В условиях глобального, конкурентного и противоречивого общества особое звучание приобретает вопрос развития науки и технологий, которые определяют вектор социально-экономического и культурного развития государства, играя важную роль в обеспечении устойчивого развития цивилизации, в оценке рисков и возможных опасностей для человечества.
Развитие науки, технологий, выстраивание инновационной стратегии не может не затрагивать стратегический ресурс государства — молодежь. Молодежь является особым носителем человеческого капитала, от которого зависят его качественные и количественные характеристики. Молодежь — это социально-демографическая группа, вырабатывающая социальные ориентиры, на которые в ближайшей перспективе будет опираться социум. Современные исследователи наделяют молодое поколение такими важными для сферы инновации качествами, как динамичность (активность), предприимчивость, инициативность, подчеркивая первостепенную необходимость развития и «внедрения» инновационного потенциала молодого поколения на благо развития государства.
И. М. Ильинский оценивает молодежь как «жизненную силу общества, сгусток энергии нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических подходов, максимально работоспособен» [5, c.94].
Объединяя приоритетное направление в развитии государства и его главный стратегический ресурс, получаем, что сегодня особое (актуальное) звучание приобретает вопрос исследования инновационного потенциала молодого поколения.
Устойчивый социально-экономический рост Узбекистана зависит от уровня развития и динамизма инновационной сферы. Попытки реформирования этой сферы опираются в основном на инициативы, продвигаемые правительством без учета мнения субъектов инновационной деятельности. Однако многие неудачи внедрения инноваций связаны с недостатком распределения лидерства между разными уровнями организаций и внутри локальных сообществ. Наука, как главный источник нововведений, должна быть органически встроена в экономические, технологические и социокультурные процессы, служить базовым элементом в становлении экономики знаний. Особая роль в такого рода интеграции принадлежит молодым лидерам научной и предпринимательской сфер. Поэтому при разработке приоритетных национальных проектов необходимо принимать во внимание инициативы его субъектов, в частности, молодежи. Привлечение молодежи к реализации приоритетных национальных проектов признается важнейшей задачей государственной молодежной политики Узбекистана. Однако, а наш взгляд, пока не выстроены механизмы включения перспективных молодых людей в структуры, ответственные за принятие решений. Важным становится выработка стратегии согласованных действий молодежных объединений по реализации приоритетных национальных проектов и определение перспективных форм привлечения молодежи к данной работе. Необходимо, изучить барьеры, с которыми сталкиваются молодые люди, и стимулы, способные обеспечить включение наиболее перспективных представителей молодежи в работу по реализации узбекских национальных проектов в различных регионах страны.
Для привлечения перспективной молодежи в процессы инновационной деятельности должны создаваться условия.
Во-первых, образование должно быть качественным, а не количественным. Именно лучшее образование делает будущих специалистов конкурентоспособными.
Во-вторых, нужно предоставлять социальные гарантии и вести грамотную кадровую политику (зарплаты, доступное жилье, перспективы профессионального роста). Например, в более развитых странах СНГ крупные предприятия предоставляют жилье перспективной молодежи, причем с погашением в течение времени значительной части его стоимости [1, c.178]. Таким образом, решаются вопросы и закрепления кадров, и создания выгодной мотивации тем молодым специалистам, которые строят свою карьеру на предприятиях промышленности. Мы считаем, что такая зарубежная практика была бы полезной в условиях Узбекистана.
В-третьих, очень важно предоставить молодым исследователям надлежащие условия. Речь идет о необходимости поиска новых форм развития инновационной инфраструктуры как элемента инновационной деятельности. А для эффективного использования создаваемой инфраструктуры необходима целенаправленная подготовка подрастающего поколения к инновационной деятельности, а также разработка механизма вовлечения студенческой молодежи в инновационную деятельность [4, c.164]. Этот механизм должен включать, прежде всего, разработанный план, который предусматривает реализацию следующих направлений:
– вовлечение студенческой молодежи в инновационную деятельность;
– адаптацию студенческой молодежи в компании;
– совершенствование условий для развития профессиональных компетенций и карьерного продвижения студенческой молодежи;
– развитие международного молодежного сотрудничества.
В-четвертых, следует регулярно организовывать научные семинары и тренинги с участием ведущих специалистов Узбекистана и зарубежья, способствующие повышению компетенций молодых участников инновационной деятельности. Одним из приоритетов в создании инновационной экономики является вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, творческую, деятельность; получение ими знаний, умений и навыков организации проектной деятельности и ведения инновационного бизнеса [3, c.57].
Немаловажен для молодежи сегодня и фактор духовного роста, культурного развития, то, как они проводят досуг. Все вместе это влияет на развитие активного молодого поколения — будущего нашей стран.
Таким образом, очень сложно переоценить роль молодежи в развитии страны, особенно в сегодняшнее время, когда современную молодежь характеризуют такие признаки как стремление к высокому уровню образованности, нестандартное мышление, умение быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, желание использовать полученные теоретические знания на практике и т. д. Исходя из этого, сегодня руководство страны уделяет огромное внимание инновационной деятельности молодежи и их вовлечению в научную жизнь.
Литература:
- Амадаев А. А., Расумов В. Ш., Дасаев Д. Р. Роль молодежи в инновационной политике региона (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 178–180.
- Гамидов Г. С. и др. Основы инновации и инновационной деятельности. — СПб.: Политехника, 2000. — С. 10.
3. Давыдкина О. А. Инновационное развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства региона: монография — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2015. — С. 57.
4. Кузнецова В. П., Мыльникова С. А. Особенности вовлечения вузовской молодежи в инновационную деятельность // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 31 марта 2014 г.: в 13 ч. Ч. 3. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. — С. 164.
- Ilinsky I. M. Educational Revolution. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian and Social Academy, 2002. 592 p.
- https://cyberleninka.ru/article/n/17845845