Особенности китайско-российского торгового сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 29.12.2019

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Чжан, Нин. Особенности китайско-российского торгового сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» / Нин Чжан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65883/ (дата обращения: 19.11.2024).



Хотя китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество стабильно и быстро развивается, оно по-прежнему далеко от уровня политических отношений между двумя странами. С тех пор как в 2013 году Китай предложил инициативу «Один пояс один путь», масштабы китайско-российской торговли испытывали сильные и слабые колебания. Хотя китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество сталкивается со многими проблемами, но оно сохранило устойчивую тенденцию роста, и появились новые точки экономического роста, особенно, построили инфраструктуры в рамках инициативы «Один пояс один путь», например, построили международные транспортные коридоры. Китайско-российское сотрудничество предоставило огромные возможности для развития, и перспективы сотрудничества очень широки.

Ключевые слова: российско-китайские отношения, «Один пояс, один путь», сотрудничество, особенности.

Although Chinese-Russian trade and economic cooperation is steadily and rapidly developing, it is still far from the level of political relations between the two countries. Since China proposed the “the Belt and Road” Initiative in 2013, the scale of Chinese-Russian trade has experienced strong and weak fluctuations. Although Chinese-Russian trade and economic cooperation faces many challenges, it has maintained a steady growth trend, and new points of economic growth have appeared, especially built infrastructures as part of the “the Belt and Road” initiative, for example, built international transport corridors. Chinese-Russian cooperation has provided tremendous development opportunities, and the prospects for cooperation are very broad.

Keywords: Chinese — Russian relations, “the Belt and Road”, cooperation, features.

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество является важной частью всеобъемлющего стратегического партнерства. Сотрудничество на высоком уровне неизбежно принесет больше экономических прибыли двум странам. Особенно после создания инициативы «Один пояс, один путь», торговое сотрудничество между Китаем и Россией станет инновационным, и перспективы сотрудничества двух стран широки.

  1. После реализации рамок инициативы «Один пояс, один путь» масштабы китайско-российской торговли продолжали расширяться. В настоящее время Китай стал крупнейшим в России импортером и шестым по величине экспортером.

Таблица 1

Статистика двусторонней торговли между Китаем иРоссией (2013–2018 гг.) (по данным главного управления таможни КНР млрд. Долларов) [3]

Объем импорта и экспорт (млн долл)

Скорость роста

Российский экспорт вКитай

Скорость роста

Импорт из Китая

Скорость роста

Российский торговый дефицит

Скорость роста

2013

683.3

-9.0 %

166.4

-30.8 %

516.9

1.3 %

350.5

29.8 %

2014

884.0

-29.4 %

375.1

125.4 %

508.9

-1.6 %

133.8

-61.8 %

2015

635.52

-28.1 %

286.06

-23.7 %

349.46

-31.3 %

97.5

12.1 %

2016

4677.5

-11.1 %

2854.

-16.9 %

1822.6

-0.3 %

1032.3

-35.8 %

2017

840.71

20.8 %

411.95

27.7 %

428.76

14.8 %

1,158

27.7 %

2018

1070.6

27.1 %

3909

39.4 %

7075.5

24 %

-

-

В связи со снижением мировых цен на энергоносители и влиянием геополитических проблем России экономический рост в России замедлился, и курс рубля обесценился. В 2015 году, хотя объем торговли между двумя странами снизился, масштабы и общий объем торговли не сократились. В 2016 году китайско-российская торговля восстановилась: объем импорта и экспорта российской и китайской продукции составил 66,11 млрд долларов США, увеличившись на 4,0 % по сравнению с 2015 годом. Среди них, российский экспорт в Китай — 28.02 млрд долларов США, что составляет 9,8 % от общего объема российского экспорта, увеличившись на 1,5 %; Россия импортирует из Китая 38,09 млрд долларов США, что составляет 20,9 % от общего объема российского импорта, увеличившись на 1,8 %. Кроме того, Китай является крупнейшим источником импорта нефти России: Китай импортировал более 40 миллионов тонн российской сырой нефти, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28 %. В 2017 году подскочили до 20,8 %, а объем торговли нефти между двумя странами достиг 3,5 млрд. Долларов США. Согласно этой скорости развития, объем торговли нефти между Китаем и Россией, как ожидается, превысит 4 млрд. Долларов США или даже приблизится к 5 млрд. Долларов США. В 2018 году объем торговли между Китаем и Россией достиг 107,06 млрд долларов. США, впервые превысив 100 млрд. Долларов США, достигнув рекордного уровня, увеличившись на 27,1 %. По темпам роста, он занимает первое место среди основных торговых партнеров Китая. Китай продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером России. С непрерывным улучшением двусторонних отношений, будущее объема двусторонней торговли, как ожидается, будет высоким.

  1. Китайско-российская структура торговли была оптимизирована, появились новые основные моменты.

До 2013 года китайско-российская двусторонняя торговля была в основном сосредоточена в традиционных областях сотрудничества, таких как энергетика, тяжелая промышленность. После реализации инициативы «Один пояс, один путь», китайско-российская торговая структура была оптимизирована, и городское потребление в Китае и России стало новым стимулом. Прорыв и инновации стали основной темой китайско-российского сотрудничества.

На фоне растущего взаимного политического доверия между двумя странами, возросла готовность к сотрудничеству между предприятиями обеих сторон. Согласно неполной статистике, теперь в России существует более 1200 предприятий, финансируемых из Китая, которые охватывают машиностроение, автомобили, бытовую технику, связь, сельское хозяйство, финансы, электронную коммерцию, легкую промышленность и другие области.

Две страны активно продвигают стратегические проекты в традиционных областях энергетики, транспорта и авиакосмической промышленности. В то же время, достиг быстрый рост в областях торговли сельскохозяйственной продукцией, трансграничной электронной торговли и высокотехнологичной продукции.

Во-первых, прагматично продвигаются торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией в области энергетики и логистики. В настоящее время успешно реализуются китайско-российский газопровод Восточная линия проект Ямал СПГ и строительство железнодорожного моста Тунцзян и автодорожного моста Хэйхэ. Как и планировалось, развитие транспортной системы в России и Китае постепенно интегрируется, что имеет большое значение для стимулирования роста грузов между двумя странами и увеличения объемов транзитных перевозок.

Во-вторых, китайско-российское сельскохозяйственное сотрудничество неуклонно развивается и стало крупнейшей новой точкой роста двусторонней торговли. Категория сельскохозяйственной продукции между двумя странами расширяется. Кроме того, китайские компании активно участвовали в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке России, осуществляли проекты по селекционному и интеграционному сельскохозяйственному сотрудничеству и добились хороших социально-экономических выгод.

В-третьих, трансграничная электронная торговля быстро ростит. В первом полугодии 2017 года объем китайско-российской электронной торговли составил около 1,6 млрд. Долларов США, увеличившись на 26,6 % в годовом исчислении. В настоящее время на долю китайско-российской торговли в электронной торговле приходится 80 % продаж на международном рынке электронной коммерции в России, а заказы российских интернет-покупателей на покупку китайских товаров через интернет увеличились в годовом исчислении.

Появление этих новых основных моментов имеет большое значение для расширения пространства торгово-экономического сотрудничества, оптимизации структуры торгово-экономического сотрудничества и содействия скоординированному и устойчивому развитию двусторонней торговли.

Сообщается, что в ближайшие несколько лет Китай и Россия будут продолжать оптимизировать структуру двусторонней торговли, укреплять сотрудничество в областях энергетики, производства оборудования, сельского хозяйства и аэрокосмической промышленности и рассматривать цифровую экономику, такую как большие данные, интернет вещей и умные города, как новое сотрудничество.

  1. Энергетическое сотрудничество и лесная инвестиция стало одним из направлений развития.

Товарооборот России с КНР составил около 89,21 миллиарда долларов США, более половины (67,89 %) российского экспорта приходится на поставки «минерального топлива, нефти и нефтепродуктов». На втором месте в российском экспорте в Китай находятся поставки «цветных металлов» (7,42 %), прежде всего меди и алюминия. На третьем месте — поставки «древесины и изделий из нее» (7,08 %). По статистическим данным, общий объем китайских прямых инвестиций в России увеличился на 22,59 % и составил 3,58 миллиарда долларов США. Главными приоритетами инвестиционной деятельности КНР в России являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика.

Стоит отметить, что создание инициативы «Один пояс, один путь» и установление китайско-российского всестороннего стратегического партнерства сотрудничества сильно способствуют глубокому сотрудничеству в области лесного хозяйства между Китаем и Россией. В последние годы китайско-российское инвестиционное сотрудничество в области лесной промышленности быстро развивалось и стало одной из важнейших областей развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. и китайские компании инвестировали более 3 миллиардов долларов США в область лесного хозяйства России, вот это создав большое количество рабочих мест в России.

