Дидактические игры для развития воображения на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2018

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Мишечкина Н. А. Дидактические игры для развития воображения на уроках математики // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 199-201. — URL https://moluch.ru/archive/186/47570/ (дата обращения: 17.09.2019).



В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в исследовании.

Ключевые слова: игра, дидактическая игра, воображение, способность, математика, этап урока, формат задания, развитие, успеваемость, анализ, усвоение знаний.

В психологическом словаре даются следующие определения понятий «игра» и «дидактическая игра». «Игра — важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Дидактическая игра — вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста» [2]. Дидактическая игра является средством обучения, следовательно, она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно выполнять задания в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра должна позволить ребенку получить новый опыт.

Перейдем к определению понятия «воображение». Рубинштейн С. Л. в своих работах отмечал следующее, «всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел» [4]. В психологическом словаре определение понятия «воображение» подразумевает собой универсальную человеческую способность к построению новых целостных образов действительности через переработку содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [2].

Понимая, что собой представляет понятие «дидактическая игра» и её актуальность в процессе обучения, важно, чтобы учитель использовал не только готовые задания, но и мог разрабатывать собственные задания. Далее представлен перечень дидактических игр, разработанных с учетом уровня развития учащихся начальных классов, а также, опыт использования дидактических игр.

Перейдем к разбору различных дидактических игр, проведенных на уроках математики с целью развить воображение у младших школьников.

На начальном этапе урока математики после проверки устного счета детям были даны следующие задания («Домики и цветочки», «Найди и раскрась», «Кроссворд», «Пустые окошки»), идеи для данных дидактических игр были заимствованы из электронного источника [1] и переработаны с учетом уровня развития младших школьников и особенностей класса. Стоит упомянуть, что исследование было проведено в 1 классе. Далее рассмотрим: каждое задание отдельно; формат задания (в каком виде задание было продемонстрировано ученикам); какие качества развивает то или иное задание у учеников; какой результат был получен; реакцию детей на введение дидактических игр на уроках математики. Стоит упомянуть, что в период исследования 1 класс по математике проходил следующую тему «Прибавление и вычитание числа 6». Использование дидактических игр на развитие воображения показывало уровень знаний по теме «Прибавление и вычитание числа 6».

«Домики и цветочки». Данное задание предоставляется ученикам на листочках (раздаточный материал), без инструкции к выполнению задания, ученики сами должны понять, что от них требуется в этой дидактической игре. На раздаточном материале изображены домики и цветочки, на каждом рисунке присутствуют числа и пропуски, например, на листочках цветка есть числа 6 и 7, на голове цветка пустое место. По такому примеру дети делают вывод, что нужно найти сумму чисел и вписывают ответ в пустое место. В изображении домика присутствуют «окошки», в которых также есть числа и пропуск, например, под крышей есть число 10 ниже есть число 4, рядом в «окошке» пустое место, дети понимают, что нужно найти слагаемое, в данном примере выполняют вычитание. Ученикам предоставляется 2 варианта, дабы избежать списывания среди учеников. Данная дидактическая игра развивает у учеников личные качества, такие как воображение, внимание и память. Проверка правильности решения задания на уроке не была проведена, что вызвало у учеников только положительные эмоции, так как отсутствовал фактор «оглашения своих ошибок перед всем классом». Проанализировав ответы учеников, получили следующее результаты, 14 учеников выполнили задание без единой ошибки; 3 учеников выполнили задание с одной ошибкой; один ученик сделал две ошибки; один ученик не смог справиться с выполнением задания. Данная дидактическая игра была проведена с 19 учениками. Задание в виде дидактической игры было принято учениками на высшем уровне. Перейдем к следующему заданию.

«Найди и раскрась». Данное задание раздается ученикам на листочках (раздаточный материал), на них присутствует таблица с примерами и квадрат с клеточками, в которых записаны числа. Ученикам нужно было вначале решить примеры и записать ответы в предоставленную на листочках таблицу, каждому числу соответствовал определенный цвет (голубой, фиолетовый или желтый). После решения примеров и занесения ответов в таблицу, ученикам предлагалось найти свои ответы в квадрате с числами и разукрасить клеточки в соответствии с инструкцией. В результате у учеников должна была получиться картинка «утка», что и является показателем правильного выполнения дидактической игры «Найди и раскрась». В процессе выполнения задания учеников не торопили и не подгоняли. Что вызвало у учеников только положительные эмоции, все хотели, как можно быстрее «разгадать» тайну зашифрованной картинки. Данная дидактическая игра развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Проанализировав ответы учеников, получили следующее результаты, 10 учеников выполнили задание без единой ошибки; 6 учеников решили примеры верно, но видна путаница с разукрашиванием клеточек в таблице; один ученик сделал одну ошибку в примерах и не до конца разукрасил клеточки. Дидактическая игра «Найди и раскрась» была проведена с 17 учениками. Перейдем к следующему заданию.

«Кроссворд». Дидактическая игра дается ученикам на листочках (раздаточный материал), инструкция к выполнению задания напечатана на листе «Разгадай кроссворд. Выпиши числа, находящиеся в кружках, в порядке увеличения». На раздаточном материале присутствует математический кроссворд с пропусками, задача учеников заполнить пропуски числами и выписать числа в порядке увеличения. Дидактическая игра «Кроссворд» развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Стоит отметить, что данный тип задания у детей вызвал смешанные чувства, некоторые ученики начинали волноваться и переживать, что они не могут без помощи учителя справиться с заданием. Проанализировав ответы учеников, были получены следующие результаты, 8 учеников справились с выполнением задания без единой ошибки; 3 учеников справились с разгадыванием кроссворда, но у них возникли трудности с порядком увеличения; один ученик справился с кроссвордом, но вместо порядка увеличения, ученик предоставил ряд чисел в порядке убывания; один из учеников сделал одну ошибку в решении примера, но числа в порядке увеличения построены верно; один ученик не смог справиться с кроссвордом. Дидактическая игра «Кроссворд» была проведена с 14 учениками. Не смотря на возникшие трудности при выполнении задания, ученики положительно отреагировали на данный вид деятельности. Перейдем к следующему заданию.

«Пустые окошки». Данная дидактическая игра раздается ученикам на листочках (раздаточный материал), на них напечатаны три колонки примеров с пропусками «окошками». Класс сразу же приступает к выполнению задания, данный формат близок к ученикам, так как в учебнике по математике [3] присутствуют такого рода задания. Ученикам было предоставлено 2 варианта, дабы избежать списывания. Интересно то, что дети не просили помощи у своих соседей по парте, каждый самостоятельно справлялся с заданием. Дидактическая игра «Пустые окошки» развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Проанализировав ответы учеников, были получены следующие результаты, 9 учеников выполнили задание без единой ошибки; 3 учеников сделали только одну ошибку; 3 учеников допустили в своих работах две ошибки. Дидактическая игра «Пустые окошки» была проведена с 15 учениками.

В ходе исследования у данного класса было выявлено стремление к решению трудных задач, получению новых знаний, также отмечается интерес к различным творческим заданиям и заинтересованность в изучении математики при помощи дидактических игр. Дидактические игры поспособствовали развитию воображения у младших школьников, что повлияло на успеваемость учащихся в первом классе, это видно по результатам исследования. Полученные результаты указывают, что внедрение дидактических игр в процесс обучения прошло успешно. Следует отметить, что разработка дидактических игр является не очень трудной задачей для учителя, главное, чтобы учитель хотел донести до учащихся учебный материал в том стиле, который был бы интересен ученикам.

После проведения данной работы с классом, анализа её результатов, можно отметить, что использование дидактических игр при обучении математике для развития воображения в начальной школе уже с 1 класса, благоприятно влияет на лучшее усвоение знаний, рост интереса к данному общеобразовательному предмету и развитие воображения.

Литература:

  1. Всемирный каталог идей // Pinterest. URL: https://www.pinterest.com/
  2. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // bookap.info Психологическая библиотека. URL: http://bookap.info/genpsy/bigdic/gl6.shtm
  3. Рудницкая В. Н., Кочурова Е. Э., Рыдзе О. А. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 144 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, ученик, задание, раздаточный материал, развитие воображения, выполнение задания, игра, пустое место, единая ошибка, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Развитие творческого воображения и фантазии младших...

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве

Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства при использовании природного материала.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

ребенок, пословица, развитие мышления, загадка, игра, слово, ситуация, предмет, младший школьный возраст, учащийся.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала.

Решая примеры либо выполняя задания по карточкам, или из учебника ученик сообщает ответ в трубку телефона.

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной...

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр.

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

ребенок, игра, дидактическая игра, занимательный материал, упражнение, задача, учебный материал, занимательный математический материал, дошкольный возраст, младшая группа.

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Похожие статьи

Дидактическая игра в младшем школьном возрасте

игра, дидактическая игра, младший школьный возраст, учебный материал, действие, правило игры, учебный процесс, учебная деятельность, познавательный интерес, правило.

Развитие творческого воображения и фантазии младших...

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве

Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства при использовании природного материала.

Дидактическая игра как средство развития мышления младших...

ребенок, пословица, развитие мышления, загадка, игра, слово, ситуация, предмет, младший школьный возраст, учащийся.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала.

Решая примеры либо выполняя задания по карточкам, или из учебника ученик сообщает ответ в трубку телефона.

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной...

Предупреждение перегрузок обучающихся с умственной отсталостью младшего школьного возраста на уроках путем применения дидактических игр.

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

Использование дидактических игр для коррекции дислексии...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

ребенок, игра, дидактическая игра, занимательный материал, упражнение, задача, учебный материал, занимательный математический материал, дошкольный возраст, младшая группа.

Использование дидактических игр как средства развития...

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задать вопрос