Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 05.01.2020

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Степанова, Е. О. Методические аспекты использования дидактических игр в подготовительном к школе возрасте в процессе формирования элементарных математических представлений / Е. О. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/291/66032/ (дата обращения: 26.04.2024).



Интерес к математике у дошкольников поддерживается самими занимательными заданиями, вопросами, заданиями. Говоря о развлечениях, мы не имеем в виду развлекать детей пустым весельем, но развлекать содержание математических заданий. Педагогически обоснованное развлечение направлено на привлечение внимания детей, его укрепление и активацию их умственной деятельности. Математическая игра для дошкольников несет в себе элементы веселья. Развлечение — основа для проникновения в сознание детей чувства красоты в самой математике. Занимательный характер характеризуется наличием легкого и умного юмора в содержании математических задач, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих задач. Поэтому воспитатели ищут от самих детей понятного объяснения сути простых заданий — шуток, забавных ситуаций, в которых учащиеся оказываются во время игр, т. е. достичь понимания сути самого юмора и его безвредности.

а) Дидактическая игра как средство изучения математики.

На уроках математики большое место занимают игры. В основном это дидактические игры, т. е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных умственных операций, либо развитию вычислительных техник, умению свободно владеть счетом. Целевое включение в игру повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самообразования. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметные для себя и без особых затруднений и давления, приобретают определенные знания и навыки. У старших дошкольников потребность в игре велика, поэтому воспитатели детских садов включают ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, дарит веселое настроение детской команде, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Дидактическая игра является ценным средством повышения умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у студентов живой интерес к процессу познания. В нем дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои сильные стороны, развивают умения и навыки. Это помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс обучения.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сравнивает, классифицирует объекты по тем или иным признакам, делает доступными ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры дают возможность развить у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают в детях изобретательность, находчивость, изобретательность.

Однако не каждая игра имеет значительную образовательную и воспитательную ценность, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучения персонажу объединяет новую познавательную деятельность ребенка с уже знакомой ему, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей от шести лет. Им удается сосредоточить внимание даже самых инертных детей. Сначала дети проявляют интерес только к игре, а затем к учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно проводить обучение детей математике, необходимы игры особого типа. Они должны быть организованы таким образом, чтобы: во-первых, как способ выполнения игровых действий, возникала объективная необходимость в практическом применении учетной записи; во-вторых, содержание игры и практических действий будет интересным и даст возможность проявить самостоятельность и инициативность детей.

б) Логические игры.

Логические игры позволяют строить правильные суждения на основе доступного математического материала для детей, основываясь на их жизненном опыте, без предварительного теоретического изучения самих законов и правил логики.

В процессе логических игр дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза и устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Чаще всего логические игры, предлагаемые детям, не требуют вычислений, а только заставляют детей выполнять правильные суждения и предоставлять простые доказательства. Сами игры являются занимательными, поэтому они способствуют возникновению у детей интереса к процессу умственной деятельности.

Народные головоломки всегда служили и являются захватывающим материалом для размышлений. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, которые угадывают и сам предмет. Загадки — это своего рода логическая задача идентификации объекта по некоторым его признакам. Знаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета.

в) Сюжетно-ролевая математическая игра

Среди математических игр для детей есть ролевая а также сюжетные игры. Ролевые игры можно назвать креативными. Основным их отличием от других игр является независимость создания сюжета и правил игры и их реализации. Наиболее привлекательной силой для дошкольников являются те роли, которые позволяют им проявить высокие моральные качества личности: честность, смелость, дружелюбие, находчивость, остроумие, остроумие. Поэтому такие игры способствуют не только развитию индивидуальных математических навыков, но и остроте и логичности мышления.

В частности, игра способствует развитию дисциплины, потому что любая игра проводится по соответствующим правилам. Вступая в игру, ребенок следует определенным правилам; в то время как он подчиняется самим правилам не принуждением, а полностью добровольно, в противном случае не будет никакой игры. И реализация правил связана с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости [8, с. 59].

Однако, несмотря на важность и значимость игры, это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона игрового контента всегда должна быть заметно выделена. Только тогда он выполнит свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.

Литература:

  1. Архангельский,[Л1] Л. М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. — М.
  2. Бобкова, Т. И. Развитие детей 6–7 лет / Т. И. Бобкова, В Красносельская. — М.: ТЦ Сфера.
  3. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина. — Люберцы: Юрайт.
  4. Буре, Р. С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р. С. Буре, Л. Д. Костелова — М.
  5. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. — М.: Питер.
  6. Биосоциальная природа материнства и раннего детства. — М.: Издательство СПбГУ, 2016.
  7. Боно Э. Д. Учите своего ребенка мыслить / Э. Боно. — М.: Попурри.

[Л1]Убрать запятые после фамилий

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, задание, умственная деятельность, урок математики, учебный материал.


Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу»

В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала.

Дидактические игры на уроках математики. Игра «День иночь».

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной

Роль дидактической игры и ее актуальность в учебном процессе на уроках математики.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Играть или не играть на современных уроках математики?

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, учебная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный материал.

Дидактические игры — специально создаваемые игровые ситуации с целью активизации мыслительной деятельности в процессе обучения.

Дидактические игры на уроках математики

учебная деятельность подчиняется правилам игры; – учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность

Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают...

Применение дидактических игр в обучении математике

Дидактические игры — одно из таких видов деятельности. В играх также был разработан язык, необходимый для работы с математическими

Рассмотрим несколько точек зрения по поводу использования дидактических игр на уроках математики. Акцент будет сделан на...

Формирование элементарных математических представлений...

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Принцип коррекции познавательной деятельности, а также коррекция

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации...

Применение дидактических игр на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей степени от методики преподавании, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится к дидактическим играм на уроках...

Дидактические игры для развития воображения на уроках...

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми.

Активизация познавательной деятельности младших школьников...

Игра — это «дитя труда». В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной

В учебный материал я включаю содержательно-логические задания, направленные на...

Похожие статьи

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно — значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу»

В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала.

Дидактические игры на уроках математики. Игра «День иночь».

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной

Роль дидактической игры и ее актуальность в учебном процессе на уроках математики.

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Играть или не играть на современных уроках математики?

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, учебная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный материал.

Дидактические игры — специально создаваемые игровые ситуации с целью активизации мыслительной деятельности в процессе обучения.

Дидактические игры на уроках математики

учебная деятельность подчиняется правилам игры; – учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность

Дидактические игры хорошо сочетаются с традиционными уроками. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают...

Применение дидактических игр в обучении математике

Дидактические игры — одно из таких видов деятельности. В играх также был разработан язык, необходимый для работы с математическими

Рассмотрим несколько точек зрения по поводу использования дидактических игр на уроках математики. Акцент будет сделан на...

Формирование элементарных математических представлений...

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Принцип коррекции познавательной деятельности, а также коррекция

Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением интеллекта — формирование элементарных...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации...

Применение дидактических игр на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей степени от методики преподавании, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится к дидактическим играм на уроках...

Дидактические игры для развития воображения на уроках...

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми.

Активизация познавательной деятельности младших школьников...

Игра — это «дитя труда». В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной

В учебный материал я включаю содержательно-логические задания, направленные на...

Задать вопрос