Автор: Цутиев Адам Муратович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 18.11.2016

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Цутиев А. М. Перспективы развития малого предпринимательства в СКФО // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 252-256.



В статье рассмотрена роль малого предпринимательства в экономике регионов СКФО. Проблема преодоления неустойчивого развития территорий регионов считается главной, и ее решение должно проводится путем совершенствования системы стратегического планирования, уточнения разграничения полномочий между уровнями власти, стимулирования социально-экономического развития субъектов Федерации и макрорегионов, ускоренного развития отдельных депрессивных регионов.

Ключевые слова: регион, СКФО, проблема, малый и средний бизнес, экономический рост

Развитие экономики остается приоритетной задачей государства, в реализации которой малый и средний бизнес способен сыграть основную роль. В связи с этим следует обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, производстве современных товаров и услуг. От результатов реализации работы прямо зависит рост качества жизни людей, укрепление конкурентных позиций России на мировом рынке.

Стабильная экономика и ее рост в настоящее время являются основной целью как государственной, так и региональной политики Российской Федерации. Однако более принципиальная задача состоит в обеспечении устойчивого роста экономики, поскольку задача стабилизации носит подвластный нрав. Именно экономический рост способен дать ресурсы, нужные для осуществления социальных и демографических проблем.

Региональная организация российской экономики предполагает соответствующую региональную стратификацию факторов, особенностей и следствий развития института предпринимательства, требует адаптивного (учитывающего специализацию территории, существующие на ней экономические диспропорции и проблемы) подхода к его регулированию и поддержке.

Сфера деятельности субъектов предпринимательства довольно многообразна. Большие потребности членов общества могут быть реализованы за счет деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

Мировой опыт свидетельствует, что для нормального развития экономики России и её регионов необходима деятельность, как крупных предприятий, так и предприятий малых форм ведения бизнеса. Поэтому малый и средний бизнес считается важнейшим элементом рыночной экономики, без которого невозможно развитие рыночных отношений 12.

В современных условиях малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой средний класс, который служит основой для стабильного экономического развития стран. В этой связи в зарубежных странах МСБ уделяется большое внимание, и как результат данный субъект экономических отношений развивается более быстрыми темпами, чем в России. Сегодня в экономически развитых странах организации МСБ составляют примерно 70–90 % от общего числа организаций. К примеру, в США на малых предприятиях занято около 53 % всего работоспособного населения, в Японии — 71,7 %, в странах Евросоюза в секторе МСБ работает почти 50 % работающего населения. В странах-членах Европейского союза средние организации составляют всего 1 % от общего количества организаций, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота организаций и 17 % от общей занятости населения.

По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии 14.

Очевидно, что основной вклад в экономику России, в настоящее время вносит крупный бизнес. О чём свидетельствует позитивная динамика по корпоративным кредитам, так как здесь 60 % — это крупный бизнес, но не малый и средний бизнес, на котором, должна держаться экономика всей страны. А малое и среднее предпринимательство при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей.

Малым предпринимательством в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вступившим в силу с 1 января 2008г. называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, главными из которых являются: средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот, полученный предприятием; величина активов.

Стабилизирующим фактором, необходимым для решения масштабных задач экономического и социального развития России и её регионов является развитие малого предпринимательства. Поэтому выделение СКФО было обосновано необходимостью создания критерий с целью преодоления противоречий в сфере межэтнических отношений, полноценной и эффективной реализации мероприятий социально-экономического характера, оптимизации роли государственных институтов и институтов развития на Северном Кавказе при возрастающей открытости экономических процессов и усилении процессов глобализации мировой экономики.

Некоторые субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов Российской Федерации и имеют низкие показатели качества жизни населения8.

Распределение числа малых предприятий по федеральным округам на 1 января 2015г. показывает неравномерное распределение предприятий. По количеству малых предприятий на Российскую Федерацию приходится 242,6 тыс. Количество малых предприятий приходящихся на СКФО составило 5,3 тыс. или 2,2 % к итогу по России (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 1 квартал 2015 г. 15

Число малых предприятий

Число замещаемых мест (работников)

тыс.

в % к итогу по России

тыс.

