поддержки и т. п.), а также исполнения мер, которые способствуют развитию персонала малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров предприятий малого бизнеса, начинающих предпринимателей и чиновников, ответственных за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства [4].

Финансовая помощь предприятиям малого бизнеса и организация инфраструктуры такой помощи рекомендуется производить путем дачи им денежных средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Финансовая помощь предприятий малого бизнеса и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

 субвенции и субсидии;

 кредиты, займы и ссуды на основе бюджетных средств;

 государственные и муниципальные гарантии;

 иные формы, предусмотренные законодательством РФ.

Порядок выдачи кредитов, субсидий и субвенций из бюджетов производится на основании федеральных законов о бюджете, законов о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы и организации, которым поручено обеспечивать денежными средствами предприятий малого бизнеса в рамках государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого бизнеса, обязаны предоставлять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры помощи малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ [4].

Таким образом, вместе с существенным увеличением числа предприятий малого бизнеса государственная помощь оказывается не в полном объеме, осуществляется «вымывание» финансовых ресурсов из системы государственных заказов. Поэтому в настоящее время возникает необходимость совершенствования законодательства в сфере регулирования развития малого предпринимательства, расширения возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг.

Литература:

  1. Ахметов В. А. Экономико-статистический анализ перспектив развития предпринимательства в сфере малого бизнеса на финно-угорских территориях (на примере Республики Мордовия) / Е. Г. Москалева, В. А. Ахметов // Экономика и социум. 2015. № 1–3 (14). С. 1289–1294.
  2. Волкова Н. В., Москалева Е. Г. Экономико-статистический анализ перспектив развития предпринимательства в сфере малого бизнеса на финно-угорских территориях (на примере Республики Мордовия) // Экономика и социум. 2014. № 1–2 (10). С. 347–350.
  3. Дягель О., Поклонова Е. Анализ тенденций развития малого предпринимательства / О. Дягель, Е. Поклонова. — Германия, Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 176 с.
  4. Крылова И. А., Москалева Е. Г. Анализ развития малого бизнеса в сфере народного ремесла на финно-угорских территориях (на примере Республики Мордовия) // В сборнике: Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 84–85.
  5. Остапкович Г. В., Лола И. С., Китрар Л. А. Посткризисные тенденции развития малых промышленных организаций России / Г. В. Остапкович, И. С. Лола, Л. А. Китрар // Экономический журнал ВШЭ. — 2014. — № 1. — С. 133–155.
  6. Пешева С. А., Москалева Е. Г. Анализ инновационного потенциала финно-угорских территорий (на примере Республики Мордовия) // В сборнике: Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 93–95.
  7. Хныкина Т. С., Фомиченко И. А. Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы / Т. С. Хныкина, А.А.
  8. Фомиченко // Научный журнал НИУ ИТМО. — 2014. — № 3. — С. 599–613.
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц. сайт. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
  10. Метелкин А. Е. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития [Текст] / А. Е. Метелкин // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 129–132
    Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, предприятий малого бизнеса, малого предпринимательства, развития малого предпринимательства, поддержки малого предпринимательства, малых предприятий, предприятия малого бизнеса, проблемы развития малого, Предприятия малого бизнеса, сфере малого бизнеса, примере Республики Мордовия, развития предприятий малого, развитию малого предпринимательства, перспектив развития предпринимательства, развития малого бизнеса, Достоинствами малого бизнеса, состояние предприятий малого, численность предприятий малого, состояния малого бизнеса, Количество предприятий малого.

Ключевые слова

основные показатели деятельности, предприятия малого бизнеса, тенденции в экономике

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос