Современное состояние малого предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 10930 раз

Библиографическое описание:

Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 359-360. — URL https://moluch.ru/archive/52/6993/ (дата обращения: 22.09.2018).

Переходный период экономики России к рыночным отношениям обособлен с процессом становления и развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это — движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, использование инновационных технологий, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределение и потребление товаров и услуг, а также независимость, ответственность и стабильность.

Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться [2, с.182–185].

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства.

В современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики и государства в частности.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

-          иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

-          осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

-          слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

-          решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий [3, с.22–23].

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах [1]:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

Литература:

1.                                Асаул А. Н., Денисова И. В., Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб.: — 2008. — 280 с.

2.                                Гражданкин В. А., Становление и развитие малого предпринимательства в России // Экономика.- 2009. — № 2. — с.182–185

3.                                Перечнева И., Анализ инвестиционной активности бизнеса // Эксперт-Урал. — 2012. — № 48.- с. 22–23

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, предприятие, развитая страна мира, развитие предпринимательства, рыночная экономика.


Похожие статьи

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны. Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики.

Предпринимательство как один из факторов развития...

Для гармоничного развития предпринимательства, как самостоятельной подсистемы рыночной экономики, необходимо учитывать все его особенности в частности

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны.

Роль малого предпринимательства в экономике России

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, предприятие, рыночная экономика, государственная поддержка, зарубежный опыт, финансовая поддержка, вид бизнеса, малый.

Значение предпринимательства в развитии регионального...

Благодаря сектору малого и среднего бизнеса во многих странах формируется более 50 % их ВВП. Поднимая вопрос о значении предпринимательства в России и ее регионах, вставших на путь капиталистического развития...

Предприятия малого бизнеса: современное состояние...

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

малый бизнес, бизнес, среднее, Российская Федерация, экономика страны, развитие малого, малое предпринимательство, Россия, крупный бизнес, российская экономика. Ключевые слова. малый и средний бизнес...

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

Малое предпринимательство выполняет чрезвычайно важную роль как в экономической, так и в социальной жизни развитых стран. Исходя из мировой практики, проблема государственного поощрения малого бизнеса в интересах общества и самого государства представляется...

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России.

Малое предпринимательство, недооцененное в нашей стране, является движущей силой экономики многих стран.

Роль малого предпринимательства в развитии экономики...

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны. Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики.

Предпринимательство как один из факторов развития...

Для гармоничного развития предпринимательства, как самостоятельной подсистемы рыночной экономики, необходимо учитывать все его особенности в частности

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития экономики страны.

Роль малого предпринимательства в экономике России

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, предприятие, рыночная экономика, государственная поддержка, зарубежный опыт, финансовая поддержка, вид бизнеса, малый.

Значение предпринимательства в развитии регионального...

Благодаря сектору малого и среднего бизнеса во многих странах формируется более 50 % их ВВП. Поднимая вопрос о значении предпринимательства в России и ее регионах, вставших на путь капиталистического развития...

Предприятия малого бизнеса: современное состояние...

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

малый бизнес, бизнес, среднее, Российская Федерация, экономика страны, развитие малого, малое предпринимательство, Россия, крупный бизнес, российская экономика. Ключевые слова. малый и средний бизнес...

Экономика малых предприятий и меры поддержания их...

Малое предпринимательство выполняет чрезвычайно важную роль как в экономической, так и в социальной жизни развитых стран. Исходя из мировой практики, проблема государственного поощрения малого бизнеса в интересах общества и самого государства представляется...

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, экономика России.

Малое предпринимательство, недооцененное в нашей стране, является движущей силой экономики многих стран.

Роль малого предпринимательства в развитии экономики...

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор...

Задать вопрос