В 2018 году Китай импортировал более 100 миллионов кубометров древесины. а общие запасы древесины в России и прилегающих районах достигли 7,6 миллиарда кубометров, 70 % лесов — это зрелые леса или даже перезрелые леса, которые необходимо вырубить, готовность России экспортировать лесоматериалы также очень высока, а китайско-российская лесная торговля весьма взаимодополняема. В то же время, строительство инициативы «Один пояс, один путь» способствовало открытию поездов Китая и России, и сыграло важную роль в содействии китайско-российской торговле древесиной.

Недавно на первой международной конференции по продвижению лесоматериалов в Сюйчжоу, кампании из Китая и России подписали соглашение, которое о сотрудничестве для совместного строительства российского рынка прямого маркетинга и сбыта древесины в Сюйчжоу. Это свидетельствует о том, что китайско-российское сотрудничество в области ресурсов проникло в экономически развитые районы восточного Китая и вырвалось на новый уровень под влиянием строительства инициативы «Один пояс, один путь».

Полностью были реализованы свыше 60 двусторонних российско-китайских экономических проектов, согласованных во время визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. Основные темы проектов помогали слиянию усилий в работе компаний обоих государств в нефтегазовой сфере. В то же время подписан меморандум между «Газпромом» и Китайской национальной шельфовой компанией. Согласно этому меморандуму, Газопровод «Алтай» должен соединить месторождения в Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая и предполагается, что первый газ по нему будет поставлен в 2019 году. В будущие время поставки газа из России в КНР могут превысить экспорт в страны ЕС.

Выводы

В настоящее время, в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве России и Китая наблюдается подъём, который выражается в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, заметном усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству. При руководстве Путина и Си Цзиньпина, две страны стремительно сблизились. В целом, сотрудничество с Китаем в рамках «Один пояс, один путь» сулит немалые экономические и торговые перспективы для России.

Литература:

  1. Марина Сидорова. Китай упорядочит лесное сотрудничество с Россией. ОКТЯБРЬ 2017, № 10 (114).
  2. Цзоу Тун. Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере электронной торговли между КНР и Россией / Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 174–178.
  3. Главное управление таможни КНР [Электронный ресурс] — онлайн пресс-брифинг — 2018.1.12 Режим доступа: http://fangtan.customs.gov.cn/
  4. Дружба с Китаем способна дать России большую прибыль https://vz.ru/economy/2017/7/3/877055.html
  5. Канцелярия Советника по торгово-экономическим вопросам Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс] — 2017.1.16 Режим доступа: http://ru.mofcom.gov.cn/article/jmxw/201701/20170102502299.shtml
  6. Объём торговли между Росcией и Китаем вырос на 20 процентов https://lenta.ru/new/2017/06/08/chinarus/
  7. Россия и Китая открывают новые горизонты экономического сотрудничества https://ru.journal — neo.org/2017/02/14/rossiya — i — kitaj — otkry — vayu t- novy — e — gorizonty — e — konomicheskogo — sotrudnichestva/
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, доллар США, один, двусторонняя торговля, китайско-российская торговля, российский экспорт, скорость роста, китайско-российское сотрудничество, китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество.


Похожие статьи

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы «Один пояс—один путь»

Стратегии повышения рыночных позиций российско-китайских совместных предприятий

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...

Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»

В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...

Перспективы развития российско-китайских экономических отношений

Перспективы Китайско-белорусского индустриального парка в условиях межкультурной разницы

Беларусь расположена в важном узле инициативы «Один пояс, один путь», и экономическая и торговая деятельность между Китаем и Беларусью привлекла внимание двух правительств. Китайско-Белорусский индустриальный парк — это две страны Китая и Беларуси. ...

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Японии: региональный аспект

Шанхайская организация сотрудничества как инструмент укрепления мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе

Программа «Восточное партнерство» и ее перспективы

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на российскую экономическую сферу

В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в ...

Похожие статьи

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы «Один пояс—один путь»

Стратегии повышения рыночных позиций российско-китайских совместных предприятий

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь»

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития на территории Российской Федерации основных маршрутов международных транспортных коридоров МТК «Транссиб» и Байкало-Амурской магистрали, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», дается количественная о...

Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»

В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...

Перспективы развития российско-китайских экономических отношений

Перспективы Китайско-белорусского индустриального парка в условиях межкультурной разницы

Беларусь расположена в важном узле инициативы «Один пояс, один путь», и экономическая и торговая деятельность между Китаем и Беларусью привлекла внимание двух правительств. Китайско-Белорусский индустриальный парк — это две страны Китая и Беларуси. ...

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Японии: региональный аспект

Шанхайская организация сотрудничества как инструмент укрепления мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе

Программа «Восточное партнерство» и ее перспективы

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на российскую экономическую сферу

В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в ...

Задать вопрос