в % к итогу по России

РФ

242,6

100,0

6540,1

100,0

СКФО

5,3

2,2

171,5

2,6

Республика Дагестан

0,6

0,3

20,0

0,3

Республика Ингушетия

0,1

0,0

1,5

0,0

Кабардино-Балкарская Республика

0,5

0,2

12,1

0,2

Карачаево-Черкесская Республика

0,4

0,1

6,0

0,1

Республика Северная Осетия — Алания

0,4

0,2

11,1

0,2

Чеченская Республика

0,1

0,1

1,4

0,0

Ставропольский край

3,2

1,3

119,4

1,8

Лидирующее положение в составе Северо-Кавказского федерального округа по числу малых предприятий занимает Ставропольский край 3,2 тыс. или 1,3 % к итогу по России 7. Далее по убыванию этого показателя на Республику Дагестан приходится 0,6 тыс. или 3,3 % к итогу по России, Кабардино-Балкарская Республика-0,5 тыс. или 0,2 % к итогу по России, по Карачаево-Черкесской Республики и Республике Северная Осетия — Алания число малых предприятий составляет 0,4 тыс. Наименьшее значение по числу малых показателей приходится на Чеченскую Республику — 0,1 тыс.

По числу замещаемых мест (работников) на СКФО приходится 171,5 тыс. чел. или 2,6 % к итогу по России. Лидирующее положение по этому показателю приходится на Ставропольский край 119,4 тыс. чел., на Республику Дагестан — 20,0 или 0,3 % к итогу по России, далее Кабардино-Балкарская Республика 12,1 тыс. чел или 0,2 % к итогу по России, Республика Северная Осетия — Алания-11,1 тыс. чел. или 0,2 %. Наименьшее значение по этим показателям приходится на Республику Ингушетия и Чеченскую Республику соответственно 1,5 тыс. чел. и 1,4 тыс. чел.

Объем оборота малых предприятий (без микропредприятий) в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округов 2014 году представлен в таблица 2.

Таблица 2

Динамика объема оборота малых предприятий (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году

Субъекты СКФО

Объем оборота МП в 2014г.

млн. руб.

на душу населения, руб.

в % к 2013г

Северо-Кавказский ФО

363,8

37,9

108,1

Республика Дагестан

55,4

18,7

104,9

Республика Ингушетия

9,0

19,9

105,9

Кабардино-Балкарская Республика

23,7

27,6

124,7

Карачаево-Черкесская Республика

14,8

31,5

101,4

Республика Северная Осетия — Алания

17,6

25,0

85,4

Чеченская Республика

4,1

3,0

170,8

Ставропольский край

239,2

85,6

109,4

В составе субъектов СКФО наибольшая величина рассматриваемого показателя приходится на Ставропольский край (239,2 млн. руб.), а наименьшая — на Чеченскую Республику (4,1 млн. руб.) [9]. Анализ динамики оборота малых предприятий в СКФО, показал, что во всех субъектах данного округа, кроме Республики Северная Осетия — Алания, наблюдается рост данного показателя в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Развитие любого предприятия, в том числе и малого, связано с притоком инвестиций, направляемых на приобретение и модернизацию основного капитала. Эффективное и обоснованное использование инвестиций — залог успешной деятельности и прогрессивного развития малых предприятий 10. При этом инвестирование может осуществляться как за счет средств физических и юридических лиц и заемных средств, так и посредством государственной помощи малому бизнесу. Таблица 3 представляет сведения, отражающие объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в федеральных округах РФ в 2014 году.

Таблица 3

Инвестиции восновной капитал на малых предприятиях (без микропредприятий) по субъектам СКФО в 2014 году [15]

Субъекты СКФО

Объем инвестиций восновной капитал на МП в 2014 г.

млн р.

на душу населения, руб.

В % к 2013 г.

Северо-Кавказский ФО

23360,3

2435,9

157,9

Республика Дагестан

5184,7

1749,2

108,8

Республика Ингушетия

939,6

2074,2

32,5

Кабардино-Балкарская Республика

452,4

526,7

352,1

Карачаево-Черкесская Республика

243,3

517,7

20,3

Республика Северная Осетия — Алания

469,0

666,2

183,3

Чеченская Республика

9560,0

7102,5

868,6

Ставропольский край

6511,4

2330,5

144,9

В составе субъектов СКФО большая сумма инвестиций в основной капитал малых предприятий наблюдается в Чеченской Республике (9560,0 млн. руб.), а наименьшая — в Карачаево-Черкесской Республике (243,3 млн. руб.). Анализ динамики инвестиций в основной капитал на малых предприятиях по субъектам СКФО, свидетельствует об их значительном снижении в двух субъектах — в Карачаево-Черкесской Республике (79,7 %) и Республике Ингушетия (67,5 %). В остальных же пяти субъектах федерального округа наблюдается рост данного показателя. Также отметим значительный прирост объёма инвестиций в Чеченской Республике (+768,6 %), Кабардино-Балкарской Республике (+252,1).

