В статье кратко анализируется текущая ситуация и особенности сотрудничества в области высшего образования между двумя странами, а также непрерывное развитие китайско-российских отношений в контексте инициативы «Один пояс и одна дорога». Также анализируются некоторые проблемы и противоречия, возникающие в ходе сотрудничества и обмена в области высшего образования между Китаем и Россией; и разъясняется процесс получения новых знаний с целью лучшего построения китайско-российской системы сотрудничества в сфере высшего образования.
Ключевые слова: Китай и Россия, «Один пояс и одна дорога», высшее образование, китайско-зарубежное кооперативное образование.
В настоящее время обе страны достигли консенсуса в отношении совместной работы над программой «Один пояс и одна дорога», а также продемонстрировали широкую и углубленную тенденцию сотрудничества и обмена в сфере образования. В 2014 г. Китай и Россия подписали «Меморандум о поддержке формирования китайско-российского альянса подобных университетов между Министерством образования Китая и Министерством образования России», который открыл новый механизм для управления партнерским сотрудничеством между университетами на правительственном уровне.
В последние годы китайско-российское сотрудничество в сфере культуры и образования весьма было плодотворным. В 2019 г. Китай направил 24226 своих студентов в российские университеты и их число увеличилось на 23,6 % по сравнению с 2018 г. [1], а число российских студентов, обучающихся в Китае, также возросло до 18 тысяч. Поэтому анализ текущей ситуации и проблем китайско-российского сотрудничества в сфере высшего образования имеет практическое значение.
- Сотрудничество между Китаем иРоссией всфере высшего образования сегодня
На основе определения трансграничного высшего образования, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [2], в данной статье анализируются основные модели развития китайско-российского высшего образования с точки зрения трансграничного перемещения иностранных студентов и международной работы образовательных учреждений.
1.1. Объёмы обмена студентами между Россией и Китаем.
Согласно статистике, в 2018 г. в Китае обучалось 492185 иностранных студентов из 196 различных стран и регионов, из них из России — 19239 человек — седьмое место от общего числа. В последние годы трансграничный поток китайских и российских студентов, обучающихся за рубежом, в целом увеличился.
1.2. Объёмы международной работы образовательных учреждений.
Та же статистика говорит нам, что количество совместных китайско-российских проектов в области образования и число совместных учебных заведений довольно сильно уменьшилось, а количество выданных научных степеней от бакалавра и выше — увеличилось. Сейчас семь из восьми таких учебных заведений находятся в Китае (четыре, дающих степень от бакалавра или выше и три профессиональных колледжа). А единственным в России является Китайско-Российский институт транспорта (НГУ). При этом, 62,5 % всех выданных дипломов имеют академический уровень от бакалавра и выше.
В последние годы сотрудничество в области профильных дисциплин конкретных ВУЗов стало активизироваться.
Так, в августе 2015 г. министерства образования обоих стран официально выпустили документ, утверждающий создание первого китайско-российского кооперативного университета — Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне. В том же году, Пекинский государственный университет путей сообщения вместе с Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) объединили усилия для создания первого китайско-российского зарубежное учебного заведения. Апрель 2017 г. ознаменовался ещё одним событием: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) и Технологический институт Чжунюань организовали Джунюан-Санкт-Петербургский авиационный институт [4], а Педагогический университет Вэйнань в сотрудничестве Московским государственным педагогическим университетом (МПГУ) образовали Вэйнань-Московский художественный институт.
Видно, что китайско-российское сотрудничество в области высшего образования по направлениям железнодорожного транспорта, аэрокосмической промышленности, художественного образования и других важных дисциплин демонстрирует тенденцию ускоренного развития.
-
Основные вопросы сотрудничества всфере высшего образования между Китаем иРоссией
- Нынешнее положение китайско-российского отношений в области образования в действующих университетах в целом таково: хотя в последние годы инициативы создания китайско-российского кооперативного учебного заведения действительно сыграли определенную роль в преодолении дефицита высоко квалифицированных образовательных кадров в Китае, однако, по ряду причин, таких как небольшая история участия крупных ВУЗов в подобной деятельности, отсутствие эффективной подготовки кадров и недостаточное сотрудничество между двумя сторонами, основная цель всех этих мероприятий (а именно: содействие развитию и реформированию высшего образования обоих стран) всё ещё далека от достижения.
- Недостаточное качество работы некоторых университетов серьезно подорвало общую репутацию этих программ. Согласно данным состояния китайско-иностранного сотрудничества в действующих университетах с 2010 по 2015 годы, предоставленными министерством образования Китая результаты, Хэнань университет и Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) совместно организовали программы обучения для студентов по направлениям «управление информацией» и «информационные системы». Однако, результаты по 32 университетским программам были оценены как «неудовлетворительные».
Некоторые кооперативные университеты сталкиваются с серьезными проблемами, такими как несоразмерная оплата и несоблюдение университетских стандартов. Эти явления показывают, что, хотя текущее трансграничное высшее образование между Китаем и Россией достигло определенных результатов, ему не хватает надежной системы надзора и мест для обучения талантов профильным специальностям. Эти явления и проблемы серьезно подорвали общее доверие к китайско-иностранным кооперативным образовательным программам и привели к не самым лучшим социальным последствиям.
- Реальное просвещение
Можно сказать, что Китай и Россия применяют различные модели развития трансграничного высшего образования в соответствии с собственными нуждами и особенностями. С тех пор как в 2003 г. Россия стала полноправным участником «Болонского процесса», под активным руководством российского правительства, многие колледжи и университеты встали на путь привлечения в свои стены иностранных студентов и отправки собственных учеников заграницу. В настоящее время в высшем образовании Китая используется лишь модель привлечения иностранных студентов.
На стратегическом уровне следует придать большое значение китайско-российскому трансграничному высшему образованию (в особенности это касается сферы культурной самобытности), воспитать большое количество специалистов, способных содействовать сотрудничеству между двумя сторонами, и тем самым закладывать прочную социальную основу для сотрудничества в прочих областях.
С точки зрения управления образованием на высшем уровне, министерство образования КНР и компетентные органы российской власти должны усиливать надзор и управление ходом китайско-российского сотрудничества в действующих университетах. С точки зрения управления на местах, университеты должны придавать более серьезное значение китайско-российскому сотрудничеству, стремясь вывести эти отношения на этап преобразования от количества к качеству. При создании новых образовательных организаций и проектов необходимо стремиться к высокому качеству оказания образовательных услуг.
Литература:
1. Российское агентство по спутниковой связи. 2020. Доступно на: http://sputniknews.cn/russia_china_relations/202003101030965742/.
2. Internationalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges[M]. Paris, 2004: 32.
3. Министерство образования КНР.2019.Доступно на: http://sputniknews.cn/russia_china_relations/202003101030965742/
4. Сеть новостей Джунюан технологического института.2017. Доступно на: https://www.zut.edu.cn/info/1041/19075.htm.
5. Ланцзюнь «Историческое исследование трансграничного сотрудничества в действующих университетах современного китайского и зарубежного высшего образования». «Управление образования университета». 2010(3).