В работе представлены результаты оценки доминирующей установки сельских школьников в отношении природы. Анализ результатов приводится в гендерном и образовательном аспектах. Доминирующей установкой сельских школьников в отношении природы является — эстетическая, школьники видят природу, прежде всего, как объект красоты. Эстетическая установка в отношении природе наиболее характерна для девушек. От среднего звена обучения к старшему звену увеличивается доля лиц с эстетической, когнитивной и прагматической установками, одновременно снижается доля лиц с этической установкой.
Ключевые слова: природа, школьник, экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, отношение к природе.
Важнейшая роль в решении проблем охраны окружающей среды принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на нашей Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к природной среде, и не только знать, но и чувствовать личную ответственность за ее состояние. В современном мире преобладают потребительские взгляды на природу, слаб уровень восприятия экологических проблем, недостаточна развита роль в природоохранной работе. В связи с этим, целью экологического образования и воспитания должно быть формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые обеспечивают развитие ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, формирование экологической культуры [3].
Для достижения наилучших результатов, экологическое образование и воспитание, необходимо строить, опираясь на знание уже сформированных экологических установок у учащейся молодёжи. Анализ особенностей личностного отношения индивида к природе позволило бы построить обучение и воспитание таким образом, чтобы изменить установку «пассивного любования» и потребительского отношения к природе пониманием того, что окружающий мир — это объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несёт персональную ответственность [2].
Целью настоящего исследования явилось определение типа доминирующей установки сельских школьников в отношении природы. Объект исследования — школьники 7–11 классов сельской школы. Исследованием было охвачено 72 человека (35 юношей, 37 девушек), средний возраст испытуемых варьировал от 12 до 17 лет.
Исследование проводилось по методике, разработанной В. А. Ясвиным, С. Д. Дерябо — методика «ЭЗОП». Исследование проводилось в стандартных условиях учебного заведения в виде группового тестирования. Условно выделяют четыре типа установок в отношении к природе: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка); как объект изучения, знаний (когнитивная установка); как объект охраны (этическая установка); как объект пользы (прагматическая установка) [1].
Результаты исследования показали (табл. 1), что большинство опрошенных школьников (35 %) воспринимают природу, прежде всего, как объект красоты (эстетическая установка). Чуть меньшее количество респондентов (31,7 %) воспринимают природу как объект охраны (этическая установка). Для 17,9 % школьников природа — это объект изучения (когнитивная установка), а для 15,4 % природа — это объект пользы (прагматическая установка). Таким образом, у сельских школьников доминирует эстетическая и этическая установка в отношении к природе.
Гендерный анализ типа установки в отношении природы (табл.1) показал, что большинство девушек — 39,6 % воспринимают природу как объект красоты, а большая часть юношей (32,3 %) — как объект охраны. То есть, у юношей на первом месте находится этическая установка к природе, на втором месте — эстетическая установка. У девушек, наоборот, на первом месте — эстетическая установка, на втором месте — этическая установка.
Приблизительно одинаковое количество школьников (18,6 % юношей и 17,1 % девушек) воспринимают природу как объект изучения, т. е. имеет место когнитивная установка, 18,4 % юношей и 12,2 % девушек воспринимают природу как объект пользы (прагматическая установка).
Таблица 1
Тип установки вотношении природы,%
Испытуемые
Тип установки в отношении природы |
Среднее звено (7–8 классы) |
Старшее звено (9–11 классы) |
Школьники вцелом (7–11 классы) |
||||||
юноши (n=22) |
девушки (n=13) |
в целом по группе (n=35) |
юноши (n=15) |
девушки (n=22) |
в целом по группе (n=37) |
юноши (n=37) |
девушки (n=35) |
в целом по группе (n=72) |
|
Красота (эстетическая установка) |
30,4 |
40,1 |
34 |
31,1 |
39,3 |
35,9 |
30,7 |
39,6 |
35 |
Изучение (когнитивная установка) |
18,3 |
12,5 |
16,1 |
19,2 |
19,8 |
19,6 |
18,6 |
17,1 |
17,9 |
Охрана (этическая установка) |
35,4 |
36,2 |
35,7 |
27,7 |
28 |
27,9 |
32,3 |
31,1 |
31,7 |
Польза (прагматическая установка) |
15,9 |
11,2 |
14,2 |
22 |
12,9 |
16,6 |
18,4 |
12,2 |
15,4 |
Анализ динамики установок по отношению к природе показал, что доля лиц, воспринимающих природу как объект красоты от среднего звена (7–8 кл) к старшему звену (9–11 кл) несколько увеличивается — от 34 % до 35,9 %. Если в среднем звене 16,1 % школьников воспринимали природу как объект изучения, то к старшему звену доля таковых увеличивается до 19,6 %. Вероятно, это связано с увеличением потребности в знаниях об окружающей среде в связи с увеличением ступени обучения, все большим вовлечением учащихся в практическую экологическую деятельность и исследовательскую деятельность, объектами которых выступают элементы окружающей природы.
Кроме того, увеличивается процент лиц, которые воспринимают природу как объект пользы — от 14,2 % в среднем звене обучения до 16,6 % в старшем звене обучения. Этот факт можно объяснить, с тем, что природа играет в жизни сельского жителя, большую роль по сравнению с городским жителем. Сельский житель получает от природы много благ (топливо, строительные материалы, еда), и сельский школьник с малых лет знает об этой стороне пользы природы, и чем старше школьник, тем он больше вовлекается в деятельность по получения благ от природы. Следует, также отметить сокращение доли лиц, воспринимающих природу как объект охраны — от 35,7 % в среднем звене, до 27,9 % в старшем звене (табл.1).
В целом, можно отметить, что природа для сельских школьников это, прежде всего, объект красоты, особенно это характерно для девушек. Восприятие природы как объекта охраны у школьников находится на втором месте, что более выражено у юношей. Когнитивная и прагматическая установки, как у юношей, так и у девушек находятся на третьем и четвёртом месте, соответственно, при этом доля лиц с когнитивной и прагматической установкой выше среди юношей. От среднего звена обучения к старшему звену увеличивается доля лиц с эстетической, когнитивной и прагматической установками, одновременно снижается доля лиц с этической установкой.
Литература:
- Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст]/С. Д. Дерябо — М.: МПСИ, 1999. — C.295–300.
- Крючек, Д. Проблема отношения к природе в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] /Д.Крючек, Д.Клевцова. — 2003. — Комсомольск-на-Амуре. Эколого-биологический центр. Режим доступа — http://2003.vernadsky.info/works/g6/03340.html — 12.04.2019.
- Семенова, Н. И. Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе//Банк педагогического опыта [Электронный ресурс] /Н. И. Семенова/ Режим доступа — http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/semenova/chemch2.html#d2 — 12.12.2019.