Важным критерием выделения малых предприятий — по численности работающих, так по итогам 2014 года среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране возросла на 0,1 % в сравнении с показателем прошлого года и составила 10 789,7 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,16 п.п. и составил 23,73 %. Отметим, что число занятых на малых предприятиях увеличилось во многих федеральных округах, так значительный рост отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе — на 6,2 % и Дальневосточном федеральном округе — на 3,2 %. При этом доля работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах возросла на 1,2 п.п. и 0,8 п.п. соответственно.

В 2014 году прирост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях наблюдается в 33 регионах. Лидирующее положение по темпам роста числа занятых на малых предприятиях занимают Республика Ингушетия (показатель возрос на 50,4 %), Республика Дагестан (на 28,9 %), Чеченская Республика (на 8,6 %) и др.

Развитие российской экономики и её регионов происходит в условиях масштабных международных санкций и ответных санкций со стороны России, проявляющиеся в ограниченном доступе к западным финансовым рынкам, запрете на экспорт конкретных технологий в Россию, сокращении объема инвестиций и в неопределенности условий ведения бизнеса 6. Эти факторы оказывают дополнительное негативное воздействие на прогнозы развития предпринимательства в российской экономики.

Среди наиболее актуальных проблем, от результатов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются несовершенство нормативно-правовой базы; проблемы при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации, неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы 13.

Для улучшения ситуации, связанной с частным бизнесом в СКФО, предпринято ряд мероприятий, начиная от создания ассоциаций помощи малому предпринимательству и заканчивая предложением различных видов субсидий, которые могут быть направлены на создание или развитие бизнеса.

В последние годы многие предприятия, ориентированные на поддержку малого бизнеса, организуют различные выставки, семинары и другие меры, на которых предприниматели получают нужные знания или перенимают опыт по созданию и развитию малых предприятий. Многие государственные, муниципальные и частные организации предлагают новые формы поддержки малого бизнеса, которые опробуются в различных регионах нашей страны. Иногда сами предприниматели обращаются в подобные организации для того, чтобы получить необходимую помощь в удобной для них форме.

Таким образом, российскому малому предпринимательству принадлежит важная роль — малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики, являющийся динамичной, саморазвивающейся системой, обладает определенными стратегическими преимуществами, реализация которых способствует достижению целей государственной социально-экономической политики устойчивого развития отдельных регионов и территорий и повышению роли России в современном мировом экономическом пространстве.

Таким образом, обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения отдельных регионов и России в целом на основе предпринимательства является очевидным.

Литература:

  1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года.- https://yandex.ru.
  2. Бешкорева В. Ю. Инвестиционный климат в СКФО: условия, возможности и перспективы В сборнике: Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков А. В. 2012. С. 23–34.
  3. Бешкорева В. Ю. Совершенствование инвестиционной политики в территориальной социально-экономической системе автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ставропольский государственный университет. Ставрополь, 2008
  4. Голубина Ж. И. 10.6. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 394–398.
  5. Голубина Ж. И. Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 5. № 1. С. 140–145.
  6. Голубина Ж. И. Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях // Kant. 2016. № 1 (18). С. 98–102.
  7. Голубина Ж. И. Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях // Kant. 2016. № 1 (18). С. 98–102.
  8. Марченко С. В., Погосян В. В., Голубина Ж. И. Особенности финансирования развития туристско-рекреационного комплекса Северо-Кавказского федерального округа // Финансовая жизнь. 2016. № 1. С. 70–74.
  9. Марченко С. В., Голубина Ж. И., Юрина В. П. Особенности финансовой деятельности предприятий Северо-Кавказского федерального округа в кризисный период // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 2. С. 120–130.
  10. Погосян В. В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса // Kant. 2015. № 3 (16). С. 86–89.
  11. Погосян В. В. Инвестиционный анализ. Учебно-методическое пособие / В. В. Погосян. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2016.
  12. Погосян В. В. Перспективы развития банковского сектора // В сборнике: Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков А. В. 2012. С. 217–226.
  13. Эбекуева Б. Х., Бешкорева В. Ю., Белокопытова Н. Ю. Правовые факторы регулирования развития агропромышленного комплекса РФ В сборнике: Актуальные проблемы реализации государственной промышленной политики в России и за рубежом сборник тезисов, докладов и статей. 2015. С. 180–183.
  14. Юрина В. П., Грицай С. Е., Марченко С. В. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 390–394.
  15. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru/
  16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю — http://stavstat.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): малых предприятий, малых предприятиях, Северо-Кавказского федерального округа, оборота малых предприятий, Голубина Ж, средний бизнес, работников малых предприятий, малого предпринимательства, Международной научно-практической конференции, субъектам СКФО, числу малых, составе субъектов СКФО, числу малых предприятий, развития малых предприятий, Чеченскую Республику, российской экономики, количеству малых предприятий, развития экономики России, капитал малых предприятий, Количество малых предприятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос